Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа на тему: “Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики” выполнена принтерным способом на листах формата А4. В работе использовано 10 источников. Контрольная работа состоит из: введения, 4-х основных разделов, выводов и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Основные положения средневековой философии 4
Фома Аквинский. Биография 8
Труды Фомы Аквинского 10
Фома Аквинский, как основатель томизма 17
Выводы 34
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

Хотя  Фома Аквинский  оперирует теми же представлениями, что и эмпирики, однако содержание этих представлений  по существу своему противоположно.

Рассмотрим  некоторые понятия, употребляемые  Фомой Аквинским: понятия материального  и формального объекта. Материальный объект - это просто конкретное бытие, любая чувственная вещь, независимая  от сознания и наблюдаемая или  воспринимаемая с помощью чувств. Объект же формальный - это определенный элемент, какая-то сторона познаваемой  вещи. Т.е. материальный объект является более широким понятием, чем объект формальный. В процессе познания интеллект  в определенном отношении отождествляется  с объектом, или с формой, но не материальной, а духовной. Следовательно, сущность познания, по Фоме, заключается  в том, что познающий становиться  познаваемым (cognoscens fit cognitum). Это происходит потому, что ум нетелесен и не может подвергаться воздействию  чувственных вещей. Рациональное познание всегда является общим, и потому отдельные, единичные вещи не могут быть его  объектом. “Intellectus est universalium et non singularium”, - пишет Фома. В этой  формулировке содержится очень существенное методологическое указание, облегчающее понимание объекта томистской гносеологии. Если в единичных вещах индивидуальным является материя, то общим должно быть нечто нематериальное. В ходе познания субъект в известном смысле уподобляется объекту, его духовной, идеальной форме. Отсюда мы можем сделать вывод, что объектом познания является не материя, а некоторая нематериальная действительность. По мнению Аквината, познание основано на способности воспринимать от единичных вещей духовные познавательные формы и является способностью сопричаствовать нематериальному божественному существованию. А поэтому нематериальная действительность - это следы Бога в естественных предметах, это их зависимость от творца.

Фома  начинает анализ процесса познания с  объяснения подразделения, иерархии и  функций чувственных органов. Он дихотомически подразделяет их на внешние (senses exteriores) и внутренние чувства (senses interiores).

В иерархии пяти внешних чувств самое низкое положение занимает осязание, потому что оно наиболее материально, т.е. более всего связано с телом. Однако, будучи самым низким, оно выполняет основную роль, поскольку от него зависит не только темперамент человека, но и правильное функционирование как чувственных, так и умственных познавательных органов. К разряду низших чувств Фома относит кроме осязания более высокий, чем оно, вкус и более совершенное, чем последний, обоняние. Среди внешних чувств выше всего стоят слух и зрение, которые считаются чувствами наиболее познающими (maxime cognoscivi) и оказывающими наибольшие услуги разуму.

Внешние чувства, связывающие человека со средой, подвергаются воздействию материальных тел, которые отпечатывают на них  чувственные образы (species sensibiles) единичных  предметов.

По мнению Аквината, познание является переходом  возможности в акт, своеобразным отождествлением познающего субъекта с познаваемым объектом.  Однако познаваемая вещь - материальный объект - никогда не может быть познана  исчерпывающим образом. Отсюда следует, что познающий объект должен отождествляться  не с вещью как материальным объектом, а лишь с определенной ее стороной, т.е. формальным объектом Другими словами, эта идентификация носит не реальный, а чисто потенциальный характер Чтобы это могло произойти, из единичной вещи должен попасть в  чувства познающего ее отпечаток - образ, или изображение. Именно эти образы материальных объектов во внешних чувствах Фома Аквинский называет чувственными познавательными формами - species sensibiles.

Фома  утверждает, что всякое чувственное  познание является просто отождествлением  в определенном отношении субъекта с познаваемой вещью, которое  происходит при посредстве формы.

Подобно всякому органу чувственного познания интеллект обладает адекватным себе, т.е. приспособленным к своим возможностям, объектом познания, которым является сущность телесных вещей, или то, что  в них общее, духовное. Из такого понимания объекта интеллектуального  познания Фома делает вывод, что интеллект не может иметь материального, телесного характера, а должен быть нематериальным, духовным.

“Каждая вещь, - утверждает Фома, - постольку  называется истинной, поскольку приближается к сходству с Богом... Подобно тому как души и другие вещи называются истинными по своей природе, поскольку  им присуще сходство с этой высшей природой, которая, являясь своим  понятым бытием, есть сама истина, так  и то, что познается душой, есть истина, поскольку в ней существует сходство с той божественной истиной, которую познает Бог”. Томистская истина - это соответствие разума действительности, но не той, которая естественно существует, а действительности, созданной Богом. Таким образом, мы имеем здесь  дело с истинной в онтологическом и логическом смысле. Логическая истинность присуща нашим суждениям, онтологическая же - вещам.

Таким образам, томистский критерий истины также подчинен теологическим целям и служит доказательству зависимости человека, его несовершенства по сравнению  с творцом.

Критерий  человеческого знания заключен не в  познающем субъекте, не в его практической и общественной деятельности, а во врожденных истинах, в конечном же счете  - в божественной мудрости. “Божественная  истина - есть мера всякой истины. Поскольку  Бог - это первый ум и первый объект понимания, всякая разумная истина должна измеряться его истиной.”

Рассмотрим  концепцию человека в философии  Фомы Аквинского. Фома исходит из того, что человек подобно вселенной, по отношению к которой он является как бы маленьким миром, так сказать  микрокосмом, также нуждается в  своем “двигателе”. Это - человеческая душа. Она  не только выполняет функцию  двигателя тела, но и является его  формой, актом, который “актуализирует человека”.

Таким образом, в свете доктрины Фомы человек  представляет в качестве психофизического бытия, соединения материи и формы.

С точки  зрения томистской антропологии тело не является оковами души, напротив, их соединение, - благо для души. Бог, создав душу и вдохнув ее в человеческий эмбрион, как бы приспосабливает  ее к тому телу, которое должно составлять основу ее индивидуальности и бессмертия. “Не будучи связана с  материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя "самосущего" [7,с.34]. В иерархии видов земного бытия она является самой совершенной формой, самостоятельной, способной существовать без материи, но она ниже чистых духов. Таким образом, человек оказался помещенным посредине - между животным миром и ангелами.

Традиционная  тема христианской философии - защита совершенства Бога и того, что им сотворено от существующего в  мире зла. Фома определяет зло не как  позитивное явление, существующее само по себе, а как обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Аквинат  выводит из понятия добра, исходя из предпосылки о том, что одна противоположность познается через  другую. Под добром он понимает “то, что все желают”.  Фома Аквинский  повторяет вслед за Августином утверждение  о том, что “добро является субъектом  зла”. Однако, здесь  возникает вопрос: “Если в метафизическом рассуждении  мы должны дойти до первопричины, то получается, что все зло исходит  от Бога, как высшего бытия и  добра?” Но такой вывод, очевидно, неприемлем для христианской философии, и Аквинат показывает, что Бог  создает зло не намеренно, а лишь случайно. Еще два тезиса томистской теодицеи: зло необходимо для гармонии мира; Бог является творцом зла  как наказания, а не как вины.

Фома  выступает в защиту свободной  воли и пытается доказать, что характерной  особенностью человека является свобода. В своей практической деятельности человеческая личность руководствуется  вытекающими из интеллекта суждениями, благодаря которым она может  производить выбор. Т.е. он провозглашает  примат интеллекта над волей. Но Аквинат  признает, что иногда воля может  выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, побуждая его к познанию. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в соответствии с моральными добродетелями, поскольку он обладает способностью выбирать между плохим и хорошим. Но свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает Бог. Таким образом творец, а не человек, вызывает стремление поступить так, а не иначе.

Фома утверждает ,что человек - это animal sociale et politicum, и считает, что государство  необходимо в жизни общества и  является бытием, генетически более  ранним, чем организующие его граждане. Жизнь в социальной общности естественна  для людей. Однако всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при  реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает  необходимость в том, что бы кто-нибудь руководил обществом и вел  его к цели. Таким именно руководителем  и является государство. Аквинат, сравнивая  это последнее с рулевым,  а  человеческое сообщество с кораблем, пишет: “Так же и корабль, гонимый  разными ветрами, плыл бы в самых  различных направлениях и никогда  не пришел бы в нужный порт, если бы не направлялся волей рулевого”. При этом сущность государства состоит  в том, чтобы вести сообщество людей к начертанной им цели - цели, соответствующей стремлениям  церкви.

Традиционная  тема христианской философии - защита совершенства бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего  в мире зла - занимает много места  в работах Аквинского. Обращение  его к этой проблеме и широкое  ее рассмотрение диктовались историческими  и доктринальными потребностями  церкви.

В средневековье  действовали различные еретические  секты, учения которых имели  ярко выраженный антифеодальный и, следовательно, антицерковный характер. Томистская теодицея была прежде всего направлена против идеологии катаров и других еретических сект. Катары провозглашали, что материальный мир по своей  природе есть зло, продукт злого  духа, а поскольку человеческое тело является его составной частью, следовательно, оно по своему происхождению есть зло и достойно презрения. Соединение тела и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если так, то Христос не мог воплотиться в человека. Из этих принципов следовало отрицание необходимости церкви, осуждение ее как собственника материальных богатств.

Перед христианской философией была поставлена важная дилема: если бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Из необходимости  ответить на этот вопрос, возникла особая область христианской философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

Исходным пунктом  теодицеи Фомы была предпосылка, что  зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как  добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Фома выводит из понятия  добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки о том, что одна противоположность  познается через другую, как например, темнота через свет. Это относится  также к добру и злу.

Второй тезис  томистской теодицеи выражается в утверждении, что "добро является субъектом  зла". Фома утверждает, что все, а  следовательно, и зло, имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, а  следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать  в роли какой бы то ни было причины. В таком случае остается принять, что субъектом или источником зла является добро. Исходной точкой для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем зла, ибо не он причина стремления к  небытию". Развивая эту мысль, Фома напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое в свою очередь следует  из несовершенства морального субъекта. А если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла.

Несколько иначе  обстоит дело с естественными  вещами. Здесь зло основано просто на их порче и распаде. В замыслах же творца каждая форма была задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое требует, чтобы "в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись все степени добра" . Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот. Таким образом вырисовывается третий тезис томистской теодицеи:  некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно.

Для обеспечения  порядка вселенной необходим  также порядок справедливости, который  требует существования как грешников, так и хороших людей. Здесь "бог  является творцом зла как наказание, а не как вины".

 

Выводы

 

Философия - мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией. Если теология сходит с небес на землю, то философия от земного поднимается  к божественному, и в конце  концов придет к тем же выводам, что  и теология.

Философию последователи Фомы подразделяют на метафизику (онтологию) и философию  природы. Объект первой - чистое бытие. Эта часть философии не зависит  от наук, но должна использовать их как  свои инструменты. Философия природы - это промежуточная наука между  метафизикой и естествознанием, изучающая то, что присуще материи  как таковой, ее всеобщие характеристики, тогда как естественные науки  исследуют конечные, относительные  свойства материальных тел. Непосредственным же предметом анализа в философии  природы служит система категорий, в которых отражены общие стороны  действительности. Философские и  естественнонаучные понятия должны быть четко разделены.

Информация о работе Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики