Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:37, реферат
Аристотель считал, что философов порождает безделье. Он был прав, т.
к., действительно, не руками гнуться вопросы. Но как глубоко он
заблуждался. Где еще есть более тяжкий труд – видеть то, что постигаешь, и
никогда не иметь окончание смысла этому видению?! (2,1,6)?
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание,
оторванное от реальности повседневной жизни. Это не совсем верное
представление.
Введение 3
Что я могу знать 5
Что я должен делать 7
На что я смею надеяться 9
Что такое человек 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
судьбе. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Согласно
Аристотелю человек есть политическое животное, центральное место отводилось
справедливости. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве, но не
для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему
справедливостью, но опять-таки не для всех, а для неравных. Неравенство –
это нормальное состояние людей.
В системе
христианского мировоззрения
существо, в котором изначально неразрывно связаны два начала: душа и тело,
а также человек и Бог. Этому воззрению чужда мысль о конечности
человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое
земное бытие.
Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную
сущность. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное
свидетельство человеческого существования. Разум важнее сердца, он
господствует над страстями. Тело и душа не имеют ничего общего. По Канту
особенности человека определяются трансцедентальными принципами,
способностью к эстетическим суждениям и этикой долга. Маркс считает
определяющим в понимании человека трудовую деятельность.
Философия Х1х – начала ХХ в. гипертрофировала духовное начало в
человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в
других – к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека
часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно
формулировалось теми или иными философами (например, Г. Гегелем), но
целостного учения о человеке еще не было.
Я считаю, что человек прежде всего природное существо, живой,
чувственный предмет с руками и ногами, предметно относящийся к предметному
миру. Он всегда имеет дело с предметами и действует предметным способом. Он
материалистичен и в какой-то степени в этом его ограниченность, т. к. он
находится в некоторой зависимости от материального мира и потребностей,
которые вынуждают его к предметным действиям.
Но человека также окружает и непредметный мир, общественный.
Последний, и создается самим человеком, и формирует его. У нас есть духовно-
практические чувства, к которым относится, например, воля и любовь.
Человек сам по себе уникален, он сочетает в себе внутреннее и внешнее.
Внутренний мир, духовный мир, очень разнообразен, здесь человек может дать
полную свободу своим чувствам, желаниям, эмоциям. Этот мир может также
проявляться и внешне, например, в его деятельности, творчестве. Которое так
или иначе воздействует и на окружающих. Соответственно человек социальное
существо. Он не может жить в полном одиночестве, изоляции от внешнего мира,
он постоянно контактирует с ним, получая информацию и возможность
реализации самого себя. Человек на протяжении всей жизни формирует и себя и
свои ценности, только у каждого свой взгляд на них, иногда из-за этого
возникает конфликтная ситуация.
Человек свободен, но смотря, что подразумевать под свободой. Свобода –
это когда есть выбор. Но свобода – это также и ответственность, и человек
должен отвечать
за свои поступки; но не нужно путать
свободу и анархию.
Заключение
И мир , и человечество огромны, и одним словом все в целом можно
назвать Вселенной. Человек является лишь звеном в этой огромной системе.
Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,
анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои
возможности, какова структура личности и т. п. Философия – это
мировоззрение, а также история.
Важной особенностью нашего времени является уход с исторической сцены
доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая и
проходящая деколонизация, тенденция к переходу к социально
ориентированному, демократическому и правовому обществу, катастрофическое
падение материального и социального статуса человека в нашей стране,
имеющее своим следствием внимание к смысложизненной проблематике.
Предпринимаются попытки создать понимающую психологию, психологию
личности и другие, ориентированные на субъекта научные дисциплины,
снижается интерес к гносеологической, методологической и онтологической
проблематике в самом корпусе философии. Немаловажную роль играет
сохранившееся со времен господства представление о философии как «науке
наук», ее понимание как основы наук, особенно тех которые имеют
непосредственное дело с человеком.
