Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 10:02, курсовая работа
В самом деле, никто и никогда не отрицает тот факт, что именно на долю историка приходится наиболее полная и точная реконструкция интересующего его события. Так, никто, кроме историка, не мог бы взяться за задачу установить все фактические обстоятельства убийства, происшедшего в Риме, в курии Помпея 15 марта 44 г. до н.э. Именно историк должен определить имена шестидесяти и более заговорщиков, решивших убить Юлия Цезаря; доказать, что именно Гай Кассий, Марк и Децим Бруты стояли во главе заговора; установить события, предшествовавшие убийству и последовавшие за ним, и т.д.
Возьмем другой
пример. Все мы знаем, что автомобиль,
неспособный к движению, точнее,
самодвижению — это нонсенс.
Автомобиль неотделим от
Спрашивается: что
мешает нам рассмотреть
Ясно, что при
таком подходе мы могли бы
рассматривать историю как
Увы, эта напрашивающаяся
аналогия не вполне правомерна.
Пример автомобиля, механически
перемещающегося в
Все дело в
том, что человеческое
Очевидно, что
в подобных случаях реальная
самостоятельность процесса
У нас нет
оснований искусственно делить
социальный процесс на
Оно не сводится
к константному набору
Процесс становления
и развития этих форм — это
бытие общества, а не какая-то
внешняя ему, иная по своим
законам история.
16 Это положение подчеркивалось
еще неокантианцами баденской школы, формулировавшими
его в следующих терминах: «Действительность
становится природой, если мы рассматриваем
ее с точки зрения общего, она становится
историей, если мы рассматриваем ее с точки
зрения индивидуального» (Риккерт Г. Науки
о природе и науки о культуре. СПб., 1911.
С. 92).
17 «К сожалению, —
продолжает М. Вебер, — и сами историки
в своем стремлении обосновать своеобычность
«истории» как профессии немало способствовали
предубеждению, согласно которому «историческое»
исследование есть нечто качественно
иное, чем «научная» работа, так как «понятия»
и «правила» «не представляют интереса
для истории» (Вебер М. Критические исследования
в области логики наук о культуре. С. 417).
18 Как справедливо отмечает
Ю. Хабермас, «мы схватываем уникальное,
то есть неповторимый смысл исторических
событий, в общих выражениях, ориентированных
па повторяемое в явлениях» (см.: Habermas J.
On the Logic of the Social Sciences L, 1971. Р 4.).
19 Не соглашаясь с «идеографической»
трактовкой своих задач, считая ее излишне
«легковесной», такие историки настаивают
на придании истории функций социологии
— самостоятельного и самоцельного исследования
безличных воспроизводимых общественных
отношений.
Такой точки зрения
придерживались, в частности, многие поклонники
«Аналлов», в частности уже упоминавшийся
П. Лакомб, считавший, что «войны, союзы,
революции, художественные и литературные
события, которым посвящено столько исторических
трудов, — лишь отдельные явления, случаи,
и эти случаи имеют такое же отношение
к научной истории, как падение тела к
теории тяжести» (Лакомб П. Социологические
основы истории. С. 8). Аналогичную позицию
в советской историографии активно отстаивал
известный историк М.А. Барг (см.: Барг М.А.
Категории и методы исторической науки.
M., 1984).
20 Эта проблематика, естественно, выходит за рамки социальной философии, охватывая весь комплекс общественных наук. В последнее время она конституируется в рамках т.н. «мир — системного подхода», развиваемого И. Уоллерстайном и его сторонниками.