Интерес к философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:37, реферат

Описание работы

Аристотель считал, что философов порождает безделье. Он был прав, т.

к., действительно, не руками гнуться вопросы. Но как глубоко он

заблуждался. Где еще есть более тяжкий труд – видеть то, что постигаешь, и

никогда не иметь окончание смысла этому видению?! (2,1,6)?

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание,

оторванное от реальности повседневной жизни. Это не совсем верное

представление.

Содержание

Введение 3



Что я могу знать 5



Что я должен делать 7



На что я смею надеяться 9



Что такое человек 11



Заключение 13



Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.30 Кб (Скачать)

Все эти "минусы" фокусируются в психике современного человека в форме глубоких и тревожных  состояний духа, и они "толкают" его - человека - массу, к выходу за границы  порядка существования. Так человек - масса оказывается в состоянии  экзистенции, то есть он начинает осознавать жесткую ситуацию выбора: или оставаться в массовом обществе и с тревогой ожидать катастрофы, или превзойти его, найдя иные подходы, иные ценности, иные смыслы бытия.

Истоки такой  экзистенции Н.А.Бердяев и К.Ясперс усматривали в ощущении разрыва человека со всей предыдущей историей человечества, в историческом факте разбожествления мира и на этой основе - в утрате смысла жизни, в появившемся и укоренившемся ощущении духовной пустоты. Кризис духа К.Ясперс объяснял недостатком доверия. Когда все вокруг нас подчиняется целесообразности, исчезает сознание целого как основы всего. Мир перестает восприниматься нами как позитивное по своей сути единство; мы воспринимаем его фрагментарно, разорвано и в каждом конкретном случае мы ставим под вопрос доверие к "Фрагменту": можно ли доверять занимаемой нами должности?, профессии?, вещам, которыми мы пользуемся и которые нам навязываются рекламой?, информации, которая нам сообщается?, политику, который маячит на экране телевизора и т.д.? Распад некогда единого мира на фрагменты привел к кризису доверия к миру в целом. Этому способствовало и развенчание Божественного авторитета, уничтоженного огнем критики в XVII-XVIII ст., что неизбежно привело к цинизму, позитивизму, утрате высоких идеалов. Произошло разбожествление мира, он был лишен главной своей тайны и силы - Бога. Такой же в сущности точки зрения придерживался и Н.А.Бердяев.

Выход из кризиса  в этом случае видится не на путях  дальнейшей рационализации порядка  существования, а на путях "очеловечивания государства" (К.Ясперс) или "охристианивания технической цивилизации ( Н.А.Бердяев). и то, и другое имеет исключительно духовное назначение и представляет по сути попытку вернуть человеку (и обществу) человеческое, то есть вернуть ему осознание его сущности.

Но есть и  иные "проекты". Знаменательным является факт проявления озабоченности духовным кризисом со стороны ученых. Один из них - физик Дэвид Бом считает, что всем нам необходима когерентная  культура (от лат. cohaecrens - находящийся в связи), то есть такая, которая основана на общих для всех людей смыслах.

Сейчас такой  культуры практически нет, ибо люди на Земле разобщены различием  смыслов, которые лежат в основе их духовной жизни. Если же мы все-таки придем к сознанию ценности общего (идея холизма - от греч. holos - целый, весь (как нашей главной ценности, то мы покончим с тенденцией дробления смыслов, воинствующей фрагментарности, что разъединяет всех нас и обрекает на одиночество и духовную гибель.

Поиск общих  смыслов может осуществляться через  диалог, поэтому всем нам надо проявить такое качество, как открытость к  диалогу, способность услышать друг друга, понять принципы друг друга и  быть готовым пожертвовать чем - то ради общей (а она станет и нашей ) выгоды. Здесь имеется в виду диалог христиан со сторонниками иных религий, верующих и неверующих, ученых и представителей искусства и  культуры, науки и религии и  т.п. В итоге мы могли бы прийти к когерентному холизму, ибо не все  холистические взгляды когерентны. Например, нацизм есть холизм, но он не когерентен, так как охватывает лишь часть общества, которая открыто и резко противопоставляет себя другим его частям (народам, нациям, личностям и т.д.). Когерентный холизм возможен только при сознательном и добровольном движении к нему всех людей.

Активную  позицию в решении проблемы духовного  кризиса занимает Христианская Церковь. Но она считает целесообразным воспротивится  тем технологическим новациям, которые  становятся (или уже стали) нормой жизни цивилизованного общества. Речь идет о практике пересадки органов  в целях продления жизни людей, о контроле за рождаемостью, о технике  искусственного осеменения, о технике  генного анализа и генетического  отбора, о борьбе со старением человеческого  организма и других технологиях, которые неизбежно порождают  этические проблемы. В этой связи  стоит введение нового термина "биоэтика" - этика сохранения жизни.

Христианская  Церковь исходит из божественной сущности человека, а следовательно  ответственность человека видит  как ответственность перед Богом  прежде всего. Она видит глубинную  связь между телом и личностью, и поэтому всякое вторжение в  тайну тела рассматривает как  угрозу личности, ее божественной сущности, угрозу взаимопроникающим отношениям между заповедью, любовью и воплощением  истинного ч еловеческого потенциала. С точки зрения здравого смысла вышеуказанная позиция выглядит спорной однако игнорировать ее было бы ошибкой.

Мы привели  далеко не все высказывания по поводу духовного кризиса Западной цивилизации. Но и те, о которых шла речь позволяют нам заключить о  том , что проблема кризиса осознается в ее важности.

Справедливым  будет заметить, что "задетость" кризисом, чувство трагизма в большей степени присуще сознанию простого человека, чем идеологам научно-технического прогресса, бизнеса и управления, которые сильны своим догматизмом, подкрепляемым корпоративными эгоистическими интересами. Человечеству еще предстоит найти новый подход, но оно должно выработать его в себе самом при полном осознании его важности и необходимости. Как отмечается в Ганноверской Декларации Римского клуба, нам нужны новые поколения политиков, способных эффективно ответить на вызов истории.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Все вышесказанное  подводит нас к мысли о том, что проблема человека в современной  философии тесно связана с  практическими вопросами мирового развития и ставится в прямой зависимости  от тех тревожных и опасных  тенденций, которые проявляются  в недрах Западной цивилизации. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что  ответить на вопрос: "Что такое  человек?" сегодня означает ответить на другой вопрос, а именно: "Что  мы - люди - должны сделать сообща, сохранив себя как носителей высоких и  уникальных способностей, о которых  речь шла выше?".

Такая постановка вопроса ориентирует нас на глубокие размышления о самих себе и  об обществе в целом и является по сути программной. И пусть она  стимулирует нас в этом направлении. От того, к какому выводу мы придем, зависит наше общее будущее. 
 

http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/activ_philosophy/

Информация о работе Интерес к философии