Наука формирует так называемую «картину мира», философия же есть
теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является
лишь моментом. Для «картины мира» характерен объективный подход. Он
является холодной сводкой данных о мире, взятым самим по себе, без человека
как человека. Они – в слепом пятне современной науки.т Философия же как
стержень выражает отношение человека к миру. Это не простое знание, но
знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир, как таковой, а
смысл бытия человека в мире. Философия помогает разобраться и помочь
построить последовательные
шаги цивилизации к
Список использованной
литературы
1. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для
вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос»,
2000.
2. Многоликая философия. В 2 т. – Д.: Сталкер, 1998.
3. Киссель М. Л. Джамбаттиста Вико. – М.: Мысль, 1980
4. Вико Джамбаттиста. Основание новой науки об общей природе наций. Перевод
и комментарии А. А. Губера. Под общей редакцией М. А. Лифшица. – Л., 1940
5. Юм Д. Соч.: В 2 т. – М.,1966
6. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М.: Гардарика, 1998
7. Мир философии: книга для чтения. В 2 т. – М.: Политиздат., 1991
8. Основы
философии в вопросах и
пособие для высших учеб. заведений – М.: Феникс, 1997
9. Мой мир и я / под ред. проф. Б. П. Битинаса: учеб. пособие –
М.:Международный Фонд Образования, 1993
10. Радугин А. А. Философия: Курс лекций – М.: Владос, 1995
11. Кант И.
Соч.: В 6 т. М., 1964
2. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
Духовная ситуация нашего времени давно уже стала темой №1 для многих интеллектуалов – ученых, политиков, философов, деятелей искусства, служителей церкви, видных бизнесменов и др. Они прежде всего выражают беспокойство и даже тревогу за будущее Западной цивилизации и планеты Земля, предлагают принять такие меры, которые могли бы изменить положение в лучшую сторону.
Если прибегнуть к известной метафоре, то ХХ век – это “железный век” (А. Блок). Именно в ХХ столетии развернулся во всю ширь научно-технический прогресс, коренным образом преобразовавший экономическое производство, технологические процессы, системы управления и т.д.; он – прогресс – утвердил человека в его уверенности относительно своих возможностей, сделав его независимым от природы. Сегодня человеку покорились пространство и время (глобальные линии связи, межконтинентальные транспортные линии, информационные технологии и др.). все это вполне заслуженно воспринимается нами как великое завоевание человеческого духа.
Вместе с
тем нельзя не видеть и обратной
стороны этого завоевания. Ведь именно
в ХХ столетии человечество пережило
две опустошительных мировых
войны, возникших в недрах Западной
цивилизации. И хотя угроза третьей
мировой войны сегодня
К этому можно добавить многочисленные локальные войны и конфликты в самых разных регионах нашей планеты, кровопролитные и жестокие гражданские войны; националистические движения, прибегающие к тактике терроризма – все это красноречиво говорит само за себя.
Но даже в
тех благополучных в
Есть, однако,
и более тревожные симптомы духовного
кризиса. В последние 25-30 лет вполне
осознанно мы стали ощущать глобальные
проблемы; среди них первостепенными
считаются экологическая и
В общем итоге ситуация видится так: невиданный ранее научно-технический прогресс (с одной стороны) и на его фоне – утрата духовных ценностей (с другой стороны). Человечество теряет веру в будущее, теряет чувство позитивной перспективы; цели развития становятся “бездушными”, формальными, а человек все больше осознает себя как объект анонимной, но враждебной ему, необходимости. Чувство духовного тупика – вот самый общий знаменатель всех форм сознания современного человека.
Как же возникла описанная нами ситуация? Какие факторы привели к ее формированию? В ряде известных источников даются ответы на эти вопросы.
Массы. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955) в своей широко известной работе “Восстание масс” (1930 г.) одним из первых в ХХ столетии указал на те последствия, которые имел для Западного общества демографический фактор и связанное с ним омассовление всего Западного общества. Этот процесс берет начало с ХIХ столетия, когда население Европы в период с 1800 по 1914 г.г. скачком достигло 460 млн. человек (тогда как за предыдущие 12 веков не поднималось выше 180 млн. чел.), то есть резко выросло более, чем в 2,5 раза. Это вызвало коренные изменения в жизни общества, которые Ортега образно назвал “восстанием масс”.