Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа на тему: “Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики” выполнена принтерным способом на листах формата А4. В работе использовано 10 источников. Контрольная работа состоит из: введения, 4-х основных разделов, выводов и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Основные положения средневековой философии 4
Фома Аквинский. Биография 8
Труды Фомы Аквинского 10
Фома Аквинский, как основатель томизма 17
Выводы 34
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

Философия Фомы и по сей день сохраняет актуальность и имеет отнюдь не только исторический интерес. Последователи Фомы рассматривают  его наследие как живое богатство  мысли, на основании которого можно  не только осмыслять "вечные" философские  проблемы, но и продуктивно решать проблемы современности. Открытость томизма  к чужой мысли, возможность вести  конструктивный диалог, позволяют многим неотомистам находить синтез томизма  с другими течениями мысли, учитывать  современную научную картину  мира, творчески развить томизм. Такой подход кажется вполне оправданным, если учесть огромный внутренний потенциал  философии самого Фомы, направленный на творческую ассимиляцию достижений мировой философии, готовность к  диалогу и стремление к охвату самой широкой проблематики. Среди  многочисленных современных последователей Фомы следует прежде всего назвать  французских томистов Э. Жильсона (1884-1978) и Ж. Маритена (1882-1973), видного немецкого  теолога Карла Ранера (1904-1984), обращающегося также и к августиновской традиции, и к философии Канта и Хайдеггера. С другой стороны к наследию Фомы обращаются и многие нетеологически ориентированные философы, как к интреснейшей логической и онтологической системе. Это относится прежде всего к онтологически ориентированным представителям аналитической философии, таким как Э. Энском, Э. Кенни, П.Т. Гич.

Таким образом, томизм обладает средствами для создания философской теологии, в рамках которой можно основываясь  на человеческом разуме достичь понимания  многих истин из тех, которые даются нам и иным путем - благодаря откровению, хотя некоторые другие истины откровения остаются вне рамок автономной способности  нашего разума - такие, например, как  учение о триединстве.

Я считаю, что Фома Аквинский вовсе не отделил  науку от теологии, а, напротив, без  остатка подчинил ее теологии. Несмотря на то, что католические историки философии  почти повсеместно убеждены, что  Фома Аквинский автономизировал  науку, превратив ее в область  совершенно независимую от теологии.  Если цели науки даны a priory, если она  не может прийти к результатам, противоречащим истинам откровения, если критерием  истинного или ложного являются догматы веры и если объект науки  в конечном счете трансцендентная, а не материальная действительность, то это в достаточной мере доказывает не автономность науки, а ее глубокое порабощение, доказывает, что она  целиком втиснута в рамки христианской ортодоксии.

Мысль Фомы оказала колоссальное влияние  на интеллектуальную и богословскую традицию Запада. С начала XIV в. до середины XVIII в. все европейские университеты преподавали философию и основы теологии по Аквинату в этом отношении  учебники истории философии отчасти  вводят нас в заблуждение: они  описывают хронологическую последовательность философов нового времени так, словно это - последовательность философий, преподававшихся  в европейских университетах.

Действительно, Фома величайший и самый систематичный  мыслитель христианской традиции. В  христианском богословии никогда не было философа лучше Фомы, никто  другой так последовательно и  ясно не разобрал большинство богословских проблем. Папы были правы, напоминая  время от времени, что нельзя противоречить  св. Фоме, не рискуя своим правоверием. Он продумал до конца то, во что христианин призван верить: следовать его  образу мыслей необязательно, но игнорировать его опасно для веры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Соколов В.В. Средневековая  философия: Учеб. Пособие для филос.  фак. И отделений ун-тов. –  М.: Высш. школа, 1979. – 448 с., ил.

2. История философии в кратком  изложении / Пер. с чеш. И.  И. Богута – М.: Мысль, 1991. –  590 с.

3. Философский энциклопедический  словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев,  Э. А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев  и др. – 2-е изд. – М.: Сов.  энциклопедия, 1989. – 815 с.

4. Хрестоматия по истории философии:  Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманист. изд.центр  ВЛАДОС, 1997. – 448 с.

5. Кимелев Ю.А. Философия религии:  Систематический очерк. – М.: Издательский  Дом “Note Bene”, 1998. – 424 c.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций  по древней и средневековой  философии. -М.: Высшая школа, 1991. –  603 с.

7. Боргош Юзеф. Фома Аквинский  - М.: Мысль, 1975. – 504 c.

8. Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии.  В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и  др. М.: Мысль, 1969. – 1972.

9. Этьен Жильсон "Философ и  теология" - М.: Гнозис, 1995 (перевод  французского издания Etienne Gilson "Le philosophe et la théologie" - Paris, 1960)

10. Основы   религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с.


Информация о работе Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики