Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

Содержание

Философская и медицин. проблема
2. Философ. как мировоззрение и методология медицины
3. Модели возникновения болезней в истории медицины
4. "Философия оптимизма" Мечникова и проблема дисгармоничности человеческой природы
5. Сопричастность старости хроническим болезням. Дильман - "Четыре модели медицины"
6. Детерминизм и причинность
7. Категории "часть" и "целое" Организм - диалектическое единство
8. Биоэтика: генезис и основные проблемы
9. Принципы и правила биоэтики. Модели врачевания
10. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека
11. Феномен психосоматической дезадаптации
12. Специфика познания в медицине
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
14. Истоки формирования научной медицины
15. Статус медицины в науке
16. Основные законы логики и мышление врача

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

Нужно отметить, что мудрецы древних цивилизаций  наработали и скопили огромное количество научного биологического материала. Его  осмысление несло в себе вначале  религиозно-философские оценки. Но главное состоит в том, что  сам факт свидетельствует о стремлении философствующих медиков осмыслить  и обосновать сущность человека, принципы его существования, а отсюда средства и методы его лечения.

Классическая  греческая медицинская школа  рассматривает человеческий организм в естественной связи с окружающей природой. Она разработала принципы наблюдения и лечения у постели  больного, развила основы врачебной  морали.

На Западе классическая медицина сформировалась как самостоятельная  отрасль научного знания и искусного  умения врачевать почти одновременно с зарождением философии. Данный факт уже сам по себе примечателен. Он свидетельствует о взаимосвязи  и взаимовлиянии этих разных форм познания человека. Истинным основателем  работ по медицине как искусству  врачевания по праву считается Гиппократ. В его учении научно-медицинское  мышление в совокупности с философским  развитием определенных понятий  выросло до такой степени, что  на уровне самосознания представляет соответствующее мнение как единственно  верное, противостоящее отличному, повседневному  суждению о здоровье и болезнях.

Учение Гиппократа не ограничивалось тем, что медицине в нем придавался статус теоретической  науки. Великое достижение мыслителя  состояло в определении им морально-этического облика личности врача как высшего  мерила морального и гражданского долженствования. Ведь врач-философ равен богу.

Таким образом, Гиппократ очертил контуры предметных интересов медицины и философии, где «правильное и неправильное имеет свой предел». Он возражал тем  врачам и философам, которые считали, что, прежде чем формировать практическую медицину, нужно установить, что  представляет собой природа человека вообще. «Я полагаю,- заявлял мыслитель,- что ясное познание природы заимствуется не ниоткуда-либо, а только из медицинского искусства.»

Это не означает, что Гиппократу была чужда сама философия. Наоборот, он активно ратовал за внедрение философского мышления в  медицинскую науку, а медицинских  знаний - в философское мировоззрение. Таким образом, философско-медицинское  учение Гиппократа стало началом  зарождения теоретического медицинского познания. Оно ориентировало врачевателей руководствоваться общими принципами медицинской практики, представляя  ее как искусство. Именно благодаря  Гиппократу медицина утвердила свою самостоятельность. Он требовал от своих  учеников, чтобы они при помощи самых тщательных наблюдений, хорошо продуманных опытов умели правильно  определять причины болезни. В этом уже просматриваются зачатки  эмпирической медицинской науки.

Спустя семь веков после Гиппократа наиболее яркой фигурой в развитии теоретической  медицины становится римский врач, естествоиспытатель и философ Гален, который высоко оценивал роль философии  в становлении строго медицинского знания, создал принципиально новую  систему медицины. Он был убежден, что настоящий врач должен быть философом. Он во многом определил путь развития европейской медицинской мысли. Гален резко критиковал применение в медицинской практике голого догматизма ( когда медицинские знания «конструируются» только разумом), чистого эмпиризма ( когда все знания врача восходят исключительно к опыту), а также  методизма ( когда происходит якобы  сочетание логического метода с  практическим экспериментом). Он был  убежден, что все три принципа (подхода) одинаково необходимы, но только в сочетании друг с другом.

Если внимательно  посмотреть на историю развития мыслительного  акта в медицине, то бросаются в  глаза три этапа диалектической взаимосвязи философии и медицины: натурфилософский, начиная с времен античности (Аристотель, Гиппократ, Гален), механистический – с эпохи Нового времени (Бэкон, Декарт, Локк, Парацельс), целостный (междисциплинарный) – нашего времени. Во всяком случае, на всех уровнях функционирования медицинской мысли на нее периодически воздействуют те или иные философские системы. Они как бы корректируют и гармонизируют научный уровень мышления и образ медицинского познания, которые всегда связаны с естественно-научным и гуманитарным способами определения правильного, то есть здорового образа жизни отдельных людей и общества в целом.

При различении уровней познания в медицине обычно отмечаются два: эмпирический и теоретический. Причем эмпирическое не сводится к  чувственному, так как оно обязательно  включает в себя логическое (рассудочное), однако на базе чувственных данных. Уже на эмпирическом уровне познания в медицине приходится упорядочивать  необходимые и случайные факторы  в поведении объекта, отвлекаться  от несущественного, нацеливать наблюдение или эксперимент на поиск существенных свойств и зависимостей в изучаемых  объектах. Вместе с тем следует  признать, что только на научно-теоретическом  уровне достигается глубокое постижение жизненной сущности

4). Проблема теории  в медицине.

Многоплановая разработка теории в медицине дает жизнь всему богатству форм и  видов медицинской деятельности. Поэтому всегда есть необходимость  в философском переосмыслении понятийного  аппарата, наработанного на протяжении тысячелетий, в построении строгой  современной системы диалектической взаимосвязи медицинских представлений, категорий и понятий, в выработке  нового стиля научного мышления у  врачей - специфического, предметно- понятийного. Это постепенно приводит к достижению качественно нового уровня овладения  принципиально иным способам клинического мышления. Что, несомненно, должно сказаться  на развитии и сугубо медицинского способа познания человека. Ведь мышление врача оперирует не только представлениями, но понятиями. Система медицинских  представлений и понятий предполагает особый синтетический способ умственной деятельности медика. Теоретическая  деятельность врача есть переработка  созерцания в представления, а затем  в понятия. Последние придают  медицинской теории некую целостность, мыслительную конкретность. Только на теоретическом уровне познания в  наиболее концентрированном виде предстают  все отличительные черты медицинского знания.

Многие считают, что разобщенные экспериментальные  данные еще нельзя считать достоверным  научным знанием. Необходимы связующие  их цепи – законы, теории, идеи или  хотя бы гипотезы. Это обусловлено  природной сложностью процессов  саморазвития живого организма и  человеческого в особенности, а  следовательно, современная теоретическая  медицинская наука остро нуждается  в философской – методологической ориентации при проведении экспериментов  и последующей критической обработке  их результатов. Эмпирическое медицинское  знание позволяет фиксировать процессы, явления и связи между ними. Теоретическое же знание дает возможность  понимать факты, выделять их из общих  наблюдений, вскрывать общную сущность ( основу) определенных явлений, отвечать на вопросы о том, почему и каким  образом происходят те или иные процессы в организме человека. Медицинский  работник сегодня уже не имеет  права быть чистым эмпириком. Именно поэтому в настоящее время  так остро стоит задача совершенствования  теоретической подготовки медиков, развивая у них философскую культуру мышления.

Теория медицины - это основа научного исследования как совокупность определенных правил, приемов, и норм познания вообще. В  самом общем значении – это  способ достижения намеченной цели посредством заранее определенного познавательного замысла. Теория медицины неразрывно связана с выдвижением новых концепций, гипотез. Познавательная деятельность ученого-медика предполагает многообразие ее видов и широкий спектр теорий, которые могут быть классифицированы по самым разным признакам. Среди множества теорий выделяют научные и ненаучные, которые, в свою очередь, разделяются на эмпирические и умозрительные. Чтобы создать научную теорию, способную верно описать медицинскую реальность, необходима и строгая логика эмпирии, и философски осмысленная концепция. Необходимо признать, что эмпирическое (опытное) знание является не только историческим предшественником теоретического, но и непосредственным источником исходных данных для теоретического обобщения и философского осмысления.

Опираясь на философскую методологию, каждая наука  вырабатывает внутри себя и на собственном  материале свой метод мышления. Не являются исключением и медицинские  науки. В них работает многоуровневая система методологического знания. Она опирается на три основные группы методов: философские и общенаучные  методы - это совокупность наиболее общих приемов исследования, применяемых  в научном познании. Та, в работах  отечественных клиницистов, патологов  сформулированы основы видения проблемы гомеостаза (постоянство внутренней среды), а отсюда - феномен здоровья и болезни; предприняты попытки  обосновать понимание последних  как диалектического единства противоположности. Существующая на сегодняшний день научная  система базируется на критическом  осмыслении философской, то есть специфической, предметно-понятийной сферы деятельности врача, охватывающей все процессы течения  и исцеления болезни.

II Философская  методология в медицинском познании.

Философская методология  в медицинском познании исполняет  важную роль в процессе исследовательской  работы и имеет исключительно  практическое значение. Ведь она изучает  не знание и истину как таковая, а  приёмы их получения. Философская методология  медицины призвана выполнять несколько  функций: эвристическую, координирующую и интегрирующую. Она стимулирует  процесс медицинских знаний, провозглашая основой любого исследования диалектический метод познания. Философски-диалектический метод, применяемый в единстве с  формально-логическим, обеспечивает приращение новых знаний в собственно медицинской  сфере познания. Это приращение происходит в особой систематизированной форме. Идея системности знаний является исходным философским элементом научности  во всём естествознании и медицине в частности.

Таким образом, системность в методологи медицинского познания предстаёт сегодня как  органическое соединение основополагающих принципов, позволяющих понять законы функционирования живого организма. Системный, структурно-функциональный, вероятностный  и многие другие подходы в познании предполагают использование общелогических методов: анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии и других. Сюда же входят эмпирические и теоретические средства и приёмы, характерные для медицинской  науки, которые могут быть использованы ею для познания живого и вообще и человека в частности. Путь к  научной истине всегда начинается с  анализа, то есть мысленного или реального  расчленения целого на части, детали; единства - на множество, сложного –  на компоненты или элементы. Анализ позволяет исследователю сосредоточить  внимание на свойствах частей. Он предполагает целенаправленный переход от конкретного  к абстрактному. Анализ имеет смысл  только тогда, когда в любой момент может осуществить синтез – от обращенного к конкретному, позволяющий формулировать законы.

Философское исследование медицинского познания, его механизмов и процессов в той мере, в  какой они являются элементами практической медицины и реализуются её средствами и методами, выступает как способ самосознания медицины. Речь идёт о  методологическом исследовании самой  медицины. Методология сегодня включает в себя определенным образом философски переосмысленные и научно уточненные результаты анализа медицинских  данных о многих массовых заболеваниях: СПИДе, туберкулёзе, гриппе и других.

Философское значение медицинского познания.

Значение этого  вида познания конкретных фактов в  жизнедеятельности людей, влияющих на их физическое и психическое здоровье, поистине велико. Любые позитивные моменты управления общественным здравоохранением, эффективные средства и методы лечения  людей должны тщательно изучаться  и философски осмысливаться всеми  медиками с целью активного и  полноценного развития медицинской  теории. В самом общем виде задача медицинского познания состоит в  выявлении закономерных процессов, происходящих в организме, причин возникновения  патологических состояний, а также  в научном поиске наиболее эффективных  способов и средств их предупреждения и устранения.

Таким образом, медицинское познание становится специфическим  интеграционным способом постижения жизни, философского осмысления различных  областей исследования и синтеза  самых разных знаний, касающихся человека, его образа жизни и качества жизнедеятельности. По характеру решаемых вопросов медицинское  познание выходит за рамки чисто  научной дисциплины и в немалой  степени становится междисциплинарной  сферой постановки и разрешения всех человеческих проблем. Медицинское  познание как особо деликатный способ целостного знания о человеке, его  организме, духовности объединяет и  интегрирует различные формы  исследования: теоретические и экспериментальные. Гуманный характер медицинских задач  выходит далеко за пределы научной  дисциплины, которая в значительной степени становится социально-гуманитарной сферой познания человеческих проблем.

Современная медицина, представляя собой сложную систему  дисциплин, сама развивается на стыке  естественных, технических, гуманитарных и философских наук. Это значит, что исходным объектом медицины являются социально-биологические, философско-нравственные, морально-этические сферы человеческой жизни.

III Философско-этические  проблемы медицины.

Современный культурный и научно-технический прогресс, сверхдинамичное  развитие медицинской науки и  практики, биотехнологии в мировом  здравоохранении – все это  поставило перед философской  мыслью новые морально-этические  вопросы. В этой связи представляется важным философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиционные участки медицинской  науки и практики.

Генезис морально-этических  взглядов в естествознании и медицине начался очень давно – за четыре тысячелетия до нашей эры. Уже  тогда высоко ценилась морально-этическая  сторона воздействия на больного. Так, в Месопотамии высокий уровень  врачебной этики поддерживался  не только значительными размерами  вознаграждения медиков за их труд, но и системой строгих наказаний, которые применялись по отношению к врачу, нарушающему врачебный этикет. В Древней Персии медикам законодательно предписывалось не только постоянно овладевать профессиональными навыками, но и вырабатывать в себе этические качества: умение выслушивать больного, быть к нему предельно внимательным и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"