Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:38, реферат
Рассмотрев в данной работе сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания. Так же в работе показаны взаимосвязь нравственно-философского подхода к врачеванию и развитию медицинской науки.
Философская и медицин. проблема
2. Философ. как мировоззрение и методология медицины
3. Модели возникновения болезней в истории медицины
4. "Философия оптимизма" Мечникова и проблема дисгармоничности человеческой природы
5. Сопричастность старости хроническим болезням. Дильман - "Четыре модели медицины"
6. Детерминизм и причинность
7. Категории "часть" и "целое" Организм - диалектическое единство
8. Биоэтика: генезис и основные проблемы
9. Принципы и правила биоэтики. Модели врачевания
10. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека
11. Феномен психосоматической дезадаптации
12. Специфика познания в медицине
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
14. Истоки формирования научной медицины
15. Статус медицины в науке
16. Основные законы логики и мышление врача
дезадаптация
не рассматривается как
Если ранее
к психосоматическим
социальная дезадаптация - это основная причина возникновения психосоматической патологии.
12. Специфика познания в медицине
В практическом
медицинском познании бытия жизни
предметное мышление сформировалось спонтанно.
Оно зародилось еще задолго до
того, как сложился философско-научный
(понятийный) стиль мышления первых
врачевателей. Эмпирическое медицинское
познание длительное время существовало
как явление, подчиненное религиозно-
Научно-медицинское
(теоретическое) познание исторически
зарождалось вместе с философскими
учениями древних греков. Начиная
с пробуждения интереса у мыслящих
врачей к философскому постижению первопричин
мира, места и роли человека в
нем, медицина стала активно насыщаться
философским смыслом. Немного позже
у медиков появилась и
Всё это не могло не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские системы и научная медицина никак не смогли бы развиваться совместно и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.
Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.
Специфика деятельности врача определяется своеобразием: 1) объекта исследования (больной, раненый); 2) задач, которые призван решать врач (диагностическая, лечебная, профилактическая и др.); 3) условий деятельности и т.д. Особенности объекта познания и специфичность задач, которые должен решать врач, предъявляют к его интеллектуальной деятельности ряд требований.
Медицина как никакая другая дисциплина нуждается в целостном восприятии объекта, причем сплошь и рядом это нужно делать мгновенно. Поэтому в медицине, как в искусстве, важную роль играет непосредственное впечатление, или, как выражался М.М. Пришвин, впечатление "первого взгляда": "Малое должно узнать себя в целом со всеми частями" [33]. Необходимо развивать умение познать целое через деталь. Через детали врач должен видеть направление процесса развития болезни [6, 18, 22, 42].
Не менее важным является требование объективности мышления. Субъективизм в оценке фактов и диагностических заключениях - наиболее частая причина врачебных ошибок, связанная с недостаточно критическим отношением врача к своим умозаключениям.
13. Этические и правовые аспекты биомедицинского эксперимента
Проведение биомедицинского
исследования допускается в учреждениях
государственной или
Исследование, целью
которого является работа с разнообразными
биомедицинскими вопросами
1. Свободное,
осознанное (информированное) согласие
на участие в медико-
2. Пациент (испытуемый)
имеет право отказаться от
участия в исследовании на
любой его стадии, сохраняя при
этом все права на
3. Испытания
и эксперименты на человеке
оправданы лишь в том случае,
если планируемое значимое
4. Исследования
на человеке допустимы лишь
в тех случаях, когда
5. Морально оправданы
могут быть лишь такие
6. Степень риска
для жизни, телесного и
7. Испытания
и эксперименты должны быть
спланированы так, чтобы
8. Клинические
испытания и медико-
9. Заявки на
проведение клинических
14. Истоки формирования научной медицины
Период развития
научной медицины укладывается всего
в несколько столетий. Это понятие
еще более узкое, хотя интернациональность,
динамичность и обоснованность научных
методов открывают перед
К началу Нового времени, в средневековой медицине выделилось на два направления: медико-биологическое и клиническое. Первое, связанное с развитием естествознания, представляли такие науки, как гистология, патологическая анатомия, физиология, микробиология.
Клиническая медицина, в частности терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, акушерство и гинекология с большим трудом принимали достижения биологии. Вследствие некоторой консервативности существовал значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, творивших на основе опытного способа исследования, и сознанием терапевтов, предпочитавших традиционные методики. Представляется удивительным факт, что почти до XIX столетия лечащие врачи не использовали специальных инструментов для обследования больного.
Развитие медико-биологического направления определялось фундаментальными открытиями в науке и технике, среди которых наиболее важными считаются:
- теория клеточного строения растений и животных (М. Я. Шлейден и Т. Шванн, 1838 - 1839 годы);
- закон сохранения
энергии и определение
- эволюционное
учение Чарлза Дарвина,
Огромное значение
в формировании научной медицины
сыграла деятельность сторонников
французской школы
15. Статус медицины в науке
Медицина в
системе наук представляет собой
некое проблемное поле естествознания,
обществоведения и гуманитарных
наук, прежде всего философии. Последняя
способствует совершенствованию понятийного
аппарата всего практического
Сегодня можно говорить о том, что медицина - это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплин "Философия в системе медицинского образования"