Философская система И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:23, реферат

Описание работы

1. Критическая философия И. Канта. Антропологические контрацепции.
2. Моральная философия И. Канта. Категорический императив как закон практического разума
3. Гуманизация И. Канта.

Работа содержит 1 файл

Кант.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

Философская система И. Канта

1. Критическая философия  И. Канта. Антропологические контрацепции.

Первый  этап - так называемый "докритический" или "догматический". В этот период философ  занимался главным  образом естественно  научными проблемами и выдвинул ряд  важных гипотез, в  том числе "небулярную" космогоническую  гипотезу, согласно которой возникновение  и эволюция солнечной  системы выводится  из существования "первоначальной туманности". В  философских работах  этого периода  Кант пытается обосновать идею абсолютного  совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим.

1762 год был переломным  для философа. Принято  считать, что важнейшую  роль в новых  исканиях Канта,  которые в дальнейшем  привели к созданию  его критической  философии, сыграло  знакомство с творчеством  Жан-Жака-Руссо. Руссо  стал для Канта,  по признанию последнего, "вторым  Ньютоном".

В данный период сформировалась специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии. В работах этого  периода последовательно  излагались: "критическая  теория познания", этика, эстетика и  учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось  на критическом анализе  познавательных способностей человека, на разработке соответствующей  теории познания. Под  влиянием скептицизма  и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию  понятие об отрицательных  величинах, осмеял увлечение  современников мистикой и "духовидением". В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания.

Перейдя на позиции критической  философии, Кант не забывал  об увлечениях молодости, о своей "первой любви" - естествознании.

Весной 1784 года Кант отметил  свое шестидесятилетие. Юбилей застал его  в расцвете духовный сил. Уже прожито  было три четверти отпущенных лет, но не написана еще и  половина произведений. Теперь они появляются одно за другим - книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки  критической философии: принципы, найденные  в теории познания, применяет в социальных сферах. Обретенная истина подвергается многократной проверке, выдержав которую  получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, заменяется новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и совершенствованию.

Завершение  системы критической  философии 

В августе 1794 года Кант отметил свое семидесятилетие. В этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной этого послужило  написание и опубликование  ряда статей, в которых  автор иронизировал над догматами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не терпел вольнодумства. Прежний девиз "Рассуждайте, но повинуйтесь" уступил место более привычному "Повинуйтесь, не рассуждая". Тем не менее, накануне юбилея Кант опубликовал статью "Конец всего сущего", которая стала последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года русская Академия наук избрала Канта своим членом. На заседании был утвержден список из 14 иностранный ученых. Рекомендовал Канта географ И.И. Георги, превозносивший не только "Критику чистого разума", но и "Физическую географию", тогда еще не опубликованную и известную лишь как лекционный курс. Вполне возможно, что Кант получил одобрительные слова из Петербурга одновременно с окриком, последовавшим из Берлина. Прусское правительство долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного ученого и не угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена: в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован, а пришел как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не в правилах Канта, оказывать сопротивление - было ему не силам. На случайно подвернувшемся клочке бумаги он сформулировал единственно возможную тактику: "отречение от внутреннего убеждения низко, но молчание в случае, подобном настоящему, является долгом подданного; если все, что говоришь, должно быть истинным, то не обязательно гласно высказывать всю истину.»

Дух Канта долго господствовал  над его телом. Но всему приходит конец. Философ не был болен, но силы его убывали. Он гордился тем, что и в  преклонном возрасте сохраняет ясность  мысли, бодрость духа, интерес к жизни  и любимому делу. Не было сил читать лекции, но он мог  еще писать. В период с 1795 по 1798 год он написал: "К вечному миру", "Об органе души", "Метафизика нравов", "Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии", "О мнимом праве лгать из человеколюбия", "Спор факультетов". Завершив "Метафизикой нравов" построение философской системы, Кант почувствовал потребность изложить свое учение в более иди менее концентрированном виде. Так появилась "Антропология" (1798) - последняя работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям. Это завершение пути, и одновременно начало - начинать изучение философии Канта целесообразно именно с "Антропологии". Структура этого произведения совпадает с общей системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три раздела в соответствии с темя способностями души: познанием, чувством удовольствия и способностью желания. Именно эти три особенности определили в свое время содержание трех "Критик ...". В "Антропологии" идеи критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, убеждениями.

