Конспекты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:58, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций

Работа содержит 1 файл

консп Философия.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.

     Данная  теория вызвала протест в Европе.

     В 20-е гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы - Эрос и Таиатос.

     Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

     Таиатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

     Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Таиатоса.

     Особое  внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

     Согласно  Фрейду, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.

     Общество  создает заменитель подавленной  энергии - ритуалы. Ритуал - коллективное бессознательное - форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

     По  мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит: к массовым психозам, всенародной депрессии; к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

     В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

     Каждый  член группы (толпы) автоматически переносит  на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном толпы» иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

     Роль  лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

     На  основе учения Фрейда возникло философское течение нео-фрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

     В частности, Альфред Адлер (1870 -1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

     Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках культуры», приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям - это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости.

     Единственный  способ спасти человека – полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

     Карл  Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу, жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы – «зашифрованная» история человечества, высшие истины.

     Цель  философии - помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.

     Эрих  Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: патриархат и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию и просто жизнь, личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история), «свобода от» и «свобода для» - негативная и позитивная свободы.

     Цель  философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.

     Одним из популярных на Западе направлений  неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 - 1979).

     Главное произведение Маркузе – «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное «одномерное общество» воспитывает нормального, но «одномерного человека», обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления - потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

     Выход из данного положения, «прорыв» одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции. 

     Тема  10. Познание.

      

     Познание  - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

     Результаты  познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

     В процессе жизни человек выполняет  два вида действий по познанию:

  • познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
  • познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

     В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

     Сторонники  гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

     Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

  • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
  • сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

    Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

  • идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
  • материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.

     Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

  • диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
  • историзма - рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
  • практики - признавать главным способом познания практику - деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
  • познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
  • объективности - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
  • активности творческого отображения действительности;
  • конкретности истины - искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

     Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, накопленных человечеством.

     Общество  в целом, которое за свою историю  накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

     Объектом  познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

     Адекватное  и идентичное отражение объекта  субъектом называется истиной.

     Неадекватное, недостоверное отражение познающим  субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

     Логическое  осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

     Основной  формой познания и критерием истины при познании является практика.

     Практика  - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

     Главные виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.

     Функции практики - то, что она является: критерием истины, основой познания, целью познания, результатом познания.

     В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

     Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

     Рациональное  познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. 

     ТЕМА 11. Общество, основы философского анализа. 

     Идеи  географического направления в других формах продолжают использоваться и сегодня, в частности, для объяснения разрыва в социально-экономическом развитии между «передовым индустриальным Севером» и «отсталым аграрным Югом».

Информация о работе Конспекты по философии