Интерес к философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:37, реферат

Описание работы

Аристотель считал, что философов порождает безделье. Он был прав, т.

к., действительно, не руками гнуться вопросы. Но как глубоко он

заблуждался. Где еще есть более тяжкий труд – видеть то, что постигаешь, и

никогда не иметь окончание смысла этому видению?! (2,1,6)?

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание,

оторванное от реальности повседневной жизни. Это не совсем верное

представление.

Содержание

Введение 3



Что я могу знать 5



Что я должен делать 7



На что я смею надеяться 9



Что такое человек 11



Заключение 13



Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.30 Кб (Скачать)

судьбе. Платонизм  понимает человека как комбинацию  души  и  тела.  Согласно

Аристотелю  человек есть политическое животное, центральное место  отводилось

справедливости. Справедливость, по его мнению, состоит  в  равенстве,  но  не

для  всех,  а  для  равных,   а   неравенство   также   представляется   ему

справедливостью, но опять-таки не для всех, а для  неравных.  Неравенство  –

это нормальное состояние людей.

В системе  христианского мировоззрения человек  стал восприниматься  как

существо, в  котором изначально неразрывно связаны  два начала: душа  и  тело,

а  также  человек  и  Бог.  Этому  воззрению  чужда   мысль   о   конечности

человеческого бытия: вера в  бессмертие  души  скрашивает  зачастую  суровое

земное бытие.

Философия Нового времени видела в человеке прежде всего  его  духовную

сущность.  Декарт  рассматривает  мышление  как   единственное   достоверное

свидетельство  человеческого  существования.   Разум   важнее   сердца,   он

господствует  над страстями. Тело и душа не имеют  ничего  общего.  По  Канту

особенности    человека    определяются    трансцедентальными    принципами,

способностью  к  эстетическим  суждениям  и  этикой  долга.  Маркс   считает

определяющим  в понимании человека трудовую деятельность.

Философия Х1х  –  начала  ХХ  в.  гипертрофировала  духовное  начало  в

человеке, сводя  в одних случаях его сущность к рациональному  началу,   а  в

других –  к иррациональному. Хотя понимание  действительной сущности  человека

часто уже  просматривалось в различных  теориях,  более  или  менее  адекватно

формулировалось  теми  или  иными  философами  (например,  Г.  Гегелем),  но

целостного  учения о человеке еще не было.

Я  считаю,  что  человек  прежде  всего  природное  существо,   живой,

чувственный предмет с руками и ногами, предметно  относящийся  к  предметному

миру. Он всегда имеет дело с предметами и действует  предметным способом.  Он

материалистичен и в какой-то степени в этом его  ограниченность,  т.  к.  он

находится в  некоторой зависимости  от  материального  мира  и  потребностей,

которые вынуждают  его к предметным действиям.

Но  человека  также  окружает  и   непредметный   мир,   общественный.

Последний, и  создается самим человеком, и  формирует его. У нас есть духовно-

практические  чувства, к которым относится, например, воля и любовь.

Человек сам  по себе уникален, он сочетает в себе внутреннее и внешнее.

Внутренний  мир, духовный мир, очень разнообразен, здесь человек  может  дать

полную свободу  своим чувствам,  желаниям,  эмоциям.  Этот  мир  может  также

проявляться и внешне, например, в его деятельности, творчестве. Которое  так

или иначе  воздействует и на окружающих.  Соответственно  человек  социальное

существо. Он не может жить в полном одиночестве, изоляции от внешнего  мира,

он  постоянно  контактирует  с  ним,  получая   информацию   и   возможность

реализации  самого себя. Человек на протяжении всей жизни формирует и себя  и

свои ценности, только у каждого свой  взгляд  на  них,  иногда  из-за  этого

возникает конфликтная  ситуация.

Человек свободен, но смотря, что подразумевать под  свободой. Свобода –

это когда  есть выбор. Но свобода – это также  и  ответственность,  и  человек

должен отвечать за свои поступки; но не нужно путать свободу и анархию. 
 

Заключение 
 

И мир , и человечество огромны,  и одним  словом  все  в  целом  можно

назвать Вселенной. Человек является лишь звеном  в  этой  огромной  системе.

Философия  выявляет  место  человека  в  мире  и  его  отношение   к   миру,

анализирует  вопрос  о  том,  чем  человек  может  стать,  развертывая  свои

возможности,  какова  структура  личности  и  т.   п.    Философия   –   это

мировоззрение, а также история.

Важной особенностью  нашего  времени  является  уход  с  исторической  сцены

доминировавших  в  недавнем  прошлом  тоталитарных  режимов,   прошедшая   и

проходящая    деколонизация,    тенденция    к    переходу    к    социально

ориентированному, демократическому и  правовому  обществу,  катастрофическое

падение материального   и  социального  статуса  человека  в  нашей  стране,

имеющее своим  следствием внимание к смысложизненной проблематике.

Предпринимаются  попытки  создать  понимающую  психологию,  психологию

личности  и  другие,  ориентированные  на   субъекта   научные   дисциплины,

снижается интерес  к  гносеологической,  методологической  и  онтологической

проблематике  в  самом   корпусе   философии.   Немаловажную   роль   играет

сохранившееся со времен господства  представление  о  философии  как  «науке

наук»,  ее  понимание  как  основы  наук,   особенно   тех   которые   имеют

непосредственное  дело с человеком.

Наука формирует  так  называемую  «картину  мира»,  философия  же  есть

теоретически  выраженное мировоззрение, в  котором  «картина  мира»  является

лишь  моментом.  Для  «картины  мира»  характерен  объективный  подход.   Он

является  холодной сводкой данных о мире, взятым самим по себе, без  человека

как человека. Они – в слепом пятне  современной  науки.т  Философия же  как

стержень  выражает отношение человека к  миру.  Это  не  простое  знание,  но

знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует  не мир, как таковой,  а

смысл бытия  человека  в  мире.  Философия  помогает  разобраться  и  помочь

построить последовательные шаги цивилизации к совершенствованию.

Список использованной литературы 

1. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для

вузов. 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос»,

2000.

2. Многоликая  философия. В 2 т. – Д.: Сталкер, 1998.

3. Киссель М. Л. Джамбаттиста Вико. – М.: Мысль, 1980

4. Вико Джамбаттиста. Основание новой науки об общей природе наций. Перевод

и комментарии  А. А. Губера. Под общей редакцией М. А. Лифшица. – Л., 1940

5. Юм Д.  Соч.: В 2 т. – М.,1966

6. Спиркин  А. Г. Философия: учебник. –  М.: Гардарика, 1998

7. Мир философии:  книга для чтения. В 2 т. –  М.: Политиздат., 1991

8. Основы  философии в вопросах и ответах/  под ред. Пономарева С. Е.  Учеб.

пособие для  высших учеб. заведений – М.: Феникс, 1997

9. Мой мир  и я / под ред. проф. Б. П.  Битинаса: учеб. пособие –

М.:Международный Фонд  Образования, 1993

10. Радугин  А. А. Философия: Курс лекций  – М.: Владос, 1995

11. Кант И.  Соч.: В 6 т. М., 1964 

2. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ  НАШЕГО ВРЕМЕНИ. 

Духовная  ситуация нашего времени давно уже  стала темой №1 для многих интеллектуалов – ученых, политиков, философов, деятелей искусства, служителей церкви, видных бизнесменов и др. Они прежде всего  выражают беспокойство и даже тревогу  за будущее Западной цивилизации  и планеты Земля, предлагают принять  такие меры, которые могли бы изменить положение в лучшую сторону.

Если прибегнуть к известной метафоре, то ХХ век  – это “железный век” (А. Блок). Именно в ХХ столетии развернулся  во всю ширь научно-технический прогресс, коренным образом преобразовавший  экономическое производство, технологические  процессы, системы управления и т.д.; он – прогресс – утвердил человека в его уверенности относительно своих возможностей, сделав его независимым  от природы. Сегодня человеку покорились пространство и время (глобальные линии  связи, межконтинентальные транспортные линии, информационные технологии и  др.). все это вполне заслуженно воспринимается нами как великое завоевание человеческого  духа.

Вместе с  тем нельзя не видеть и обратной стороны этого завоевания. Ведь именно в ХХ столетии человечество пережило две опустошительных мировых  войны, возникших в недрах Западной цивилизации. И хотя угроза третьей  мировой войны сегодня отодвинута, считать ее полностью устраненной  пока нет оснований. В ХХ век сформировались и довольно продолжительное время  действовали в качестве духовных основ политики тоталитарные по своей  сути идеологии (фашизм, коммунизм и  т.п.); они питали те общественные системы, которые не только жестоко подавляли  инакомыслие (современная форма  средневековой инквизиции), но и  были причиной политической и военной  конфронтации.

К этому можно  добавить многочисленные локальные  войны и конфликты в самых  разных регионах нашей планеты, кровопролитные и жестокие гражданские войны; националистические движения, прибегающие к тактике  терроризма – все это красноречиво говорит само за себя.

Но даже в  тех благополучных в экономическом  отношении странах, где достаточно высокий уровень жизни, мы не видим  благополучия социального и духовного; ведь не секрет, что в этих странах  существует довольно внушительная статистика террористических актов, наркомании, суицидов, распада семей, наблюдается упадок религиозного нравственного влияния. Высшие управленческие эшелоны власти нередко становятся мишенью для  СМИ по поводу коррупции или равного  рода аморальных и противозаконных  действий их представителей.

Есть, однако, и более тревожные симптомы духовного  кризиса. В последние 25-30 лет вполне осознанно мы стали ощущать глобальные проблемы; среди них первостепенными  считаются экологическая и энергетическая проблемы, проблема природных ресурсов, проблема техногенной опасности, а  также проблема разительного экономического и культурного неравенства (“богатый Север – бедный Юг”). Все это  создает новый тип угрозы, не имеющей  аналога в прошлом. Всем нам –  землянам – сегодня недостает  способности осознать всю серьезность  такой угрозы и необходимости  предпринять практические согласованные  шаги навстречу ей.

В общем итоге  ситуация видится так: невиданный ранее  научно-технический прогресс (с одной  стороны) и на его фоне – утрата духовных ценностей (с другой стороны). Человечество теряет веру в будущее, теряет чувство позитивной перспективы; цели развития становятся “бездушными”, формальными, а человек все больше осознает себя как объект анонимной, но враждебной ему, необходимости. Чувство  духовного тупика – вот самый  общий знаменатель всех форм сознания современного человека.

Как же возникла описанная нами ситуация? Какие факторы  привели к ее формированию? В ряде известных источников даются ответы на эти вопросы.

Массы. Испанский  философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955) в своей широко известной работе “Восстание масс” (1930 г.) одним из первых в ХХ столетии указал на те последствия, которые имел для Западного общества демографический фактор и связанное с ним омассовление всего Западного общества. Этот процесс берет начало с ХIХ столетия, когда население Европы в период с 1800 по 1914 г.г. скачком достигло 460 млн. человек (тогда как за предыдущие 12 веков не поднималось выше 180 млн. чел.), то есть резко выросло более, чем в 2,5 раза. Это вызвало коренные изменения в жизни общества, которые Ортега образно назвал “восстанием масс”.

Информация о работе Интерес к философии