Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

Содержание

Философская и медицин. проблема
2. Философ. как мировоззрение и методология медицины
3. Модели возникновения болезней в истории медицины
4. "Философия оптимизма" Мечникова и проблема дисгармоничности человеческой природы
5. Сопричастность старости хроническим болезням. Дильман - "Четыре модели медицины"
6. Детерминизм и причинность
7. Категории "часть" и "целое" Организм - диалектическое единство
8. Биоэтика: генезис и основные проблемы
9. Принципы и правила биоэтики. Модели врачевания
10. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека
11. Феномен психосоматической дезадаптации
12. Специфика познания в медицине
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
14. Истоки формирования научной медицины
15. Статус медицины в науке
16. Основные законы логики и мышление врача

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

Среди заповедей  древней медицины, дошедших до наших  дней, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя  Гиппократа « не навреди», обращенный ко всем медикам. Вся история человечества убеждает в том, что развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и  воспитанности людей, уровня общей  культуры народа, нравственных принципов  справедливости в обществе. А справедливость, согласно Цицерону, заключается в  том, чтобы «никому не вредить  и приносить пользу».

Упадок греческой  и римской философско-этической  культуры сопровождался долгим периодом застоя и в медицинской теории и практике. Возможно, что морально-этические  аспекты медицины практически во всех великих философских системах прошлого характеризуются двумя  особенностями: доктринальностью и  назидательностью. Доктринальность  любой этики означала, что последняя  является составной частью общей  философско-моральной системы. Примером именно такой этики могут служить  учения Гиппократа и Галена. В них  уже имела место этико-философская  направленность воззрений в сфере  медицины. Доктринальность и назидательность  медицинской этики воплощались  в соответствующей нормативной  системе, содержанием которой стала  целостная программа нравственного  поведения врача.

В девятнадцатом  веке врач и писатель В.В.Вересаев писал  «…Как это ни печально, но нужно  сознаться, что у нашей науки  до сих пор нет этики… Необходима этика в широком философском  смысле… Узкие вопросы врачебной  практики, прежде всего должны решаться именно с философской точки зрения, и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую  этику».

Сегодня моральные  требования в медицинской среде  радикально изменились. Причиной тому служат новые медицинские технологии – генная инженерия, трансплантология, искусственное оплодотворение и  другие. Немало острейших философско-этических  проблем порождают современные  биомедицинские эксперименты, проводимые на животных, клонирование. Эти технологии опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая  общественность вынуждает вырабатывать принципиально новые этические  принципы и критерии нравственных оценок в медицине и науке, создавать  новые моральные контрольные  структуры, действие которых должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена общества новых  технологий.

Мораль всегда выражает действительные общественные интересы, при этом выражаясь внутри человеческой личности. Творческий характер врачебной деятельности восходит не только к диалектическим тонкостям  клинического мышления, но и к необходимости  постижения врачом гносеологических проблем  и морально-этических норм профессионального  исследования человека и качественного  улучшения его сущности. При формировании современного менталитета врача  необходимо обращать внимание на воспитание у него философско- нравственных и  этических качеств, на развитие в  нем истинного гуманизма. В современных  условиях каждый медицинский работник должен настойчиво овладевать психолого-философскими знаниями, профессиональными навыками и обладать высокими нравственными  качествами. Указанные требования закрепились в деонтологии как науки о врачебном долге. Благодаря И.Канту деонтология стала синонимом нравственной философии.

Философские и  этические проблемы в медицине имеют  глубокие логические и исторические корни. Они определяются прежде всего  теми вечными проблемами, которые  составляют сущность мировоззрения  медиков – их отношение к жизни, здоровью, смерти. В философско-моральном  плане проблема, например, страдания  человека занимала мысли философов  и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим  фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (Ф.Бэкон, И.Кант и др.) учили людей искусству  избавления от страданий.

Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет  своё философское значение и морально-этическую  ценность до настоящего времени только потому, что представляет собой кодекс самых разнообразных и принципиальных требований ко всем медикам. Термин «деонтология»  в советскую медицинскую науку  и практику был введен в 40-х годах 20 века профессором медицины Н.Н.Петровым. Он исследовал его преимущественно  для обозначения реально существующей медицинской практики строгого соблюдения врачебного долга. Сегодня деонтология  понимается и принимается медицинскими работниками как профессиональное учение о должном в медицине, о  высоком гражданском долге врача  – не только перед каждым отдельно взятым больным, но и перед обществом  в целом.

Одним из ключевых требований медицинской деонтологии  считается развитие у врача особо  гуманного отношения к личности больного, а также высокой ответственности  за все свои действия. Врач призван  не только профессионально лечить пациента, но и морально поддерживать его.

Конечно философская  этика заключается не только в  вежливости по отношению к больным. Она предполагает прежде всего высочайший профессионализм – владение искусством врачевания. Профессионализм – это  показатель подготовленности медика к  ответственной работе, его нравственно-этическая  характеристика. Высокий профессионализм  определяет личный авторитет врача. Но он не мыслится без умения правильно, уверенно, спокойно обращаться с больным. Личное обаяние, доброта, скромность тоже являются составляющими профессионализм  медика. В этом выражается единство кумулятивного и некумулятивного  характера развития медицинского мировоззрения. Но с накоплением новых научных  сведений происходит качественное изменение  нравственно-этического медицинского менталитета. Он получает своё новое  философско-методологическое и морально-этическое  обеспечение. Это даёт повод мыслящим врачам рассматривать современное  развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания. Ведь известно, что прогресс медицинской теории и практики находится  в органичной связи с философией и общественной моралью, а также  зависит от состояния экономики, естествознания и техники.

В основе самого перехода от традиционного медицинского менталитета к современному лежит  прежде всего смена общефилософских  и морально-этических установок. Намного более важную стали играть гуманитарные критерии в нравственно-профессиональной парадигме медицины. С изменением мировоззрения, и, как следствие, менталитета  медиков изменилось и общественное мнение относительно того, что не следует  считать излечением. Современная  медицина знает уже многое о протекании процессов выздоровления, но, к сожалению, пока не может научно объяснить его  исходные причины. Отсюда возникает вопрос об истинных критериях морально-философской оценки лечения, его научно-гносеологических корнях. Пока данная проблема медикам представляется в какой-то мере абстрактной. Однако под влиянием эволюции научно-теоретического познания постепенно складывается новый медицинский менталитет. Он и методологически, и философски, и нравственно, и этически отличается теперь от медико-биологического, медико-гносеологического, и медико-социального менталитета. В связи с этим перед врачами и философами встала насущная задача совместного поиска новых мировоззренческих, методологических (философских), философско-этических принципов познания и обучения в системе здравоохранения. Результатом возникающей перед медицинской общественностью проблемы стало учреждение Президиумом РАМН Совета по философским проблемам современной медицины.

Философско-методологическая нацеленность и нравственно-этическая  напряженность медицинской науки  предполагает, что сам процесс  опытного эксперимента, как и любое  теоретическое осмысление нового медицинского знания об объеме врачебного воздействия, зависят от сложившегося в общественном сознании мнении о допустимости передела живого.

Вот уже более  тех десятилетий в научно-медицинских  кругах всего мира в связи с  этим происходят оживленные дискуссии  по поводу новой роли этики в медицине, точнее – вокруг социально-философских  и философско-этических проблем  современной биомедицины.

Первостепенной  сегодня считается задача философского осмысления целесообразности, да и  вообще допустимости создания нового в биосфере.

Совершенно иначе  ставится вопрос о моральных (философских, религиозных) принципах научных  исследований в контексте зарождения новой этики поведения медиков, отражающей современный этап научно-технического и технологического процессов в  биомедицине.

Основным моральным  принципом биоэтики является принцип  уважения чести и достоинства  человека. Это касается и права  индивида на свободный личный выбор  жизни или смерти. Впервые об этом праве на «личную смерть» заявил философ Ф.Бэкон. Что же такое  эвтаназия – проявление милосердия или преступление? Этот вопрос стал ныне одним из важнейших в биоэтике.

Гуманизм и  нравственность – это этические  принципы медиков. Гуманизм и нравственно-этические  принципы медицины тесно взаимосвязаны  внутренней логикой общественного  бытия. Принципами гуманизма насыщаются сегодня и главные смыслообразующие направления в международном  сотрудничестве. Поэтому есть необходимость  философски обосновать новейшие технологии в биомедицине, так как некоторые  философски мыслящие специалисты-медики опасаются прежде всего того, что  использование некоторых из этих технологий может приблизить катастрофу земной биосферы, а вместе с ней  – и человеческий разум.

Цель философского гуманизма в биомедицине состоит  именно в том, чтобы побудить ученых отказаться от неуёмного рационализма и отказаться от опрометчивых опытов по созданию нового живого.

Философия гуманизма  предлагает критично осмыслить естественную коэволюцию традиционных морально-этических  требований, соотнося их с современными научно-техническими технологическими достижениями.

Распространение в медицинской среде современного философского гуманизма неразрывно связано с задачами практического  разрешения комплекса сложнейших проблем. Одной из них является проблема, связанная с новейшими методами диагностики и лечения болезней века; проблема эвтаназии, клонирования.

Процесс гуманизации  медицины, преобразования её духовно-интеллектуального  и морально-этического начал должен осуществляться через воскрешение  гуманистической философии прошлого, через органическое соединение общих  принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-философского понимания  задач изменение природы будущего человека, современный гуманизм провозглашает  такие приоритетные принципы, как  справедливость и альтруизм, бережливость и щедрость, милосердие и сострадание, стремление к новому и уважительное отношение к прошлому.

Современные философы, ученые и медики рассматривают нравственность и разум человека как целостный  социально-культурный феномен. Здоровье – это способность организма  адаптироваться к любым изменениям в природе и обществе. Болезнь  не представляет собой нарушение  способности приспосабливаться  к изменениям внешних и внутренних условий. Поэтому все естественные науки в настоящее время представляют собой область изучения и проведения испытания разумных форм и видов  природы на предмет познания возможностей их качественного применения с целью  обеспечения их выживания в критических, постоянно изменяющихся условиях внешней  среды. То есть, научное познание жизни  есть испытание объекта живой  природы с целью получения  достоверной информации о нем  самом. Поэтому здесь внутренне  наличествует и морально-этический  аспект.

Биоэтика как  идеология здравоохранения привлекает внимание мировой общественности, в  частности медицинской к моральным, правовым аспектам. В процессе осмысления учеными и медиками противоречивых проблем биомедицина закладывает  новый мировоззренческий и мыслительный фундамент их самосознания. Проблемы её настолько сложны, что требуют  особого внимания мировой общественности, также глубокого философски-нравственного  осмысления.

Заключение.

Рассмотрев в  данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с  первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование  процессов болезни, их причины, а  в последствии, уже в Древней  Греции зародилась взаимосвязь с  философией. На протяжении веков эти  науки тесно переплетаются. Через  философскую методологию формируется  система медицинских знаний, специфика  клинического мышления, формируется  теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

Литература.

  • Саркисов Д.Ю. Философия в системе медицинского образования. Клиническая медицина, 1999, № 1, с.21
  • Совещание по философским проблемам современной медицины. Москва, 1998, с.187
  • Проблемы медицинской деонтологии, 1998.
  • Вопросы философии, 2001, №1, с.7
  • Введение в биоэтику. Уч. пос., М.- 1998, с.260
  • Чуваков В.И. Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологические проблемы. Новосибирский университет, 1991, с.184
  • Решетников А.В. Социология медицины, 2002, с.976
  • Уайтт Д. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики., пер. с англ., изд. «Мир», 2003, с.359
  • Философские проблемы медицины и биологии.: Республиканский межведомственный сборник., МЗ УССР. – Киев, Здоровья, 1989, 126с.
  • Философия и медицина. Под. ред. В.Д. Серапонтов, А.А. Корольков, ЛГУ, 1986, 212с.

Саркисов Д.Ю. Философия в системе медицинского образования. Клиническая медицина, 1999, № 1, с.21

Совещание по философским  проблемам современной медицины. Москва, 1998, с.187

Проблемы медицинской  деонтологии, 1998.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"