Культура и природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которую можно представить в виде стихийной системы и в виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность. Так, понимаемая природа образует единство с человеком в экономическом отношении, ибо, согласно К.Марксу, человек начинается относиться к ней как «к своей лаборатории», «к своему неорганическому телу… к неотъемлемой предпосылке его индивидуальности, к способу существования последней»

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….. 3
2. Культура и природа……………………………………………………………… 4
3. Экологический аспект культуры…………………………………………………5
4. Человек как существо биологическое и культурное……………………………5
5. Географическая среда и ее влияние на жизнь человека……………………….. 6
6. Взаимосвязь и взаимодействие природы и культуры………………………… 8
7. Экологическая культура как средство сохранения человека в мире
природы…………………………………………………………………………….. 8. Пути преодоления глобального экологического кризиса с точки зрения культуры……………………………………………………………………. 14
9. Концепции «устойчивого развития»…………………………………………
11.Заключение
12.Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

титульник2.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная  реальность, но и природная  сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума.

     Для естественно-природных явлений, принципы происхождения находятся в самих  этих явлениях. В то время как  для артефактов, явлений, созданных  культурой, принципы происхождения находятся вне этих явлений, в голове человека, проектирующего и осуществляющего продуцирование артефактов.

     В этом можно усматривать несовместимость  природы и культуры. Существует точка  зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке.

     Однако  очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что  культура трансформирует, преобразовывает  то, что дано первой природой. По этому  поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает теорию природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека. Однако более предпочтительной кажется идея обобщения этих двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры.

     Человек здесь выполняет роль соединительного  звена двух типов эволюции – природной  и культурной или, как еще говорят  творческой эволюции.

     Человек обладает внутренней принадлежностью  к природе и культуре, внутренней принадлежностью  к естественной и творческой эволюции. В конце концов, культура – это пересозданная человеком природа. Человек, «пересотворяя природу», утверждает тем самым себя как субъекта культуры, как ее создателя, и, следовательно, как Человека.

     Культура  все более сложно и более глубоко  опосредует отношение человека к  природе. Как следствие этого  – нарастает степень отчужденности  природы и человека. Созидая надприродную реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования. Культура   века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим экологические проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид.

 

     Экологическая культура как средство сохранения человека в мире природы.

     Проблема  повышения экологического культурного  уровня человечества стоит сейчас как  никогда остро, так как она  связана с безопасностью нашей  дальнейшей жизни. Поэтому, как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля». Опасность самоуничтожения человечества в результате бездумного потребительского природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с природной средой, ставит перед обществом, проблему поиска путей формирования экологической культуры личности.

              «Экологическая культура» - емкое  и многоплановое понятие. Оно  касается не только уровня технического, экономического развития общества, но и всей духовной жизни человека, его интересов, склонностей, способностей, взаимодействия с другими людьми, с окружающей средой. Экологическая культура теперь рассматривается все чаще с культурологических позиций, как феномен общей культуры, в котором пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида.

     Экологическая культура выступает как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Ее формирование, становление несводимо к простому усвоению экологических знаний и норм. В связи с жизненно важной необходимостью осознания человеком своей социальной и нравственной ответственности за состояние окружающей среды, в современных исследованиях все отчетливей прослеживается нравственный аспект в понимании сущности экологической культуры как части общей культуры личности. В ее основе лежит, прежде всего, ценностное отношение человека к явлениям окружающего мира. Иначе говоря, экологическая культура - это такой уровень сознания личности, который управляет и мышлением, и всей деятельностью человека на основе личностного принятия им абсолютной ценности жизни. 

     В аксиологическом аспекте экологическая культура как часть общей культуры представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Содержание жизнедеятельности человека определяется направленностью личности на познание, осмысление общечеловеческих ценностей.  

     В деятельностном аспекте экологическая  культура представлена как специфические способы жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Освоение личностью культуры здесь предполагает освоение ею способов практической деятельности. В процессе деятельности человек выступает субъектом культуры, создаются и закрепляются ее образцы. Культура, как универсальная характеристика деятельности, определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления.

              Необходимой характеристикой экологической  деятельности выступают ее неразрушительные способы, безущербный характер взаимодействия с окружающей средой, преобразующий характер в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование. 

     В личностно-творческом аспекте проявляется  направленность деятельности человека на творческую самореализацию в мире социума и природы. Здесь культура функционирует на личностном уровне.

              Экологическая культура личности – это особое свойство личности как субъекта культуры, проявляющееся в его духовной жизни и поступках как способ самореализации, основанное на осознании себя частью социо-природной среды во взаимозависимых связях с нею и на внутренней потребности в сохранении окружающей среды, исходя из принятия абсолютной ценности жизни и нравственной ответственности перед собой, обществом и природой, перед настоящим и будущим. 

     Пути  преодоления глобального экологического кризиса с точки зрения культуры.

     Экологический кризис - что это такое? Слово экология происходит от двух греческих слов - “экос”- происходит от греческих слов “ойкос” - дом, и “логос” - изучаю. Таким образом в грубом переводе “домоведение” это наука о собственном жилище, каковым и является наша земля для каждого населяющего ее существа. В строгом понимании вопроса различаются различные экосистемы. В частности есть экосистемы локальные и глобальные, замкнутые и незамкнутые, самодостаточные и внешнезависимые. Углубление в вопрос позволяет  сказать, что любое сообщество живых организмов и систем может носить название экосистемы. При этом следует учитывать, что и наша Земля, несмотря на широко распространенное заблуждение является незамкнутой экосистемой. Она напрямую зависима от энергии, которую получает из космоса. В настоящее время мы лишь приближаемся к пониманию разнообразия форм этой энергии.  Воспринимаемая как данность, она, тем не менее, является тем базисом на котором зиждется все разнообразие форм жизни на Земле. Оборвись эта связь и все живое будет поставлено на грань вымирания. Но даже не обрыв, а лишь небольшое нарушение баланса, способно привести к необратимым изменениям.

     Кризис. Слово происходит от греческого “кризис” или “кринейн”, что в буквальном переводе означает - принимать решение. Исходя из того сдвига семантического поля слова, которое произошло в результате широкого его употребления, можно констатировать, что принятие любого решения уже само по себе есть занятие неприятное.  Но что делать, если в доме действительно не все ладно и “принятие решения по наведению порядка в доме”, как мы теперь можем перевести словосочетание “экологический кризис”, уже давно должно было состояться. В противном случае, нерадивые хозяева рискуют быть погребены грузом собственного невежества и преступной халатности.

     Что же указывает на необходимость принятия такого решения? Может не стоит особенно беспокоиться и зря расходовать  драгоценные ресурсы? Что конкретно  может указывать на приближающуюся катастрофу?

     Вот лишь неполный список указывающих на общее неблагополучие:

     1.   глобальное потепление, сдвиг климатических  зон;

     2.   озоновые дыры;

     3.   частично обратимое загрязнение  окружающей среды;

     4.   неуничтожимые радиоактивные отходы;

     5.   эрозия и сокращение площадей  плодородных почв;

     6.   демографический взрыв;

     7.   истощение невозобновляемых минеральных  ресурсов;

     8.   энергетический кризис;

     9.   резкий рост числа ранее неизвестных  и зачастую неизлечимых болезней;

     10. недостаток продуктов питания,  перманентное состояние голода  большей части населения планеты,;

     11. Истощение ресурсов мирового  океана и его загрязнение. 

     Вот неполный перечень тех проблем с  которым приходится сталкиваться человечеству. Некоторые исследователи считают источником всех несчастий технический прогресс, некоторые - внезапный взрывообразный рост населения планеты. Сегодня   важно   сознавать  неразрывную связь  природы  и  общества,  которое носит взаимный  характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что "природа не может   перечить  человеку, если  человек не перечит её законам".  С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности     оказывают значительное  воздействие  на  общественное развитие.  Эти факторы  могут ускорять  или замедлять  темп развития  стран и  народов, влиять  на общественное  развитие труда.  С другой стороны общество влияет на естественную   среду   обитания   человека. история человечества  свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду  обитания,   так  и  о пагубных её последствиях.    Нет необходимости доказывать, что общественная жизнь находится  в постоянном изменении. Немецкий философ начала 19 века Гегель утверждал, что  общественное  развитие есть движение вперёд от несовершенного  к  более совершенному.

     Рост  масштабов  хозяйственной деятельности   человека,  бурное  развитие научно-технической       революции  усилили отрицательное   воздействие   на   природу, привели    к    нарушению    экологического равновесия на планете.  Возросло   потребление     в   сфере материального производства  природных ресурсов. За годы  после второй мировой войны было   использовано   столько  же минерального сырья,  сколько за  всю предыдущую  историю человечества. Поскольку запасы угля, нефти, газа,  железа и  других полезных ископаемых не  возобновляемы, они  будут исчерпаны, по расчётам  учёных  через   несколько десятилетий.  Но  даже   если  ресурсы и относятся к категории возобновляемых, это вовсе не значит, что с ними все в порядке. Большинство этих ресурсов  на деле быстро  убывает,  вырубка  леса  в  мировом масштабе   значительно   превышает  прирост древесины,  площадь   лесов,  дающих  земле кислород   уменьшается   с   каждым  годом.  Главный  фундамент  жизни - почвы,  повсюду на Земле деградируют. В то  время как Земля накапливает  один  сантиметр  чернозёма  за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за  три года.  Не   меньшую   опасность представляет  собой   загрязнение  планеты. Мировой океан  постоянно загрязняется из-за расширения  добычи    нефти   на   морских промыслах.    Огромные    нефтяные   пятна губительны   для  жизни   океана.  В  океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр  океанской воды  сейчас приходится 17  тонн  различных отбросов  суши.   Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое   другое  в огромных количествах попадают в реки и озёра.

     Главное,  однако,  не  в  полноте списка этих  проблем,  а  в  осмыслении  причин их возникновения,   характера  и,   что  самое важное,  в  выявлении  эффективных путей и способов их разрешения.    Подлинная    перспектива выхода из экологического  кризиса в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Одно из направлений такого развития - создание  безопасных   производств.  Используя достижения  науки, технологический  прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства  не загрязняли окружающую  среду, а вновь поступали в производственный  цикл как  вторичное сырьё.

     Несомненным можно считать тот факт, что  только человек как ничто друге, как никакие другие внешние воздействия, ответственен за накопление груза проблем. Давление на биосферу возрастает прямо пропорционально росту населения планеты. Неразрешимые пока проблемы внутри человеческого сообщества  не позволяют сконцентрировать все силы и средства на решении экологических проблем. Человечество пока с большей охотой создает средства разрушения  нежели средства созидания.

Информация о работе Культура и природа