Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:27, контрольная работа
Контрольная работа на тему: “Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики” выполнена принтерным способом на листах формата А4. В работе использовано 10 источников. Контрольная работа состоит из: введения, 4-х основных разделов, выводов и списка использованной литературы.
Введение 3
Основные положения средневековой философии 4
Фома Аквинский. Биография 8
Труды Фомы Аквинского 10
Фома Аквинский, как основатель томизма 17
Выводы 34
Список литературы
Аквинат обособляет теологию от науки в гносеологическом смысле, т.е. считает, что теология черпает свои истины не из философии, не из частных дисциплин, а исключительно из откровения.
Но на этом Фома не мог остановиться, ибо это лишь подчеркивало “превосходство” теологии и ее независимость от других наук, но она не решала самой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской курией, а именно необходимости подчинить теологии развивающееся научное течение.
В соответствии
с этими требованиями Фома вырабатывает
следующие теоретические
1) Философия
и частные науки выполняют
по отношению к теологии
2) Истины
теологии имеют своим
3) Существует
область некоторых объектов, общих
для теологии и науки.
4) Положения
науки не могут противоречить
догматам веры. Фома утверждает,
что рациональные истины не
могут противоречить догматам
веры, что разум должен лишь
подтверждать эти догматы.
Система томизма охватывает обширные
области философии и
Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности (essentia) и существования (existentia). Он полагает, что различие между сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов сознания, а является чем-то фактическим, реально существующим [1, с.354]. Исходя из этой предпосылки Аквинат утверждает, что вещам присуща сущность, но сущность не имплицирует их существования. Это происходит потому, что все существующее в мире создано Богом, а следовательно, зависит от него. В Боге же как в простом, несоставном бытии сущность и существование тождественны. Поэтому сущность Бога имплицирует его существование, в то время как сущность сотворенных вещей не имплицирует их существования.
Человек или животное существуют благодаря сопричастности божественному акту творения. Следовательно, согласно Фоме, мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя или существовать не должен. В противоположность этому миру Бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе.
Категории материи (materia) и формы (forma) Фома заимствует из аристотелевской метафизики. Он повторяет, что реально существуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы. что материя представляет principium individuationis - основу индивидуализации, что материя, лишенная формы, пассивна, недиференцированна и не может без нее существовать, что форма является активным элементом, конструирующим единичное бытие, которое благодаря форме приобретает способность к изменениям.
Однако форма в толковании Фомы была совокупностью общих существенных признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до них. Аквинат различал в субстанциях три рода форм, или универсалий:
1) Универсалия,
содержащаяся в вещи в
2) Универсалия,
абстрагированная от
3) Универсалия,
независимая от вещи в
Согласно Фоме, в процессе рационального познания ум извлекает из вещей не что иное, как божественную идею, определяющую их объективное существование.
Единичные вещи как самостоятельные бытия состоят из возможности (potentia) и акта (actus). Под возможностью или потенцией понимается возможное бытие, под актом же - бытие действительное, абсолютно существующее. Т.е. категории возможности и акта имеют более общий характер, чем форма и материя.
Материя
как потенция уже не существует извечно,
а оказывается созданной Богом
из ничего, а потому из первичной
становится вторичной, производной. Возможность
присуща ей не в силу ее природы,
а вложена в нее творцом
и только благодаря ему осуществляется
и переходит в
Однако эти рассуждения соответствуют позиции августинизма, и Фома не останавливается на них, а идет дальше: он вводит понятие естественных причин, посредством которых Бог правит миром. Отсюда следует. что нельзя пассивно ожидать божьего приговора, а нужно активно заниматься земными делами в пределах тех целей, которые преследует провидение.
Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Рациональным доказательством догматов веры занимается естественная теология. выполняющая по отношению к теологии пропедевтическую функцию. Центральной проблемой естественной теологии являются “доказательства” бытия Бога.
Фома утверждает, что высказывание “Бог существует”, с одной стороны является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем принять его существование за что-то очевидное. Поэтому, а так же для усиления веры, необходимо обосновывать существование творца при помощи того, что является более очевидным, чем он сам, а именно при помощи результатов его творения.
Аквинат говорит, что доказать существование творца можно двумя способами: через причину (propter quid) и через следствие (quia). Т.е. в первом случае речь идет о доказательстве априорном (от причины к следствию), а во втором - об апостериорном (от следствия к причине). В соответствии с этим Фома Аквинский формулирует пять “доказательств-путей” Бога.
1) Доказательство
от движения (кинетическое), исходит
из того, что вещи находятся
в движении, а все движущееся
приводится в движение чем-то
другим, ибо движение есть переход
возможности в акт. То, кто актуализирует
потенцию, есть форма, некое бытие
в акте. Следовательно, в понятие
движения входит то, что движется
и то, что движет. Поэтому, если
бы какое-то бытие, приводящее
нечто в движение, само было
приведено в движение, то это
было бы совершенно чем-то
Видно, что кинетическое доказательство основано на двух предпосылках: всякое бытие, находящееся в движении, должно быть приведено в движение посредством другого бытия, являющееся его двигателем, цепь двигателей не может быть бесконечной. Можно видеть, что ни одна из этих предпосылок не является следствием законов физики или механики.
2) Доказательство
от производящей причины
3) Доказательство
от необходимости и
4) Доказательство
от степени совершенства
5) В доказательстве
от божественного руководства
миром говорится о том, что
в мире как разумных, так и
неразумных существ, а так же
в вещах и явлениях
Фома Аквинский в своих сочинениях очень часто отмечал большую роль эмпирии и чувственного познания. Это же усиленно подчеркивают и современные томисты, следующие философским основам своего учителя. Почти во всех трудах Аквината часто используются понятия “опыт“, “чувственное познание”, “sensibilia” и т.д. Фома неоднократно подчеркивает, что “всякое естественное знание происходит из чувств“, что предметом познания является действительность вне чувств, независимая от субъекта, или от человеческого сознания.
Информация о работе Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики