Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.

Содержание

Философская и медицин. проблема
2. Философ. как мировоззрение и методология медицины
3. Модели возникновения болезней в истории медицины
4. "Философия оптимизма" Мечникова и проблема дисгармоничности человеческой природы
5. Сопричастность старости хроническим болезням. Дильман - "Четыре модели медицины"
6. Детерминизм и причинность
7. Категории "часть" и "целое" Организм - диалектическое единство
8. Биоэтика: генезис и основные проблемы
9. Принципы и правила биоэтики. Модели врачевания
10. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека
11. Феномен психосоматической дезадаптации
12. Специфика познания в медицине
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
14. Истоки формирования научной медицины
15. Статус медицины в науке
16. Основные законы логики и мышление врача

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

дезадаптация  не рассматривается как самостоятельное  психологическое явление, и так  же, как и адаптация, дезадаптация зависит от конкретных психологических  параметров.

Если ранее  к психосоматическим заболеваниям относили только эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейродермит, бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного  артрита, язвенный колит, язвенную болезнь, то в настоящее время "регистр  психосоматического реагирования" значительно расширился за счет включения  в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности ишемической  болезни сердца, инфаркта миокарда, гипертонической болезни, большого числа кожных и урогенитальных заболеваний, мигрени. К числу типичных психосоматических  заболеваний, особенно в странах  Северной Америки и Западной Европы, стали относить нервную анорексию, нервную булимию, кардиоспазм и  некоторые формы психогенного ожирения. А по сути практически любое заболевание  имеет в своем патогенезе той  или иной степени выраженности "психосоматическую  подоплеку", и, безусловно, любое  заболевание, в свою очередь, вызывает ответную реакцию человеческой психики. Один из основоположников "динамической психиатрии" Гюнтер Аммон утверждает: нет недугов чисто психических  или только телесных (соматических), все болезни носят психофизический  характер.

социальная дезадаптация - это основная причина возникновения  психосоматической патологии.

12. Специфика познания  в медицине

В практическом медицинском познании бытия жизни  предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское  познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому  мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтому  приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались  между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями.

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически  зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная  с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин  мира, места и роли человека в  нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже  у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную  телесно-духовную сущность человека. В  конце концов естественным образом  сформировалась диалектическая взаимосвязь  между философским осмыслением  природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим  мышлением, стремящимся объяснить  порой парадоксальные явления в  человеческой жизнедеятельности.

Всё это не могло  не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного  мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские  системы и научная медицина никак  не смогли бы развиваться совместно  и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.

Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, - это  непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские  знания и опыт врачевания оказывают  прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового  образа жизни целых народов, а  также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает  еще более ценностное специальное  гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.

Специфика деятельности врача определяется своеобразием: 1) объекта исследования (больной, раненый); 2) задач, которые призван решать врач (диагностическая, лечебная, профилактическая и др.); 3) условий деятельности и  т.д. Особенности объекта познания и специфичность задач, которые  должен решать врач, предъявляют к  его интеллектуальной деятельности ряд требований.

Медицина как  никакая другая дисциплина нуждается  в целостном восприятии объекта, причем сплошь и рядом это нужно  делать мгновенно. Поэтому в медицине, как в искусстве, важную роль играет непосредственное впечатление, или, как  выражался М.М. Пришвин, впечатление "первого взгляда": "Малое  должно узнать себя в целом со всеми  частями" [33]. Необходимо развивать  умение познать целое через деталь. Через детали врач должен видеть направление  процесса развития болезни [6, 18, 22, 42].

Не менее важным является требование объективности мышления. Субъективизм в оценке фактов и диагностических заключениях - наиболее частая причина врачебных ошибок, связанная с недостаточно критическим отношением врача к своим умозаключениям.

13. Этические и правовые  аспекты биомедицинского  эксперимента

Проведение биомедицинского  исследования допускается в учреждениях  государственной или муниципальной  системы здравоохранения и должно основываться на предварительно проведенном  лабораторном эксперименте.

Исследование, целью  которого является работа с разнообразными биомедицинскими вопросами сопряжено  с многочисленными этическими проблемами. Главными из них являются:

1. Свободное,  осознанное (информированное) согласие  на участие в медико-биологическом  эксперименте или клиническом  испытании, зафиксированное в  форме письменного договора между  врачом, руководящим испытанием  или экспериментом, и пациентом  (или испытуемым). В случае недееспособности  испытуемого добровольное информированное  согласие должно быть получено  от опекуна в соответствии  с законом;

2. Пациент (испытуемый) имеет право отказаться от  участия в исследовании на  любой его стадии, сохраняя при  этом все права на качественное  медицинское обслуживание, предусмотренное  законом и договором на обслуживание, заключенным ранее между ним  и учреждением.;

3. Испытания  и эксперименты на человеке  оправданы лишь в том случае, если планируемое значимое приращение  знания не может быть получено  другими путями: за счет тщательного  и достаточного по объему изучения  научной медицинской литературы, проведения экспериментов на животных или искусственных модельных системах, моделирования с помощью компьютеров и т. д.;

4. Исследования  на человеке допустимы лишь  в тех случаях, когда планируемый  научный результат надежно обосновывается  как вероятный с точки зрения  достигнутого уровня развития  медицинской науки. Недопустимо  проведение рассчитанных на счастливую  случайность экспериментов методом  "тыка";

5. Морально оправданы  могут быть лишь такие исследования  на человеке, которые по своей  идеологии, методологии и методике  соответствуют стандартам современной  медицинской науки. Исследования  на человеке, основывающиеся на  устаревших теориях, использующих  устаревшую методологию и методики, которые априорно снижают научную  значимость полученного знания, следует считать аморальными;

6. Степень риска  для жизни, телесного и социального  благополучия испытуемого не  должна превышать научную значимость  планируемых результатов. Интересы  человека, выступающего в роли "объекта"  исследования, следует признавать  выше интересов человечества  в получении объективного знания;

7. Испытания  и эксперименты должны быть  спланированы так, чтобы минимизировать  риск неблагоприятных последствий.  В "материалы и методы" исследования  обязательно должны быть включены  достаточные для оперативного  купирования возможных негативных  последствий и осложнений средства. Для этого же требуется обязательное  участие в исследовании соответствующих  специалистов;

8. Клинические  испытания и медико-биологические  эксперименты на человеке могут  проводиться лишь возглавляемой  врачом бригадой специалистов, соответствующей  характеру исследования квалификации;

9. Заявки на  проведение клинических испытаний  и медико-биологических экспериментов,  включающие заверенные личной  подписью заявления о том, что  все исследователи информированы  и обязуются выполнять данные  правила, а также проекты "Формуляра  информированного согласия" на  участие в исследовании для  всех категорий испытуемых должны  проходить обязательное утверждение  на независимом от исследователей "Этическом комитете".

14. Истоки формирования  научной медицины

Период развития научной медицины укладывается всего  в несколько столетий. Это понятие  еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных  методов открывают перед человечеством  широкие перспективы. В настоящее  время понятие "медицина" объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории  медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике

К началу Нового времени, в средневековой медицине выделилось на два направления: медико-биологическое  и клиническое. Первое, связанное  с развитием естествознания, представляли такие науки, как гистология, патологическая анатомия, физиология, микробиология.

Клиническая медицина, в частности терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, акушерство и гинекология  с большим трудом принимали достижения биологии. Вследствие некоторой консервативности существовал значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, творивших на основе опытного способа исследования, и сознанием терапевтов, предпочитавших традиционные методики. Представляется удивительным факт, что почти до XIX столетия лечащие врачи не использовали специальных инструментов для обследования больного.

Развитие медико-биологического направления определялось фундаментальными открытиями в науке и технике, среди которых наиболее важными  считаются:

- теория клеточного  строения растений и животных (М. Я. Шлейден и Т. Шванн, 1838 - 1839 годы);

- закон сохранения  энергии и определение механического  эквивалента теплоты (Ю. Р. Майер, 1841 год; Дж. П. Джоуль, 1843 год; Г.  Л. Ф. фон Гельмгольц, 1847 год);

- эволюционное  учение Чарлза Дарвина, пояснившего  основные природные процессы  в работе "Происхождение видов  путем естественного отбора, или  Сохранение избранных пород в  борьбе за жизнь" (1859 год).

Огромное значение в формировании научной медицины сыграла деятельность сторонников  французской школы механического  материализма. Оригинальный мировоззренческий  принцип, выдвинутый в XVII - XVIII веках, объяснял развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источником механицизма послужили  законы механики. В широком смысле эта теория сводилась к умозрительному движению от сложной, качественно своеобразной формы к более простой, например от социальной - к биологической. В  сфере медицины механицизм представляли врачи-материалисты Анри Леруа (1598 - 1679 годы), Жюльен Ламетри (1709 - 1751 годы), Пьер Кабанис (1757 - 1808 годы). Всеобъемлющие  обобщения естествоиспытателей, подготовленные трудами предшественников и основанные на опыте современников, определили будущее истинно научной медицины Нового времени.

15. Статус медицины  в науке

Медицина в  системе наук представляет собой  некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя  способствует совершенствованию понятийного  аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие  взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной  системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж  самой медицины как важнейшей  сферы общечеловеческой культуры заметно  тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни  человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях  античной философии обозначил еще  великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия  на человека относится к Новому времени, когда она стала органично  связываться с философскими концепциями  жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта  и других мыслителей.

Сегодня можно  говорить о том, что медицина - это  не только искусство практического  врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"