Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа
Цель данной контрольной – изучить истину, как центральная проблема познания. Для этого мы рассмотрим три вопроса:
• Представление об истине и ее критериях в истории философии.
• Основные характеристики истины.
• Истина, ценность и оценка.
1. Введение.
2. Представление об истине и ее критериях в истории философии.
3. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность, истина абсолютная и относительная. Истина, заблуждения. Правда, ложь.
4. Истина, ценность и оценка.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Ценность
является предметом исследования особого
раздела философского знания - аксиологии
(греч.axia - ценность, logos - учение). Хотя ценности
(добро, истина, красота, справедливость
и т.п.) всегда были предметом философского
размышления, начиная с античности,
но "проблема ценностей" как самостоятельная
философская проблема возникла не так
давно. Познавательные, онтологические,
ценностные аспекты бытия долгое
время не были отделены др. от друга,
не составляли самостоятельные области
философского исследования. В известном
смысле внимание к проблеме ценности
в европейской философии было
инициировано мироощущением, характерным
для христианства. Разделение мира,
"космоса" на профанный и сакральный,
утверждение притягательности мира
священного, сакрального как сосредоточения
благого, его обращённость к человеку
формировали систему точек
В аксиологии ценности выделены в особую область. Либо это область будущего, либо трансцендентный, запредельный мир. Др. концепции рассматривают ценность в качестве инварианта различных видов человеческой деятельности: ценность - абстракция, реально существуют лишь нормы, правила деятельности. Существуют релятивистские концепции ценности, лишающие ценность их общезначимости и ограничивающие их действие особой культурно-исторической областью, напр., жизнью одного народа. Можно говорить и об утилитаристских концепциях ценности: ценно то, что полезно большинству, или же передовой части человечества, или отдельному человеку. Наиболее тщательную и подробную разработку проблема ценности получила в неокантианстве Баденской школы.
Наибольшую
трудность в аксиологии представляет
классификация ценностей. Классификация
предполагает соподчиненность элементов
системы, их иерархическую выстроенность.
Однако ценности, расположенные по
разным уровням, лишаются своей само
ценности, безусловности; начинают выполнять
служебные функции, психологизируются,
превращаются в слепок с человеческих
потребностей. Продуктивную попытку
создать систему ценностей
Опираясь на эти два принципа, Риккерт выделяет шесть областей ценности. Пр. всего, это наука - благо, в котором обнаруживает себя устремлённость к реализации ценности в будущем (стремление к истине). Одновременно наука - это "благо созерцания", т.к. наука ничего не желает изменить. Вторая область ценность - искусство, сфера созерцательных ценностей настоящего. Третья область - мистика (буддизм, пантеистические учения) - область применения созерцательных ценностей вечности. В четвёртой сфере - социально-этической - проявляют себя действенные блага, являющиеся одновременно благами будущего. Пятая сфера - сфера действия личных жизненных благ настоящего. Шестая сфера - религия "благ действенности" и абсолютного свершения - теизм, религия бога - личности, возвышение личной жизни во всём её объёме. Место философии в этой системе - промежуточное, она "посередине м.бесконечной целостностью и совершенной частичностью, м.благами будущего и благами настоящего".
5.Заключение.
Истина - правильное,
адекватное отображение предметов
и явлений действительности познающим
субъектом, воспроизводящее их так,
как они существуют вне и независимо
от сознания; объективное содержание
эмпирического опыта и
В истории
философии истина понималась как
соответствие знания вещам (Аристотель),
как вечное и неизменное абсолютное
свойство идеальных объектов (Платон,
Августин), как соответствие мышления
ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие
мышления с самим собой, с его
априорными формами (И. Кант). В современной
логике и методологии науки
Истина - это утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного,правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.
Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. Даже такое, например, конкретное утверждение, как "вода кипит при 100%" жестко завязано на нормальное атмосферное давление (760 мм ртутного столба), "нормальную" высоту над уровнем моря и т. д. Высоко в горах, заметим, это наше в целом правильное утверждение придется уточнять. Конкретность истины следует понимать также и как нарастание ее единства за счет выявления и синтеза все новых и новых (многочисленных и разнообразных) ее сторон.
Интересно заметить также, что далеко не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или лжи. Так, можно говорить о разных интерпретациях художественного текста, об альтернативных трактовках музыкального произведения, о различном восприятии живописного полотна, но никак не об их истине или лжи. Весьма специфично истинностное измерение таких, например, выражений, как "Закрой дверь", "Будь честен". Их истину нельзя найти, открыть или установить - ее надо просто выполнить: закрыть дверь, действительно быть честным.
Роль ценностей и оценок особенно велика на переломных этапах развития науки, когда приходится искать совершенно новые решения, выбирать между конкурирующими подходами, намечать направления дальнейших исследований. Оценки незаменимы и при определении того, чем можно и чем нельзя заниматься в науке (нельзя ставить, например, эксперименты на людях, клонировать человека - пусть пока), а также при общественной экспертизе практического применения научных исследований (нельзя, к примеру, использовать какие-то мирные разработки в военных целях). Ценности и оценки являются важным фактором внутренней детерминации науки. Они помогают наладить и успешно вести научное исследование.
Перефразируя одно крылатое выражение, можно сказать, что у того, кто пренебрегает ценностями, нет сердца, а у того, кто игнорирует научные достижения, нет головы.
6.Список используемой литературы.