Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:38, реферат
Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.
Философская и медицин. проблема
2. Философ. как мировоззрение и методология медицины
3. Модели возникновения болезней в истории медицины
4. "Философия оптимизма" Мечникова и проблема дисгармоничности человеческой природы
5. Сопричастность старости хроническим болезням. Дильман - "Четыре модели медицины"
6. Детерминизм и причинность
7. Категории "часть" и "целое" Организм - диалектическое единство
8. Биоэтика: генезис и основные проблемы
9. Принципы и правила биоэтики. Модели врачевания
10. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека
11. Феномен психосоматической дезадаптации
12. Специфика познания в медицине
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
14. Истоки формирования научной медицины
15. Статус медицины в науке
16. Основные законы логики и мышление врача
Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.
16. Основные законы логики и мышление врача
Работа врача начинается с диагностики. Наблюдение, оценка выявляемых симптомов и умозаключение - таковы обязательные ступени на пути к распознаванию болезней и постановке диагноза [3, 6]. В соответствии с этим содержание диагностики можно разделить на несколько разделов [25]. Первый включает методы наблюдения и обследования больного - врачебная диагностическая техника. Второй посвящен изучению симптомов, обнаруживаемых исследованием, - семиология, или семиотика. В третьем выясняются особенности мышления врача при построении диагностических заключений - методика диагноза. Первые два раздела подробно разработаны и составляют основное содержание руководств по диагностике. Третьему разделу диагностического процесса - логике врачебного мышления -- уделяется значительно меньше внимания.
Соблюдение законов и правил формальной логики имеет решающее значение для достоверности мыслительного процесса [10]. Диагностический процесс - это прежде всего процесс врачебного мышления, наивысшей рационализации которого можно добиться, только опираясь на законы логики. Логические законы должны применяться на всех стадиях и при всех формах мыслительных операций врача, определяя качество диагностического процесса. Без знания логических законов невозможно установить истинность врачебного мышления. "Правильное построение и формулировка диагноза представляют собой сложный процесс оперирования умозаключениями, суждениями и понятиями. И каждая из этих форм мышления требует неукоснительного соблюдения законов логики. Успешность, правильность и достоверность врачебных заключений появляются тогда, когда заключения доказаны, когда они глубоко продуманы, проанализированы и осознаны. Анализ же мыслительного процесса невозможен без учета законов логики" [31].
В то же время
необходимо сознавать, что законы формальной
логики - это не законы объективной
действительности, которые изучает
диалектическая логика, а законы мышления,
форма познания, функция разума [32].
"Логическое основание (основание
познания) не следует смешивать с
реальным (причиной). Причина касается
действительных вещей, логическое основание
- только представлений" [38]. Формальная
логика не занимается индуктивными рассуждениями,
она исследует дедуктивный
Индуктивное рассуждение основывается на наблюдении и эксперименте, опираясь на сбор и последующее обобщение фактов. Дедукция же представляет собой выведение заключений, которые с достоверностью следуют из аксиом или утверждений о фактах уже известных. Говоря о доказательстве, в логике имеют в виду дедуктивное доказательство: вывод является достоверным, если невозможно, чтобы его посылки были истинными, а заключение ложным [32]. Правила формальной логики нигде и ни при каких обстоятельствах не могут оказаться несостоятельными, если их правильно применять.
Методология диагноза
- это, по сути, методика обследования больного
по определенному алгоритму, включающему
систему операций, применяемых по
определенным правилам, которая должна
приводить к правильному
Расспрос.
Непосредственное (клиническое) обследование больного.
Предварительный диагноз.
Дополнительные методы обследования.
Клинический диагноз.
Данная схема диагностического процесса является дедуктивной
От
симптома к синдрому,
от синдрома к диагнозу. Выявление
симптомов еще не определяет болезнь.
Необходимо установить связь и единство
всех обнаруженных явлений как следствие
сущности патологического процесса. Отдельный
симптом имеет смысл только в связи с общим
состоянием организма. Вторым этапом диагностического
процесса является объединение симптомов
в синдромы. Синдром -- группа симптомов,
связанных единым патогенезом. При отсутствии
патогенетической связи любая группа
симптомов носит название "симптомокомплекс".
Синдром должен являться промежуточной
ступенью диагноза. В период выявления
синдромов происходит переход от простой
констатации симптомов к установлению
более глубоких связей и причинных зависимостей
между ними. Уточнение этиологии, как третий
этап диагностики, способствует восхождению
к высшей ступени диагностического процесса
- установлению нозологической формы болезни.
Историческая связь медицины и философии.
Медицина в
системе наук представляет собой
некое проблемное поле естествознания,
обществоведения и гуманитарных
наук, прежде всего философии. Последняя
способствует совершенствованию понятийного
аппарата всего практического
Медицина нуждается
в укреплении связей с философией
как живительной средой духовного
обитания и дальнейшего развития
предметно-понятийного
Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.
В практическом
медицинском познании бытия жизни
предметное мышление сформировалось спонтанно.
Оно зародилось еще задолго до
того, как сложился философско-научный
(понятийный) стиль мышления первых
врачевателей. Эмпирическое медицинское
познание длительное время существовало
как явление, подчиненное религиозно-
Научно-медицинское
(теоретическое) познание исторически
зарождалось вместе с философскими
учениями древних греков. Начиная
с пробуждения интереса у мыслящих
врачей к философскому постижению первопричин
мира, места и роли человека в
нем, медицина стала активно насыщаться
философским смыслом. Немного позже
у медиков появилась и
Всё это не могло не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские системы и научная медицина никак не смогли бы развиваться совместно и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.
Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто».
Данной способностью
медицина обязана философии, снабдившей
ее специальным (предметно-понятийным)
методом клинического мышления. Развиваться
полноценно они могли лишь совместно.
У них один объект познания (человек)
и один и тот же практический интерес-
состояние здорового образа жизни
как результата действия многих субъективных
и объективных факторов. Без медицинских
и философских знаний сегодня
в принципе не могут нормально
функционировать и
Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.
2). Своеобразие медицины как науки.
Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.
Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.
Медицина как
по сути своей всегда молодая и
динамично развивающаяся наука
обладает огромным потенциалом для
познания человека на базе новейшего
экспериментального и клинического
материала в области био-, психо-,
социомедицинских и других видов
исследований. Она выступает как
цель и смысл этого познания, к
которому применимы все параметры
системно-структурного анализа. Начиная
с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный
подход постепенно превратился в
общенаучный метод практически
во всех формах исследования, а в
наше время он становится нормативом
теоретического мышления и в медицинской
науке. Обращение к системно-
Комплексное изучение
человеческого организма в
3). Система медицинских знаний.
Анализ системы
медицинских знаний направлен прежде
всего на философское осмысление
медиков и их деятельности по сохранению
и укреплению здоровья людей, продления
их жизни, устранение эпидемий. Поэтому
существует системный принцип
а) система здравоохранения является важнейшей сферой обеспечения гражданских прав и свобод, а также одном из основных факторов национальной безопасности страны;
б) здоровье населения
и медико-демографические
в) здоровье человека зависит в большей степени от его образа мыслей, чувств, поведения;
г) охрана здоровья населения является важнейшей функцией и обязанностью государства и всех ветвей власти;
д) государство должно нести ответственность перед народом за здоровье каждого гражданина и состоянием окружающей среды и отчитываться перед мировым сообществом.
Большинство философов, занимающихся общечеловеческой проблематикой, все чаще задает вопрос о том, является ли медицина только искусством лечения или это вид научного мировоззрения людей.
Современная медицинская
наука представляет собой целый
комплекс клинических социально-
Информация о работе Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"