Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа на тему: “Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики” выполнена принтерным способом на листах формата А4. В работе использовано 10 источников. Контрольная работа состоит из: введения, 4-х основных разделов, выводов и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Основные положения средневековой философии 4
Фома Аквинский. Биография 8
Труды Фомы Аквинского 10
Фома Аквинский, как основатель томизма 17
Выводы 34
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки Украины

Запорожская государственная инженерная академия

Дневное отделение  МФ

                                     

 

Кафедра философии

 

 

Контрольная работа по предмету философия на тему

“Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики”

 

 

 

 

Выполнил

студент группы МЧ-04-2д:                                                               Киселёв А.А.

       

                                                     

 

Проверила :                                                                                        Банах Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запорожье

2007

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                       3

  1. Основные положения средневековой философии                         4
  2. Фома Аквинский. Биография               8
  3. Труды Фомы Аквинского                 10
  4. Фома Аквинский, как основатель томизма               17

Выводы                                       34

Список литературы                                                                                              37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Контрольная работа на тему: “Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики” выполнена принтерным способом на листах формата А4. В работе использовано 10 источников.

           Контрольная работа состоит из: введения, 4-х основных разделов, выводов и списка использованной литературы.

           В  4-х основных разделах раскрывается жизнь, а также духовная и философская деятельность Фомы Аквинского. Особое внимание придаётся изысканиям великого философа, направленным  на создание взаимосвязи между наукой и теологией.

 

Ключевые  понятия: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, патристика, схоластика, номинализм, реализм, томизм, неотомизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные положения  средневековой философии

 

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).

Философия, которая  складывалась в этот период имела  два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и  аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший  эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских  систем средневековья диктовалась  основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о  творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной  властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы  решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

В средневековой  философии можно выделить, как  минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

В средневековой философии  остро стоял спор между духом  и материей, что повлекло за собой  спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой  первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и  философского знания. XIII век - характерная  черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя [11].

Развитие товарно-денежного  хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое  оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и  первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной  интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится  к развитию городских школ, возникновению  университетов.

Философским выражение  пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый  аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и  общественно-политической жизни. Эта  философия явилась толчком для  ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся  на платоновские традиции, был направлен  против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального  мира не приносит никакой пользы, ибо  не только не приумножает человеческого  счастья, но поглощает время, необходимое  для созерцания гораздо более  важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!" [11].

Разумеется, понимаемая таким образом философия не могла  быть вдохновителем новых духовных течений. Интеллектуальные запросы  требовали новой философии.

Развившееся в конце XII и в XIII столетии в странах  Западной Европы интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций  к отделению науки от теологии, разума от веры. В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось  несколько точек зрения на то, как  решить проблему отношения веры и  разума:

1. Рационалистическая  точка зрения. Сторонники ее требовали  подвергнуть догматы веры оценке  разума как высшего критерия  истины или заблуждения;

2. Точка  зрения двойственной истины, выдвинутая  защитниками теории двух истин  - теологической и научной;

3. Точка  зрения предметного разграничения.  Ее сторонники разграничивали  теологию и науку по их предметам  и целям;

4. Точка  зрения полного отрицания ценности  науки.

В условиях, когда все более широко пробуждался интерес к науке  и философии, нельзя было по-прежнему поддерживать полное отрицание ценности рационального знания, необходимо было искать другие, более тонкие способы  решения вопроса об отношении  теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке  такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии  подчинить рациональное мышление догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки.

 

 

2. Фома Аквинский. Биография

 

Фома Аквинский, св. (ок. 1224-1274). Католический теолог и  философ, родился в Рокка Секка, Италия, младший сын Ландульфа  и Теодоры д'Аквино. В возрасте около пяти лет он приступил к  начальному обучению у бенедектинских монахов в монастыре близ Монтекассино. Он продолжил изучение курса "свободных  искусств" в неапольском университете. Возможно, что Фома стал магистром  искусств в Неаполе прежде, чем  он вступил в орден доминиканцев в 1244 году. Будучи в доминиканском  ордене, он изучил курсы философии  и теологии, сначала в Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в  Кельне. В 1252 г. был послан в парижский  университет для продолжения  изучения теологии; в качестве бакалавра  читал лекции по теологии до 1256 г., когда  он получил степень магистра теологии. Принятый, после некоторого противодействия  со стороны других профессоров, в  качестве полностью аккредитированного члена теологического факультета в 1257 г., Фома продолжил преподавать  в Париже до 1259 г. [1, c. 338; 2, c.260]

Затем Фома провел почти десять лет в различных  доминиканских монастырях вблизи Рима, читая лекции по теологии и философии (включая усиленное изучение основных работ Аристотеля) и исполняя различные  консультативные и административные функции в его ордене. В конце 1268 г. Фома вернулся в Париж, чтобы  во второй раз читать лекции по философии  в качестве профессора. Он был вовлечен в три различные контроверзы - против группы консервативных теологов, которые относились критически к  его философским нововведениям, против некоторых радикальных защитников аристотелизма или латинского аверроизма и против тех, кто критиковал доминиканцев и францисканцев и отрицал  их право преподавать в университете. Многие из трудов Фомы находились в  процессе написания или были завершены  в это время. Считается, что он был обеспечен помощью секретарей для исполнения этой задачи, в частности, в виду того, что его собственные  рукописи были практически неразборчивы. После того, как его отозвали в Италию в 1272 г., Фома менее  года преподавал в университете Неаполя и прочитал ряд заметных проповедей для широкой аудитории. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он отправился в Лион (Франция), чтобы принять участие в церковном совете. Нездоровье прервало его путь недалеко от его родных мест, и он умер в Фоссанова в марте того же года. Уже после смерти Аквинату был присвоен титул «ангельского доктора» («doctor angelicus»). Этот титул Фома заслужил не столько за свою деятельность в качестве преподавателя теологии, сколько в качестве автора многочисленных трудов. Этот импозантный, молчаливый и рассеяно-сосредоточенный монах отличался колоссальной работоспособностью. За свою довольно короткую жизнь он написал множество трудов, посвященных разнообразным вопросам. [1, c. 340]

 

3. Труды Фомы Аквинского

 

Труды Фомы Аквинского были написаны в течении двадцати лет активного  преподавания (1252-1273). Написанные на латыни, они включают в себя несколько  обширных теологических трактатов  и записанных дискуссий по теологическим  и философским проблемам ("Дискуссионные  вопросы" и "Вопросы на различные  темы"), комментарии на несколько  книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на работы Боэция, Псевдо-Дионисия и  на анонимную "Книгу о причинах" (Liber de Causis). Имеется также около  сорока разнообразных записей, писем, проповедей и коротких трактатов  на философские и религиозные  темы. Одним из первых произведений Фомы были "Комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского" (Commentaria in Libros Sententiarum), основанные на лекциях, которые читал Фома в университете. Произведение Петра Ломбардского представляло собой комментированное собрание размышлений, взятых из Отцов Церкви и посвященных различным вопросам; во времена Фомы "Сентенции" были обязательной книгой, изучаемой на теологических факультетах, и многие ученые составили свои комментарии к "Сентенциям". В "Комментариях" Фомы содержатся многие темы его будущих произведений; композиция этого труда является прообразом сумм. В тот же период написана небольшая, но исключительно важная работа "О сущем и сущности ", являющаяся своего рода метафизическим основанием философии Фомы. Дважды в год на рождественский пост и великий пост, устраивались особые диспуты, открытые для широкой публики, на любую тему (de quolibet), поставленную любым участником диспута (a quolibet). На эти вопросы экспромтом отвечал бакалавр и затем давал ответ мастер.

Структура диспута - выносимый на обсуждение вопрос, аргументы оппонентов, общее  решение вопроса и разрешение аргументов, сохраняется и в "Суммах", в несколько редуцированном виде. Острой дискуссии, развернувшейся в  то время относительно рецепции аверроистской  интерпретации аристотелевского наследия посвящена работа "О единстве интеллекта, против аверроистов" (De unitate intellectus contra Averroistas). В этом труде Фома оспаривает идею о том, что бессмертна лишь высшая часть интеллекта, общая всем людям (а значит нет бессмертия души), бытующую в среде парижских аверроистов, а также подводит рациональные обоснования под христианское верование в воскресение плоти.

Наиболее важными трудами Фомы считаются две "Суммы" - "Сумма  против язычников" (Summa veritate catholicae fidei contra gentiles), именуемая также "Суммой философии", и "Сумма теологии" (Summa theologiae vel Summa theologica). В этих трудах подведены итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла [3, с.710].  Первая работа, написанная в Риме, в 1261-1264, была вызвана  к жизни происходящим активным интеллектуальным обменом между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. В ней  Фома стремился, исходя из философской  позиции, защитить христианскую веру перед  лицом мусульман и иудеев. Этот обширный труд разделен на четыре книги: I. О Боге, как таковом; II. О сотворении Богом различных регионов существ; III. О Боге как цели всех существ; IV. О Боге, как Он дан в Его  Откровении.

Информация о работе Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики