Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

Содержание

Философская и медицин. проблема
2. Философ. как мировоззрение и методология медицины
3. Модели возникновения болезней в истории медицины
4. "Философия оптимизма" Мечникова и проблема дисгармоничности человеческой природы
5. Сопричастность старости хроническим болезням. Дильман - "Четыре модели медицины"
6. Детерминизм и причинность
7. Категории "часть" и "целое" Организм - диалектическое единство
8. Биоэтика: генезис и основные проблемы
9. Принципы и правила биоэтики. Модели врачевания
10. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека
11. Феномен психосоматической дезадаптации
12. Специфика познания в медицине
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
14. Истоки формирования научной медицины
15. Статус медицины в науке
16. Основные законы логики и мышление врача

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

Главная цель современной  медицины - благополучие пациента, и  восстановление здоровья подчинено  этой цели как один из составляющих элементов. Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением Биоэтика (принцип "уважения прав и достоинства человека") Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

 

9. Принципы и правила  биоэтики. Модели  врачевания

Для того, чтобы  понять, какие морально-этические  и ценностно-правовые принципы лежат  в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

Модель Гиппократа ("не навреди" )Принципы врачевания, заложенные "отцом медицины" Гиппократом (460-377гг. до н.э.) , лежат у истоков  врачебной этики как таковой. В своей знаменитой "Клятве" , Гиппократ сформулировал обязанности  врача перед пациентом.

Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, "Клятва" не потеряла своей  актуальности, более того, она стала  эталоном построения многих этические  документов. Например, Клятва российского  врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.

Модель Парацельса ("делай добро" )Другая модель врачебной  этики сложилась в Средние  века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.) . В отличие  от модели Гиппократа, когда врач завоевывает  социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает  патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени  отношения врача и пациента подобны  отношениям духовного наставника и  послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений  врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет  божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Деонтологическая  модель (принцип "соблюдения долга" )В основе данной модели лежит принцип "соблюдения долга" (deontos по-гречески означает "должное"). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний  морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским  сообществом, социумом, а также собственным  разумом и волей врача для  обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой "кодекс чести" , несоблюдение которого чревато дисциплинарными  взысканиями или даже исключением  из врачебного сословия.

Учитывая право  человека на охрану здоровья, исторически  сложившиеся модели моральных отношений "врач-пациент" и состояние  современного общества можно сформулировать следующие четыре синтетические  модели отношений между врачом и  пациентом.

1. Модель "технического" типа

Одно из следствий  биологической революции - возникновение  врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому "быть беспристрастным" . Он должен опираться на факты, избегая  ценностных суждений.

Лишь после  создания атомной бомбы и медицинских  исследований нацистов, когда за испытуемым не признавалось ни каких прав (опыты, проводимые над заключенными концентрационных лагерей) , человечество осознало опасность  подобной позиции. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей. Врач в процессе принятия решения не может  избежать суждений морального и иного  ценностного характера.

2. Модель сакрального  типа

Противоположной к описанной выше модели является патерналистская модель отношений "врач-пациент" . Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту  модель как сакральную.

Основной моральный  принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: "Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда" . В классической литературе по медицинской  социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются  образы родителя и ребенка.

Однако, патернализм  в сфере ценностей лишает пациента возможности принимать решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, для сбалансированной этической  системы необходимо расширить круг моральных норм, которых должен придерживаться медик.

Приносить пользу и не наносить вреда . Ни один человек  не может снять моральную обязанность  приносить пользу и при этом полностью  избежать нанесения вреда. Этот принцип  существует в широком контексте  и составляет только один элемент  всего множества моральных обязанностей.Защита личной свободы . Фундаментальной ценностью  любого общества является личная свобода. Личная свобода и врача, и пациента должна защищаться, даже если кажется, что это может нанести какой-то вред. Мнение какой-либо группы людей  не может служить авторитетом  при решении вопроса о том, что приносит пользу, а что наносит  вред.Охрана человеческого достоинства . Равенство всех людей по их моральным  качествам означает, что каждый из них обладает основными человеческими  достоинствами. Личная свобода выбора, контроль над своим телом и  собственной жизнью содействует  реализации человеческого достоинства - это этика, развиваемая по ту сторону  идей Б. Ф. Скиннера."Говорить правду и исполнять обещания" . Моральные  обязанности - говорить правду и исполнять  обещания - столь же здравые, сколь  и традиционные. Можно лишь сожалеть о том, что эти основания человеческого  взаимодействия могут быть сведены  до минимума ради того, чтобы соблюсти принцип "не навреди" ."Соблюдай справедливость и восстанавливай ее" . То, что называют социальной революцией, усилило озабоченность общества равенством распределения основных медицинских услуг. Иными словами: если охрана здоровья - право, то это  право - для всех.Отрицательной чертой данной модели является то, что соблюдение всех указанных выше принципов возложено исключительно на врача, что требует от него высочайших моральных качеств. К сожалению, сейчас подобный подход при оказании медицинских услуг труднореализуем вследствие высокого уровня дискриминации по различным признакам (расовому, материальному, половому и пр.) .

3. Модель коллегиального  типа

Пытаясь более  адекватно определить отношение "врач - пациент" , сохранив фундаментальные  ценности и обязанности, некоторые  этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в  друге коллег, стремящихся к общей  цели - к ликвидации болезни и  защите здоровья пациента.

Именно в этой модели взаимное доверие играет решающую роль. Признаки сообщества, движимого  общими интересами, возникли в движении в защиту здоровья в бесплатных клиниках, однако, этнические, классовые, экономические  и ценностные различия между людьми делают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, труднореализуемым.

4. Модель контрактного  типа

Модель социальных отношений, которая более всего  соответствует реальным условиям, а  также принципам описанной выше "биоэтической" исторической модели, - это модель, основанная на контракте  или соглашении. В понятие контракта  не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трактовать скорее символически как традиционный религиозный  или брачный обет, который подразумевает  соблюдение принципов свободы, личного  достоинства, честности, исполнение обещаний и справедливости. Данная модель позволяет  избежать отказа от морали со стороны  врача, что характерно для модели "технического" типа, и отказа от морали со стороны пациента, что  характерно для модели сакрального  типа. Она позволяет избежать ложного  и неконтролируемого равенства  в модели коллегиального типа. В  отношениях, основанных на "контракте" , врач осознает, что в случаях  значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управления своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей  совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или  не заключается вовсе.

В модели контрактного типа у пациента есть законные основания  верить, что исходная система ценностей, используемая при принятии медицинских  решений, базируется на системе ценностей  самого пациента, а множество разных решений, которые врач должен принимать  ежедневно при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными идеалами больного.

Кроме того, модель контрактного типа подразумевает морально чистоплотность и пациента, и врача. Решения принимаются медицинскими работниками на основе доверия. Если доверие утрачивается, то контракт расторгается.

10. Социально-биологическая  обусловленность  здоровья и болезни  человека

Правильное понимание  здоровья человека даёт представление  о социально-биологической сущности человека. Ещё античные мыслители  и врачи (Аристотель, Гиппократ и  др.) в результате наблюдений за жизнью людей, их образом и условиям жизни  отмечали, что социальные факторы  наряду с природными составляют сущность человека и влияют на здоровье, Именно эти социальные черты человека (изготовление орудий труда, речь, мышление, сознание и т.д.) отличали человека от животных, добавляли в него новые качества. Человек-новое качество, новый сплав биологического и социального, в котором роль мастера, делающего этот сплав, принадлежит социальному. Однако черты "животности" никогда не исчезнут у человека и в определённых проявлениях сохраняются. Но не так выражено. В отличие от животных, способных в лучшем случае лишь добавлять средства к существованию, человек производит их для удовлетворения своих жизненных потребностей, т.е. активно (осознанно) преобразует мир и, изменяя его, преобразует и самого себя.

Итак, исходя из представлений о человеке как  о социально-биологическом существе, мы утверждаем, что на уровне человека социальное оттесняет биологическое  и поэтому состояние здоровья необходимо рассматривать с учётом социального благополучия и биологического компонентов. Именно так определяет здоровье ВОЗ: "Здоровье - состояние  полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Чтобы укреплять  и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии  окружающей среды, образе жизни и  т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное  соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации  по охране здоровья населения в Федеральных  концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно  к нашей стране следующим образом:

генетические  факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ  жизни людей - 50-55%.

болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его  образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время  здоровый образ жизни рассматривается  как основа профилактики заболеваний.

В определении  понятия здорового образа жизни  необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного  человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый  образ жизни  - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

11. Феномен психосоматической  дезадаптации

Психосоматическими  обычно считают расстройства функций  органов и систем, в зпроисхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (стресс, разного рода конфликты, кризисные состояния и т. д.)

Информация о работе Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"