Конспекты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:58, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций

Работа содержит 1 файл

консп Философия.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

     В современной науке имеются и  другие теории общественного развития, в которых природной среде отводится первостепенное значение. Так, представителем новой формы этого направления является российский историк и географ, автор пассионарной теории этногенеза Л. Гумилев. В основе теории лежат представления об этносе (народе) как биосферном феномене, теснейшим образом связанном с ландшафтом. Согласно его концепции, социальное развитие идет по спирали, этническое – дискретно, т.е. имеет начало и конец. Но направленность как социальных, так и этнических процессов в первую очередь определяет географическая среда, которая является фрагментом биосферы Земли и входит в состав солнечной системы – участка Галактики. Таким образом человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи совместимости микромира (человека) и макромира (космоса). По мнению ученого, возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе космических, факторов (например, солнечной активности). Особую роль в этногенезе играют пассионарии, люди, обладающие сверхэнергией, непреодолимым стремлением к цели. Их активностью объясняются основные исторические события в жизни народа. Но деятельность пассионариев тесно связана с ландшафтом, космическими факторами, историческим временем.

     Следует подчеркнуть, что натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, этнических особенностей народов, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время абсолютизирует их роль в социальных процессах.

     Противоположной идеалистической и натуралистической  модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

     Каково  содержание этих категорий?

     Общественное  бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.

     Общественное  сознание – духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.

     Следует иметь ввиду, что производство как  объективная реальность и основа общественного бытия не зависит  не только от сознания и воли людей, но и от производственной деятельности того поколения, которое наследует  данный уровень производства. Это, однако, не отрицает роль сознания. Общественное бытие есть бытие существ, обладающих сознанием, которое внутренне присуще их бытию, поскольку общественное бытие есть деятельность образующих его индивидов, взаимодействие между ними.

     Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

     • общественное сознание возникает на основе общественного бытия и  без него не существует, являясь  его отражением;

     • общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

     • источником изменения общественного  сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

     Первичность общественного бытия и вторичность  общественного сознания как коренной принцип материалистического понимания общества обнаруживает возможности исследования духовной жизни людей, объяснения происхождения и сущности общественного сознания, понимания его различных форм – политических, правовых, нравственных, философских, религиозных взглядов и теорий.

     Однако  важно учитывать, что различие материального и идеального в обществе имеет абсолютное значение только в рамках основного вопроса философии, когда решается, что первично в обществе: материя или сознание. За пределами этого вопроса различие материального и идеального относительно, так как они взаимопроникают друг в друга, взаимосвязаны. В этой связи представляются ошибочными попытки интерпретировать материалистическое понимание общества в духе вульгарного материализма, утверждающего, что в общественном развитии единственно определяющим фактором является экономика. Экономические условия жизни общества, в конечном счете, являются определяющими, но на ход истории могут оказывать решающее воздействие общественное сознание, воля людей, их идеалы, другие внеэкономические факторы.

     В материалистической концепции получил  обоснование закономерный характер развития общества. Это стало возможно благодаря введению в научный оборот категории «общественно-экономическая формация».

     Общество  рассматривается не как механическая сумма индивидов, а как единый целостный социальный организм, система связей и отношений, в которых находятся люди. Общественные отношения неотделимы от деятельности людей: эти отношения и деятельность и формируют человека как социальное существо, именно они связывают его с социальной группой, обществом. Общественные отношения носят многоуровневый характер, в них выделяют две группы отношений: материальные и идеальные.

     Материальные  отношения складываются, не проходя  через общественное сознание людей, и такими являются, прежде всего, производственные отношения.

     Идеальные отношения возникают и формируются  под влиянием общественного сознания. К ним относятся политические, нравственные, правовые, философские, религиозные, эстетические отношения, они возникают на основе материальных и обусловлены ими. В свою очередь, идеальные отношения оказывают обратное воздействие на материальные. Между ними существует взаимодействие, основу которого составляют материальные связи и отношения. Поэтому система экономических (производственных) отношений составляет базис общества, над которым возвышается соответствующая надстройка, включающая, во-первых, идеальные отношения, во-вторых, общественное сознание (идеи, теории и т. д.), в-третьих, соответствующие им учреждения и организации (государство, партии и пр.).

     Выделение производственных отношений как  главных, определяющих и рассмотрение их в единстве с производительными силами позволило обнаружить повторяемость в истории. Общее, повторяющееся обобщено в понятии «общественно-экономическая формация». Это – конкретно-исторический тип общества, ступень в развитии истории, представляющая систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ. Развитие и смена общественно-экономических формаций, согласно материалистической модели, представляет естественно-исторический т. е. закономерный процесс. 

     ТЕМА 12. Научно-техническая революция 

     Первая  научная революция 17 в.

     Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона.

     Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падение тел.

     Кеплер (1571—1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины  движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.

     Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и  законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)- мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

     Механическая  картина мира Ньютона:

     Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

     Механическая  картина мира дала естественно научное  понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и  религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

     Вторая  научная революция  кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

     Переход от классической науки, ориентированной  на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке

     Появление дисциплинарных наук и их специфических  объектов

     Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой

     Возникает идея развития (биология, геология)

     Постепенный отказ эксплицировать любые научные  теории в механистических терминах

     Начало  возникновения парадигмы неклассической науки

     Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности

     Больцман: «как избежать того, чтобы образ  теории не казался собственно бытием?»

     Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

     Фарадей — понятия электромагнитного  поля

     Максвелл  — электродинамика, статистическая физика

     Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

     Электромагнитная  картина мира, законы мироздания —  законы электродинамики

     Лайель  — о медленном непрерывном  изменении земной поверхности

     Ламарк  — целостная концепция эволюции живой природы

     Шлейден, Шванн — теория клетки — о  единстве происхождении и развития всего живого

     Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

     Дарвин  — материальные факторы и причины  эволюции — наследственность и изменчивость

     Беккерель — радиоактивность

     Рентген — Лучи

     Томсон  — элементарная частица электрон

     Резерфорд — планетарная модель атома

     Планк — квант действия и закон излучения

     Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

     Эйнштейн  — общая теория относительности  — связь между пространством и временем

     Бройль -все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)

Информация о работе Конспекты по философии