Истина как центральная система познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной – изучить истину, как центральная проблема познания. Для этого мы рассмотрим три вопроса:
• Представление об истине и ее критериях в истории философии.
• Основные характеристики истины.
• Истина, ценность и оценка.

Содержание

1. Введение.
2. Представление об истине и ее критериях в истории философии.
3. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность, истина абсолютная и относительная. Истина, заблуждения. Правда, ложь.
4. Истина, ценность и оценка.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

План контрольной работы.docx

— 66.68 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный  экономический университет

Колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему: Истина как центральная проблема познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  заочного отделения

Липцева Ольга  Александровна

Группа 10-04 ЗИО

Преподаватель: Лазарева Нина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План контрольной  работы:

 

  1. Введение.
  2. Представление об истине и ее критериях в истории философии.
  3. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность, истина абсолютная и относительная. Истина, заблуждения.  Правда, ложь.
  4. Истина, ценность и оценка.
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

Словарь современной философии  определяет понятие “истина” следующим  образом: “Истина (греч. aletheia, букв. — “нескрытность”) — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не “голый результат”); единство абсолютного, устойчивого (т.е. “вечные истины”) и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного (“истина всегда конкретна”). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение.

Обычно истину определяют как соответствия знанию объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его  чувственного и интеллектуального  постижения либо сообщения о нем  и характеризуемая с точки  зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Знание есть отражение, и существует в виде чувственного или понятийного образца – вплоть до теории как целостной системы. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то средах, несущих информацию. А будущее – может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли, ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется, замысел строится на знании прошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можно ли сказать о самом замысле, что он истинен? Или здесь скорее адекватны такие понятия, как целесообразное, реализуемое, полезное – общественно полезное или полезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замысел оценивается не в терминах истинности или ложности, а в целях целесообразности и реализуемости.

Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта  познающим субъектом, воспроизводящее  реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также  понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в  динамике его развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает  ей особую ценность, связанную с  прогностическим изменением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание с самого своего возникновения не было бы истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения.

Цель данной контрольной – изучить  истину, как центральная проблема познания. Для этого мы рассмотрим три вопроса:

    • Представление об истине и ее критериях в истории философии.
    • Основные характеристики истины.
    • Истина, ценность и оценка.

В конце данной контрольной, мы напишем заключение о проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Представление об истине и ее критериях в истории философии.

 

Проблема  истины - центральная в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса: о средствах и путях достижения истины, т.е. о познавательных способностях человека; о формах существования истины.

      В истории философии стоит различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и гносеологический. Наиболее древний из них - онтологический. В рамках этого подхода истина рассматривается как особого рода бытие. Пример онтологического отношения к истине - философская концепция Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.

      Другой пример онтологизма - теологическое представление о Боге как единственной истине. В современной философии к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э. Гуссерля.

      Суть онтологизма: истина это независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.

      Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина это характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение в философии.

       Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.

      В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

          Абсолютность истины понимается  как ее полнота, безусловность  и окончательность. Абсолютно  истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание  в любую историческую эпоху.  Это идеал знания. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.

          В реальном познании истина  существует в относительной форме.  Относительность истины означает  ее неполноту, незавершенность,  условность. В истине есть такие  компоненты, которые в процессе  развития знания устраняются  или ограничиваются определенной  сферой своего применения.

          Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности  в знании определяет еще одно  свойство истины - динамичность. Истина  динамична, поскольку абсолютное  в ней существует через относительное,  а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины - процессуальность. Истина существует  в движении - не как окончательный  результат познания, а как сам  процесс познания, последовательное  преемственное движение познания  от менее совершенных форм  к более совершенным.

          Конкретность истины означает, что  не существует неизменной для  всех ситуаций истины, истинное  знание спроецировано на те  обстоятельства, в которых оно  получено, на условия места и  времени. Конкретность истины  связана с ее относительностью.

          В рамках гносеологической парадигмы  помимо классической концепции  истины, существует и ряд других. Так, например, конвенциональная  концепция истины, получившая широкое  распространение в современной  философии, трактует истину как  соглашение между членами научного сообщества. В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания.

          Неклассические концепции истины  получили широкое распространение  в современной философии, которая  столкнулась с рядом проблем,  связанных с классическими представлениями  о разуме, науке и человеке. Неклассические  концепции указывают на такие  свойства истины, о которых умалчивает  классическая теория: простота, красота,  непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

  Проблемы критериев истины.

         Критерием различения истинного и неистинного считается такая мысленная или практическая процедура, которая позволяет дать ответ на вопрос о соответствии знания, т.е. познавательного образа, познаваемому объекту. Таким образом, проблема критерия истины сводится к вопросу о связующем звене, объединяющем субъективное и объективное, и выступающем основанием для сравнения реальности и ее отражения в сознании человека. Этот вопрос не нов, в истории философии существует три варианта ответа на него.

          Первый: отождествление познавательного  образа с материальным объектом, устранение различия между ними. В такой интерпретации содержание  сознания субъекта ставится в  полную зависимость от объекта:  познавательный образ есть отпечаток  в мозгу человека. Такая позиция  характерна для механистического  материализма XVIII в.в. Если сознание полностью сводимо к понятию вещественной материи, то между ними нет никакого различия, и вопрос о соотношении содержания знания и объекта не имеет смысла: знание - просто буквальный вещественный отпечаток одного объекта в другом.

          Второй: помещение познаваемого  объекта в сознание субъекта, утверждение, что в познании  человек сталкивается только  с такими предметностями, которые  конструирует его сознание. Эта  позиция характерна для трансцендентального  идеализма И. Канта. В этом  случае разрыва между субъектом  и объектом, а значит, познавательным  образом и познаваемым предметом  также не существует: познаваемый  предмет находится в сознании.

          Третий: поиск связующего звена  между субъектом и объектом, объединяющим  в себе характеристики и того, и другого. Таким третьим элементом,  позволяющим соотнести знание  об объекте и сам объект  знания, является практика. Практика  определяется как предметно-чувственная  деятельность человека по преобразованию  материальных систем. Именно она  рассматривается в качестве ведущего  критерия истины. Если знание  истинно, то основанная на нем  практическая деятельность будет  успешной. Напротив, если практическая  деятельность признается неудачной,  то лежащее в ее основе знание  с большой вероятностью является ложным.

          Критерий практики, однако, не всегда  может быть использован, поскольку  существуют такие знания, которые  напрямую непереводимы в материально-чувственный  план. Например, невозможно найти  такой тип практики, который позволил  бы проверить теоретические идеи  высшей математики или квантовой  физики, суждения о прошлом в  исторической науке, философское  знание. Для подтверждения или  опровержения такого рода знания  используются другие критерии  истины: логическая непротиворечивость, когерентность (системность),

эвристичность, красота, простота. Эти критерии описываются  в неклассических концепциях истины.

          Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно  выражаться в логически непротиворечивых  формах. Логическое противоречие  свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Информация о работе Истина как центральная система познания