Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

Содержание

Философская и медицин. проблема
2. Философ. как мировоззрение и методология медицины
3. Модели возникновения болезней в истории медицины
4. "Философия оптимизма" Мечникова и проблема дисгармоничности человеческой природы
5. Сопричастность старости хроническим болезням. Дильман - "Четыре модели медицины"
6. Детерминизм и причинность
7. Категории "часть" и "целое" Организм - диалектическое единство
8. Биоэтика: генезис и основные проблемы
9. Принципы и правила биоэтики. Модели врачевания
10. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека
11. Феномен психосоматической дезадаптации
12. Специфика познания в медицине
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
14. Истоки формирования научной медицины
15. Статус медицины в науке
16. Основные законы логики и мышление врача

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

Медицина принципиально  отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных  и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения  и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

16. Основные законы  логики и мышление  врача

Работа врача  начинается с диагностики. Наблюдение, оценка выявляемых симптомов и умозаключение - таковы обязательные ступени на пути к распознаванию болезней и постановке диагноза [3, 6]. В соответствии с этим содержание диагностики можно разделить  на несколько разделов [25]. Первый включает методы наблюдения и обследования больного - врачебная диагностическая техника. Второй посвящен изучению симптомов, обнаруживаемых исследованием, - семиология, или семиотика. В третьем выясняются особенности мышления врача при построении диагностических заключений - методика диагноза. Первые два раздела подробно разработаны и составляют основное содержание руководств по диагностике. Третьему разделу диагностического процесса - логике врачебного мышления -- уделяется значительно меньше внимания.

Соблюдение законов  и правил формальной логики имеет  решающее значение для достоверности  мыслительного процесса [10]. Диагностический  процесс - это прежде всего процесс  врачебного мышления, наивысшей рационализации которого можно добиться, только опираясь на законы логики. Логические законы должны применяться на всех стадиях и  при всех формах мыслительных операций врача, определяя качество диагностического процесса. Без знания логических законов  невозможно установить истинность врачебного мышления. "Правильное построение и  формулировка диагноза представляют собой  сложный процесс оперирования умозаключениями, суждениями и понятиями. И каждая из этих форм мышления требует неукоснительного соблюдения законов логики. Успешность, правильность и достоверность врачебных  заключений появляются тогда, когда  заключения доказаны, когда они глубоко  продуманы, проанализированы и осознаны. Анализ же мыслительного процесса невозможен без учета законов логики" [31].

В то же время  необходимо сознавать, что законы формальной логики - это не законы объективной  действительности, которые изучает  диалектическая логика, а законы мышления, форма познания, функция разума [32]. "Логическое основание (основание  познания) не следует смешивать с  реальным (причиной). Причина касается действительных вещей, логическое основание - только представлений" [38]. Формальная логика не занимается индуктивными рассуждениями, она исследует дедуктивный вывод. Ее предмет - дедуктивное доказательство с точки зрения его достоверности.

Индуктивное рассуждение  основывается на наблюдении и эксперименте, опираясь на сбор и последующее обобщение  фактов. Дедукция же представляет собой  выведение заключений, которые с  достоверностью следуют из аксиом или  утверждений о фактах уже известных. Говоря о доказательстве, в логике имеют в виду дедуктивное доказательство: вывод является достоверным, если невозможно, чтобы его посылки были истинными, а заключение ложным [32]. Правила  формальной логики нигде и ни при  каких обстоятельствах не могут  оказаться несостоятельными, если их правильно применять.

Методология диагноза - это, по сути, методика обследования больного по определенному алгоритму, включающему  систему операций, применяемых по определенным правилам, которая должна приводить к правильному клиническому диагнозу:

Расспрос.

Непосредственное (клиническое) обследование больного.

Предварительный диагноз.

Дополнительные  методы обследования.

Клинический диагноз.

Данная схема  диагностического процесса является дедуктивной

От  симптома к синдрому, от синдрома к диагнозу. Выявление симптомов еще не определяет болезнь. Необходимо установить связь и единство всех обнаруженных явлений как следствие сущности патологического процесса. Отдельный симптом имеет смысл только в связи с общим состоянием организма. Вторым этапом диагностического процесса является объединение симптомов в синдромы. Синдром -- группа симптомов, связанных единым патогенезом. При отсутствии патогенетической связи любая группа симптомов носит название "симптомокомплекс". Синдром должен являться промежуточной ступенью диагноза. В период выявления синдромов происходит переход от простой констатации симптомов к установлению более глубоких связей и причинных зависимостей между ними. Уточнение этиологии, как третий этап диагностики, способствует восхождению к высшей ступени диагностического процесса - установлению нозологической формы болезни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Историческая  связь медицины и философии.

Медицина в  системе наук представляет собой  некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя  способствует совершенствованию понятийного  аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие  взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной  системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж  самой медицины как важнейшей  сферы общечеловеческой культуры заметно  тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни  человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях  античной философии обозначил еще  великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия  на человека относится к Новому времени, когда она стала органично  связываться с философскими концепциями  жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта  и других мыслителей.

Медицина нуждается  в укреплении связей с философией как живительной средой духовного  обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик  немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии».

Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с  момента появления первых явных  признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.

В практическом медицинском познании бытия жизни  предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское  познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому  мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтому  приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались  между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями.

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически  зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная  с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин  мира, места и роли человека в  нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже  у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную  телесно-духовную сущность человека. В  конце концов естественным образом  сформировалась диалектическая взаимосвязь  между философским осмыслением  природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим  мышлением, стремящимся объяснить  порой парадоксальные явления в  человеческой жизнедеятельности.

Всё это не могло  не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного  мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские  системы и научная медицина никак  не смогли бы развиваться совместно  и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.

Философия активно  помогает медикам на многие известные  им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл  предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это  видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто».

Данной способностью медицина обязана философии, снабдившей ее специальным (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться  полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и тот же практический интерес- состояние здорового образа жизни  как результата действия многих субъективных и объективных факторов. Без медицинских  и философских знаний сегодня  в принципе не могут нормально  функционировать и совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и политика, система  образования и спорт, культура и  так далее. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью.

Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, - это  непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские  знания и опыт врачевания оказывают  прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового  образа жизни целых народов, а  также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает  еще более ценностное специальное  гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.

2). Своеобразие  медицины как науки. 

Сегодня можно  говорить о том, что медицина –  это не только искусство практического  врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый  арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

Медицина принципиально  отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных  и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения  и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

Медицина как  по сути своей всегда молодая и  динамично развивающаяся наука  обладает огромным потенциалом для  познания человека на базе новейшего  экспериментального и клинического материала в области био-, психо-, социомедицинских и других видов  исследований. Она выступает как  цель и смысл этого познания, к  которому применимы все параметры  системно-структурного анализа. Начиная  с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный  подход постепенно превратился в  общенаучный метод практически  во всех формах исследования, а в  наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской  науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня  прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим  обобщении и объяснении таких  проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение  биологического и социального, психического и соматического.

Комплексное изучение человеческого организма в норме  и патологии всегда естественным образом связывается с философией. Медицина, по сути, всегда философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, медицина представляет собой необходимую систему человеческого жизнеобеспечивания.

3). Система медицинских  знаний.

Анализ системы  медицинских знаний направлен прежде всего на философское осмысление медиков и их деятельности по сохранению и укреплению здоровья людей, продления  их жизни, устранение эпидемий. Поэтому  существует системный принцип здравоохранения:

а) система здравоохранения  является важнейшей сферой обеспечения  гражданских прав и свобод, а также  одном из основных факторов национальной безопасности страны;

б) здоровье населения  и медико-демографические процессы (рождаемость, инвалидность, смертность и т.д.) зависят от экономического и социально-политического состояния  общества, от отношения государства  к проблемам охраны здоровья населения;

в) здоровье человека зависит в большей степени  от его образа мыслей, чувств, поведения;

г) охрана здоровья населения является важнейшей функцией и обязанностью государства и  всех ветвей власти;

д) государство  должно нести ответственность перед  народом за здоровье каждого гражданина и состоянием окружающей среды и  отчитываться перед мировым сообществом.

Большинство философов, занимающихся общечеловеческой проблематикой, все чаще задает вопрос о том, является ли медицина только искусством лечения  или это вид научного мировоззрения  людей.

Современная медицинская  наука представляет собой целый  комплекс клинических социально-гигиенических  медико-биологических дисциплин. Ее будущее зависит от характера  взаимодействия всех естественных, гуманитарных и технических наук. Кроме того, её развитие постепенно всё больше будет связываться с решением проблем общеметодологического  и философско-мировоззренческого порядка. Д.С.Саркисов писал: «Должно происходить  органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих  врачей, потому что плодотворное обсуждение таких центральных проблем, как  проблемы этиологии, патогенеза, нервизма, основ регуляции нарушенных функций  и других, в настоящее время  невозможно без рассмотрения фактических  материалов медицинской науки через  призму основных законов материалистической диалектики, ее категорий, принципов, диалектико- материалистической теории познания.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"