Философско-правовое учение И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:26, реферат

Описание работы

Необратимое течение времени все более отдаляет от нас XVIII век, с которым связано имя Иммануила Канта. XVIII век принадлежит истории. Истории принадлежит и учение И. Канта. Но история - это не мертвое, невозвратное прошлое. История человечества - это закономерный, поступательный процесс общественного развития, в котором настоящее неразрывно связано с прошлым и будущим.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Иммануил Кант 4
Глава 2. Идея права и государства И. Канта 6
Заключение 15
Библиографический список 17

Работа содержит 1 файл

Философско-правовое учение И. Канта.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

     План

     Введение                                                                                                             3

     Глава 1. Иммануил Кант                                                                                   4

     Глава 2. Идея права и государства И. Канта                                                   6

     Заключение                                                                                                       15

     Библиографический список                                                                            17

 

     

     Введение

     Необратимое течение времени все более  отдаляет от нас XVIII век, с которым  связано имя Иммануила Канта. XVIII век принадлежит истории. Истории принадлежит и учение И. Канта. Но история - это не мертвое, невозвратное прошлое. История человечества - это закономерный, поступательный процесс общественного развития, в котором настоящее неразрывно связано с прошлым и будущим.

     Актуальность  темы состоит в том, что мы обращаемся к философским учениям прошлого, чтобы лучше понять настоящее. Мы обращаемся к ним потому, что современный уровень теории и практики общественного развития позволяет глубже осмыслить содержание этих учений, а через них и прошлые эпохи, их вклад во всемирную историю. XVIII век вошел в историю как век Великой французской революции, а И. Кант как великий философ, выразитель прогрессивной для своего времени идеологии, провозгласившей лозунги свободы, равенства, братства. Сторонник политического либерализма в революционную эпоху, создатель оригинальной философской системы, Кант вместе с тем наследовал и поднял на новую ступень заложенные Возрождением и развитые Просвещением идеи гуманизма и прогресса, выражающие непреходящие ценности человечества.

     Целью данной работы является исследование философско-правового учения И. Канта  с помощью следующих задач: 1) изучение информации о жизни и научной  деятельности И. Канта; 2) рассмотрение идеи права и государства Канта. Данные задачи определяют структуру  реферата.

 

     

     Глава 1. Иммануил Кант

     Иммануил Кант (1724–1804 гг.) – родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права – был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру», а затем обобщил в трактате «Метафизика нравов» (1797 г.).1

     В основе кантовской философии лежит  противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания.

     Не  только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы  из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных  научных идей астрономии.  Кроме  того он выдвинул идею распределения  животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного  происхождения человеческих рас.

     Философские воззрения Канта существенно  менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.

     Человек, этика и право – вот альфа  и омега всего философского учения великого мыслителя.

     Когда Канту было 70 лет (этот возраст он считал своим творческим расцветом), он написал статью в «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1974 г.), заметив, что читать ее «грустно и смешно». В то время, возможно, это было «и смешно», а вот нынче это «не смешно», а грустно и должно быть предупреждением для всего человечества. Эта статья – образец иронической и меланхолической философской публицистики, имеющей в наше время особую актуальность и глубокий нравственный смысл. Идея конца всего сущего рождена в размышлениях не о физической, а о моральной  стороне дела. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия, или, скорее, об участи всего человечества. Если эта цель оказывается недостижимой, то в глазах простых людей «сотворенное бытие теряет смысл, как спектакль без развязки и замысла». По ироническому, но прозорливому мнению Канта, конец всего сущего может быть троякого рода: 1) естественный, соответствующий моральным целям божественной мудрости; 2) сверхъестественный – под воздействием причин, нашему пониманию недоступных; 3) противоестественный, который «мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели».

     В заключение следует подчеркнуть, что  Кант оказал огромное влияние на умы  всего мыслящего человечества: многие философские направления, школы  и учения так или иначе восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь. Гений этого мыслителя, выраженный в его творениях, - это такой храм духа, мимо которого не проходил и не может пройти ни один из тех, кому дорога широкоохватная мудрость. И. В. Гете уловил в кантовских антиномиях «плутовскую иронию», с которой Кант то убеждает читателя в чем-либо, то призывает подвергнуть сомнению свои же положения. Гете говорил и так: когда прочтешь страницу Канта, чувствуешь, что вошел в светлую комнату.2 

     Глава 2. Идея права и  государства И. Канта

     Познание  человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т.е. с чувственных  ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних  признаках изучаемого предмета –  его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его  внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. «Познание разумом и априорное познание суть одно и то же», – писал он.3

     На  принципиально иных постулатах строится практическая философия Канта, в  которой рассматриваются проблемы поведения человека. В этике и  учении о праве – составных  частях практической философии –  главенствующая роль принадлежит априорным  идеям. Если в познании природы, утверждал Кант, «источником истины служит опыт», то законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между людьми. Научную теорию морали и права, аналогичную естественным наукам, создать поэтому, в принципе, невозможно. Задача моральной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек должен следовать в своем эмпирическом существовании. С вопросом о том, каков всеобщий критерий справедливости, юрист никогда не справится, «если только он не оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме». При соблюдении же этих условий этика вместе с теорией права становится наукой.

     Разработанная Кантом методология критического рационализма существенно отличалась от рационалистических концепций, выдвинутых просветителями XVIII в. Кант разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде – в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Кант показал также, что в совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели. Отсюда делался вывод: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики.

     Обоснование этих идей явилось крупным шагом  вперед по пути постижения специфики  социальных законов, и особенно того из них, в соответствии с которым  субъективные намерения людей не совпадают с объективным результатом  в истории. Социальная доктрина Канта, правда, по разному интерпретировалась последующими мыслителями. Она послужила источником как учений о диалектике общественного процесса, соотношении в нем исторического и логического (Гегель, Маркс), так и концепций, противопоставивших естественные и общественные науки (различные школы кантианства).

     Еще одна особенность кантовского рационализма связана с тем, что философ  отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. В этом отношении он следовал демократической  традиции, заложенной Руссо. Кант воспринял  руссоистскую идею о том, что носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было исключений, но пересмотрел позицию Руссо относительно источника морали. Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей. Новизна такого подхода заключалась в том, что, удерживая демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права.4

     Стать моральной личностью человек  способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом, провозгласил мыслитель. Поскольку  же люди равны между собой как  представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого абсолютной нравственной ценностью. Этика Канта утверждала, таким образом, примат общечеловеческого над эгоистическими устремлениями, подчеркивала моральную ответственность индивида за происходящее в мире.

     Опираясь  на эти принципы, Кант вывел понятие  нравственного закона. Моральная  личность, считал философ, не может  руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят  от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. В отличие от гипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным. Он содержит лишь общую идею «долга перед лицом человечества», предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

     Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу – в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.5

     Правовая  теория Канта тесно связана с  этикой. Определяется это тем, что  право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение  всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения  к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании  им своего долга, тогда как право  использует для обеспечения аналогичных  поступков внешнее принуждение  со стороны других индивидов либо государства. В сфере морали соответственно нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой. 

     Рассматривая отношение  права и морали, Кант характеризует  правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это  значит, что поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что  свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других. Подобного  рода отношения не являются полностью  нравственными, поскольку вступающие в них индивиды руководствуются  не велениями долга, а совсем иными  мотивами – соображениями выгоды, страхом наказания и т.п. Право  обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения  между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в  состоянии взаимной антипатии и  даже презрения друг к другу. В  обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется «полный антагонизм».

     По  определению Канта, право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. В практико-идеологическом плане данное определение созвучно идеологии раннего либерализма, исходившей из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту.

Информация о работе Философско-правовое учение И. Канта