Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа на тему: “Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики” выполнена принтерным способом на листах формата А4. В работе использовано 10 источников. Контрольная работа состоит из: введения, 4-х основных разделов, выводов и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Основные положения средневековой философии 4
Фома Аквинский. Биография 8
Труды Фомы Аквинского 10
Фома Аквинский, как основатель томизма 17
Выводы 34
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

Аквинат обособляет теологию от науки в гносеологическом смысле, т.е. считает, что теология черпает  свои истины не из философии, не из частных  дисциплин, а исключительно из откровения.

Но на этом Фома не мог остановиться, ибо  это лишь подчеркивало “превосходство”  теологии и ее независимость от других наук, но она не решала самой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской курией, а именно необходимости подчинить  теологии развивающееся научное течение.

В соответствии с этими требованиями Фома вырабатывает следующие теоретические принципы, до настоящего времени определяющие генеральную линию церкви по вопросу  об отношении теологии и науки.

1) Философия  и частные науки выполняют  по отношению к теологии пропедевтические, служебные функции. Теология, правда, не черпает из философии и  частных дисциплин никаких положений  - они содержатся в откровении , - но использует их в целях  лучшего понимания и более  глубокого разъяснения истин  откровения. Использование их, по  мнению Фомы, не является свидетельством  несамодостаточности или слабости  теологии, а напротив, вытекает из  убогости человеческого ума. Рациональное  знание облегчает понимание известных  догматов веры, приближает к познанию  “первопричины” вселенной, т.е.  Бога.

2) Истины  теологии имеют своим источником  откровение, истины науки - чувственный  опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа  получение истины знания можно  разделить на два вида: знания, открытые естественным светом  разума, например арифметика и  геометрия, и знания, черпающие  свои основы из откровения.

3) Существует  область некоторых объектов, общих  для теологии и науки. Следовательно,  ничто не мешает тому, чтобы  одними и теми же проблемами, поскольку они доступны познанию при помощи естественного света разума, занимались как философские науки, так и теология. Это очевидно, не исключает того, что известные истины откровения могут быть доказаны естественным путем. К ним относятся, в частности, истины о бессмертии человеческой души, о существовании Бога, о сотворении мира и т.п. Наряду с областью объектов, общих для этих двух дисциплин, существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии.  Учитывая опыт средневекового спора об отношении веры и разума, Аквинат понимал, что лучше не подвергать суду разума те истины откровения, которые противоречат правилам человеческого мышления. К истинам, которые недоступны разуму, Фома относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени, возможность ответить на вопрос, что такое Бог, и т.д. Поэтому, если в данной области разум приходит к прямо противоположным положениям, то это является достаточным доказательством ложности последних.

4) Положения  науки не могут противоречить  догматам веры. Фома утверждает, что рациональные истины не  могут противоречить догматам  веры, что разум должен лишь  подтверждать эти догматы. Таким  образом, не отрицая ценность  науки, Аквинат ограничивает ее  роль интерпретацией догматов  откровения, доказательством их  соответствия данным разумного  знания. Полезно, чтобы разум занимался  догматами веры, но “чтобы только  не возомнил заносчиво, - пишет  Фома, - что понял их или доказал” .

Система томизма охватывает обширные области философии и богословия; вместе с тем ее отличает глубина  и скурпулезость анализа, тонкость аргументации и учет широкого спектра  противоречащих мнений по исследуемому вопросу и возможных возражений. Философия Фомы Аквинского говорит  о том, что первичен дух - Бог, а  материя является его творением, и следовательно относится к  идеалистическому лагерю, но она так  же признает, что материальный мир  не является комплексом наших ощущений, зависимым от субъекта, а существует независимо от нас, и таким образом является идеализмом объективного типа. Философия Аквината так же признает существование как душ, так и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Т.е. мы можем утверждать, что томизм имеет спиритуалистический характер. Однако, мне кажется, что томистскую философию можно назвать и реализмом в строго определенном смысле, а именно как противостоящую субъективному идеализму в его онтологической трактовке, ибо томизм признает существование материального мира независимо от субъекта.

Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности (essentia) и существования (existentia). Он полагает, что различие между  сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее  от наших актов сознания, а является чем-то фактическим, реально существующим [1, с.354]. Исходя из этой предпосылки  Аквинат утверждает, что вещам  присуща сущность, но сущность не имплицирует  их существования. Это происходит потому, что все существующее в мире создано  Богом, а следовательно, зависит  от него. В Боге же как в простом, несоставном бытии сущность и  существование тождественны. Поэтому  сущность Бога имплицирует его существование, в то время как сущность сотворенных  вещей не имплицирует их существования.

Человек или животное существуют благодаря  сопричастности божественному акту творения. Следовательно, согласно Фоме, мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а  является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя или существовать не должен. В противоположность этому  миру Бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено  в его природе.

Категории материи (materia) и формы (forma) Фома заимствует из аристотелевской метафизики. Он повторяет, что реально существуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы. что материя  представляет principium individuationis - основу индивидуализации, что материя, лишенная формы, пассивна, недиференцированна и не может без нее существовать, что форма является активным элементом, конструирующим единичное бытие, которое благодаря форме приобретает способность к изменениям.

Однако  форма в толковании Фомы была совокупностью  общих существенных признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до них. Аквинат  различал в субстанциях три рода форм, или универсалий:

1) Универсалия,  содержащаяся в вещи в качестве  ее сущности (universale in re), определяемая  им так же как непосредственная  универсалия (universale directum);

2) Универсалия,  абстрагированная от субстанции, т.е. существующая в человеческом  уме (post rem). В этом виде реально  (formaliter) она существует только  в уме, а в вещи имеет лишь  свою основу. Эту универсалию  Фома называет рефлексивной (reflexivum). Поэтому форма, т.е. общее, существует  в вещи как сущность еще  не абстрагированная, в уме же - как извлеченная активным умом (intellectus agens);

3) Универсалия,  независимая от вещи в божественном  уме (universale ante rem). Универсалии в  уме творца - это неизменные, постоянные, вечные формы, или основы, вещей,  или, говоря иначе, образцовые  экземпляры, являющиеся моделью,  целью творения из ничего единичных  вещей, принадлежащих к определенному  виду [1, c.358].

Согласно  Фоме, в процессе рационального познания ум извлекает из вещей не что иное, как божественную идею, определяющую их объективное существование.

Единичные вещи как самостоятельные бытия  состоят из возможности (potentia) и акта (actus). Под возможностью или потенцией  понимается возможное бытие, под  актом же - бытие действительное, абсолютно существующее. Т.е. категории  возможности и акта имеют более  общий характер, чем форма и  материя.

Материя как потенция уже не существует извечно, а оказывается созданной Богом  из ничего, а потому из первичной  становится вторичной, производной. Возможность  присуща ей не в силу ее природы, а вложена в нее творцом  и только благодаря ему осуществляется и переходит в действительность. А поэтому любое изменение  в природе и в обществе как  переход из возможности в акт  имеет свой конечный источник в творческой божественной силе. Бог является неким  перводвигателем, так как в нем  ничего не находится в состоянии  возможности, а он весь - абсолютный акт.

Однако  эти рассуждения соответствуют  позиции августинизма, и Фома не останавливается на них, а идет дальше: он вводит понятие естественных причин, посредством которых Бог правит миром. Отсюда следует. что нельзя пассивно ожидать божьего приговора, а  нужно активно заниматься земными  делами в пределах тех целей, которые  преследует провидение.

Фома  Аквинский подразделяет истины откровения на два рода:  истины, доступные  разуму, и истины, выходящие за пределы  его познавательных возможностей. Рациональным доказательством догматов веры занимается естественная теология. выполняющая  по отношению к теологии пропедевтическую функцию. Центральной проблемой  естественной теологии являются “доказательства” бытия Бога.

Фома  утверждает, что высказывание “Бог  существует”, с одной стороны  является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем  принять его существование за что-то очевидное. Поэтому, а так  же для усиления веры, необходимо обосновывать существование творца при помощи того, что является более очевидным, чем он сам, а именно при помощи результатов его творения.

Аквинат говорит, что доказать существование  творца можно двумя способами: через  причину (propter quid) и через следствие (quia). Т.е. в первом случае речь идет о  доказательстве априорном (от причины  к следствию), а во втором - об апостериорном (от следствия к причине). В соответствии с этим Фома Аквинский формулирует  пять “доказательств-путей” Бога.

1) Доказательство  от движения (кинетическое), исходит  из того, что вещи находятся  в движении, а все движущееся  приводится в движение чем-то  другим, ибо движение есть переход  возможности в акт. То, кто актуализирует  потенцию, есть форма, некое бытие  в акте. Следовательно, в понятие  движения входит то, что движется  и то, что движет. Поэтому, если  бы какое-то бытие, приводящее  нечто в движение, само было  приведено в движение, то это  было бы совершенно чем-то другим, а это другое в свою очередь  приводилось в движение третьим  и т.д. Однако цепь двигателей  не может быть бесконечной,  и  поэтому мы должны дойти  до первой причины движения, которая  никем не движется и которая  все движет. Такой причиной должна  быть чистая форма, чистый акт,  которым и является Бог.

Видно, что  кинетическое доказательство основано на двух предпосылках: всякое бытие, находящееся  в движении, должно быть приведено  в движение посредством другого  бытия, являющееся его двигателем, цепь двигателей не может быть бесконечной. Можно видеть, что ни одна из этих предпосылок не является следствием законов физики или механики.

2) Доказательство  от производящей причины гласит, что в материальном мире существует  определенный причинный порядок,  берущий свое начало от первой  причины. т.е. Бога. Невозможно. рассуждает  Фома, чтобы нечто было собственной  производящей причиной, поскольку  оно существовало бы раньше  себя, а это нелепо. А так как  не существует бесконечной цепи  действующих причин, то необходимо  положить некоторую первичную  производящую причину, а именно  Бога.

3) Доказательство  от необходимости и случайности  исходит из того, что в природе  и обществе существуют единичные  вещи, которые возникают и уничтожаются  или могут существовать либо  не существовать. Другими словами,  эти вещи не являются чем-то  необходимым, а, следовательно,  имеют случайный характер. Невозможно  представить, чтобы подобного  рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать, временами реально не существует. Как явления случайные, они  требуют наличия необходимой  причины, существование которой вытекает из ее сущности. Эта причина и есть Бог. Сейчас мы можем утверждать, что это доказательство находится в противоречии с законом сохранения материи. Единичные вещи как конкретные формы материи исчезаю, подвергаются трансформации, но материя при этом никуда не исчезает.

4) Доказательство  от степени совершенства исходит  из предпосылки, что в вещах  проявляются различные степени  совершенства в форме бытия,  добра, красоты. Но о различных  степенях совершенства можно  говорить, по мнению Фомы, лишь  в сравнении с чем-то самым  прекрасным, прекраснее чего не  существует, т.е. с Богом.

5) В доказательстве  от божественного руководства  миром говорится о том, что  в мире как разумных, так и  неразумных существ, а так же  в вещах и явлениях наблюдается  целесообразность деятельности  и поведения. Аквинат считает,  что это происходит не случайно  и кто-то должен целенаправленно  руководить миром: “Следовательно, есть разумное существо, полагающее  цель для всего, что происходит  в природе, и его мы именуем  Богом”. Мне кажется, что Фома  сводит здесь закономерность  к целесообразности, неучитывая  возможность существования объективных  законов, управляющих  природой.

Фома  Аквинский в своих сочинениях очень часто отмечал большую  роль эмпирии и чувственного познания. Это же усиленно подчеркивают и современные  томисты, следующие философским  основам своего учителя. Почти во всех трудах Аквината часто используются понятия “опыт“, “чувственное познание”, “sensibilia” и т.д. Фома неоднократно подчеркивает, что “всякое естественное знание происходит из чувств“, что  предметом познания является действительность вне чувств, независимая от субъекта, или от человеческого сознания.

Информация о работе Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики