Истина как центральная система познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной – изучить истину, как центральная проблема познания. Для этого мы рассмотрим три вопроса:
• Представление об истине и ее критериях в истории философии.
• Основные характеристики истины.
• Истина, ценность и оценка.

Содержание

1. Введение.
2. Представление об истине и ее критериях в истории философии.
3. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность, истина абсолютная и относительная. Истина, заблуждения. Правда, ложь.
4. Истина, ценность и оценка.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

План контрольной работы.docx

— 66.68 Кб (Скачать)

Ценность  является предметом исследования особого  раздела философского знания - аксиологии (греч.axia - ценность, logos - учение). Хотя ценности (добро, истина, красота, справедливость и т.п.) всегда были предметом философского размышления, начиная с античности, но "проблема ценностей" как самостоятельная  философская проблема возникла не так  давно. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое время не были отделены др. от друга, не составляли самостоятельные области  философского исследования. В известном  смысле внимание к проблеме ценности в европейской философии было инициировано мироощущением, характерным  для христианства. Разделение мира, "космоса" на профанный и сакральный, утверждение притягательности мира священного, сакрального как сосредоточения благого, его обращённость к человеку формировали систему точек отсчёта, жизненных ориентиров, целей. Но только в к. XVIII в. с появлением кантовских "критик", в которых мир в его данности человеку и мир сам по себе оказались объектами приложения различных человеческих способностей, аксиология получила основу для самостоятельного существования.

В аксиологии ценности выделены в особую область. Либо это область будущего, либо трансцендентный, запредельный мир. Др. концепции рассматривают ценность в качестве инварианта различных видов человеческой деятельности: ценность - абстракция, реально существуют лишь нормы, правила деятельности. Существуют релятивистские концепции ценности, лишающие ценность их общезначимости и ограничивающие их действие особой культурно-исторической областью, напр., жизнью одного народа. Можно говорить и об утилитаристских концепциях ценности: ценно то, что полезно большинству, или же передовой части человечества, или отдельному человеку. Наиболее тщательную и подробную разработку проблема ценности получила в неокантианстве Баденской школы.

Наибольшую  трудность в аксиологии представляет классификация ценностей. Классификация  предполагает соподчиненность элементов  системы, их иерархическую выстроенность. Однако ценности, расположенные по разным уровням, лишаются своей само ценности, безусловности; начинают выполнять  служебные функции, психологизируются, превращаются в слепок с человеческих потребностей. Продуктивную попытку  создать систему ценностей предпринял представитель Баденской школы  Риккерт Г. Осознавая непреодолимые  трудности, стоящие перед исследователем, дерзнувшим классифицировать, ранжировать  мир внеисторического, трансцендентного, Риккерт предложил "открытую" систему  ценностей как "учение о миросозерцании"; он поставил задачу обнаружения сверхисторического в  историческом, осуществления ценностей  в процессе достижения "благ" ("О  системе ценностей"). Риккерт разделил ценности и "культурные блага" - реальные, исторически ограниченные предметы "пользования" человека. Только обращаясь  к историческим формам воплощения ценностей - к благам - можно создать "открытую" систему ценностей, предполагающую постоянную корректировку содержания отдельных ценностей, как они  понимаются человеком и человечеством. Система ценностей требует использования  понятия оценки - значимости ценностей  для субъекта. Наконец, надо учитывать  стремление к осуществлению ценностей  в жизни - "тенденцию к свершению". Существуют три области "свершения", осуществления ценностей: это область  благ будущего, благ настоящего и "благ вечности". Первая и вторая области  принадлежат истории; третья - запредельна  ей. Помимо "тенденции к свершению" существует ещё один принцип классификации благ в их отношении к ценности: все блага делятся на "блага созерцания" и "блага действенности", или активности. С точки зрения "благ созерцания" всё окружающее рассматривается вне социальных отношений, как "вещь" сама по себе. С точки зрения "благ действенности", рассматриваются "лица". Поэтому тенденция "благ созерцания" - монизм, подведение вещей под один принцип, тенденция "благ действенности" - плюрализм, отказ от нивелирования "лиц".

Опираясь  на эти два принципа, Риккерт выделяет шесть областей ценности. Пр. всего, это наука - благо, в котором обнаруживает себя устремлённость к реализации ценности в будущем (стремление к истине). Одновременно наука - это "благо созерцания", т.к. наука ничего не желает изменить. Вторая область ценность - искусство, сфера созерцательных ценностей  настоящего. Третья область - мистика (буддизм, пантеистические учения) - область  применения созерцательных ценностей  вечности. В четвёртой сфере - социально-этической - проявляют себя действенные блага, являющиеся одновременно благами будущего. Пятая сфера - сфера действия личных жизненных благ настоящего. Шестая сфера - религия "благ действенности" и абсолютного свершения - теизм, религия бога - личности, возвышение личной жизни во всём её объёме. Место  философии в этой системе - промежуточное, она "посередине м.бесконечной целостностью и совершенной частичностью, м.благами  будущего и благами настоящего".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение.

 

Истина - правильное, адекватное отображение предметов  и явлений действительности познающим  субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания; адекватное отображение в  сознании воспринимающего того, что  существует объективно, соответствие его знания действительности.

В истории  философии истина понималась как  соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его  априорными формами (И. Кант). В современной  логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется  понятием правдоподобности - степени  истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

Истина - это  утверждение, суждение, проверенное  практикой, опытом. С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного,правильного) отражения   действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному  месту и времени. Даже такое, например, конкретное утверждение, как "вода кипит  при 100%" жестко завязано на нормальное атмосферное давление (760 мм ртутного столба), "нормальную" высоту над  уровнем моря и т. д. Высоко в горах, заметим, это наше в целом правильное утверждение придется уточнять. Конкретность истины следует понимать также и как нарастание ее единства за счет выявления и синтеза все новых и новых (многочисленных и разнообразных) ее сторон.

Интересно заметить также, что  далеко не все в нашей жизни  поддается оценке с точки зрения истины или лжи. Так, можно говорить о разных интерпретациях художественного  текста, об альтернативных трактовках музыкального произведения, о различном  восприятии живописного полотна, но никак не об их истине или лжи. Весьма специфично истинностное измерение  таких, например, выражений, как "Закрой дверь", "Будь честен". Их истину нельзя найти, открыть или установить - ее надо просто выполнить: закрыть  дверь, действительно быть честным.

Роль ценностей и оценок особенно велика на переломных этапах развития науки, когда приходится искать совершенно новые решения, выбирать между конкурирующими подходами, намечать направления дальнейших исследований. Оценки незаменимы и при определении того, чем можно и чем нельзя заниматься в науке (нельзя ставить, например, эксперименты на людях, клонировать человека - пусть пока), а также при общественной экспертизе практического применения научных исследований (нельзя, к примеру, использовать какие-то мирные разработки в военных целях). Ценности и оценки являются важным фактором внутренней детерминации науки. Они помогают наладить и успешно вести научное исследование.

Перефразируя  одно крылатое выражение, можно сказать, что у того, кто пренебрегает ценностями, нет сердца, а у того, кто игнорирует научные достижения, нет головы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список используемой литературы.

 

  1. Аристотель. Сочинения. - М.: "Мысль", 1975, Т.1.
  2. Асмус В.Ф. Эммануил Кант. - М.: "Наука", 1973.
  3. Большая советская энциклопедия, М. 1976.
  4. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. Анализ силлогистических теорий. -  М., МГУ, 1984.
  5. Вахтомин Н.К. Теория научного знания Эммануила Канта. - М.: "Наука", 1986.
  6. Введение в философию. Ч. 1,2 М., 1990.
  7. "Вопросы философии". 1989, - №6.
  8. Гегель Г. Сочинения. М.: Москва, 1956.
  9. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - С. 47-67.
  10. Кант И. Сочинения, М.: "Мысль", 1964.
  11. Нарский И.С. "Кант". М.: "Мысль", 1976.
  12. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания // Логика и рост научного знания. М. 1983. С. 380-392.
  13. Радугина А. О. Философия. М.: Владос, 1995.
  14. Сергеев К.А., Слинин Я.А. "Диалектика категориальных форм мышления". ЛГУ, 1987.
  15. Современная философия: словарь и хрестоматия. // Под ред. Кохановского В.П. // Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  16. Философская энциклопедия. М., 1993. – Т. 1-5.
  17. Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. М., "Наука", 1986.

 


Информация о работе Истина как центральная система познания