Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:58, курс лекций
краткий курс лекций
Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.
Данная теория вызвала протест в Европе.
В 20-е гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы - Эрос и Таиатос.
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.
Таиатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.
Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Таиатоса.
Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.
Согласно Фрейду, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.
Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал - коллективное бессознательное - форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.
По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит: к массовым психозам, всенародной депрессии; к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.
В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.
Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном толпы» иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.
Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.
На основе учения Фрейда возникло философское течение нео-фрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.
В частности, Альфред Адлер (1870 -1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.
Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках культуры», приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям - это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости.
Единственный способ спасти человека – полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.
Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу, жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы – «зашифрованная» история человечества, высшие истины.
Цель философии - помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.
Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: патриархат и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию и просто жизнь, личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история), «свобода от» и «свобода для» - негативная и позитивная свободы.
Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 - 1979).
Главное произведение Маркузе – «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное «одномерное общество» воспитывает нормального, но «одномерного человека», обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления - потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
Выход
из данного положения, «прорыв» одномерного
общества Маркузе видит в полной сексуальной
свободе и раскрепощенности, в сексуальной
революции.
Тема 10. Познание.
Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное,
недостоверное отражение
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
Главные виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.
Функции практики - то, что она является: критерием истины, основой познания, целью познания, результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Рациональное
познание основано на разуме, его самостоятельной
деятельности. Близким к рациональному
является интуитивное
познание, при котором истина самостоятельно
приходит к человеку на бессознательном
уровне.
ТЕМА
11. Общество, основы
философского анализа.
Идеи географического направления в других формах продолжают использоваться и сегодня, в частности, для объяснения разрыва в социально-экономическом развитии между «передовым индустриальным Севером» и «отсталым аграрным Югом».