2. Моральная философия  И. Канта. Категорический  императив как  закон практического  разума.

Этика главная часть философии Канта. Именно с размышлений над антиномиями началось становление его "критицизма". Кант строил этику, основанную на принципах онтологической двойственности человека, рационализма, антинатурализма, ориентации на должное, автономности и априоризма. Под "автономностью" здесь понимается независимость моральных постулатов от вне моральных доводов и оснований.

Человек как онтологически  двойственное существо, причастное к двум различным мирам  явлений и вещей в себе, - неизбежно приходил у Канта к этическому расщеплению самого себя и сферы своего поведения. Эмпирический индивид и трансцендентная личность не могут обладать одними и теми же мерками оценки, выбора и действия, так, что следует строить этику, учитывая, что человек гражданин двух миров и в моральном отношении, а высшая нравственность не может быть выведена из мотивов эмпирической жизни.

Рационализм кантовской этики  означает, что не чувственные увлечения, не вспышки страсти  и не порывы сердца, а разум должен судить о добре  и зле. Этика, основанная на чувственных потребностях, не обеспечивает чистоты  нравов. Жестокий нормативизм  этики Канта противопоставляется  описательной этике  с ее ориентацией  не на должное, а на реально существующее. Эту позицию он занял потому, что исходил из своего учения о двойственности человеческой природы. Кант считает схему всякого реально существующего морального поведения в принципе недостаточной и ущербной.

Этика Канта автономна. Она ориентирована  на некий независимый  будто бы от привходящих  соображений и  стимулов идеал. Ни чувственные  желание, ни эгоистическая  расчетливость, ни апелляции  к пользе или вреду  вообще не должны приниматься  в соображение.

Кант  провозглашает мораль независимой от религии, а нравственный закон  не выводимым из религиозных заповедей. Философия Канта говорит, что все возникшее не из морали и не из ее свободы, не может заменить отсутствие моральности. Для себя самой мораль "отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама по себе".

Итак, Кант признал мораль автономной, независимой  от религии. Больше того, он поставил саму веру в бога в зависимость  от морали. Человек  морален не потому, что бог предписал  ему мораль. Наоборот, человек верит  в существование  бога потому, что  этой веры, по утверждению  Канта, требует мораль. "Практический" разум главенствует над "теоретическим".

Однако  Кант не довел свой замысел автономной этики до конца. Он лишь уменьшил значимость религии, но не отверг религиозную веру. По Канту бог не творец нравственности, не источник нравственного закона, но он причина нравственного порядка в мире.

Учение  Канта о человеке пессимистично. Ядром  этой теории является тезис об "изначально злом", которое будто бы присуще природе человека. Кант считал, что люди по своей эмпирической природе более злы, чем добры, ибо животный эгоизм толкает их к злосердечию и коварству, несмотря на наличие у них влечения к общительности и задатков гуманности и личного достоинства.

Кант  вводит понятие нравственного закона, основу которого следует искать "не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, а a priori исключительно в понятиях чистого разума". По Канту вся моральная философия исходит из своей чистой основы. Она ничего не берет из антропологии, а дает человеку как разумному существу априорные законы. В свою очередь нравственный закон может быть найден лишь в "чистой философии". Кант полагал, что философия соединившая априорные принципы с эмпирическими, не может даже называться философией, и особенно моральной. Поэтому основу этики составляет "метафизика нравственности", которая должна исследовать идею и принципы возможной чистой воли, а не действия и условия человеческой воли.

Кант  исследует различные  виды императивов  в этике. Императивом философ называет форму повеления. Императив прибегает к такой воле, которая по своему свойству не определяется этим императивом с необходимостью. Императивы говорят, что поступать таким-то образом хорошо, но они говорят это о "такой воле, которая не всегда делает нечто потому, что ей дают представление о том, что делать это хорошо". Императивы всегда предполагают несовершенство воли разумного существа.

Существует  два основных вида императивов: гипотетические и категорические. Мы имеем дело с  гипотетическим императивом, если поступок, предписываемый им, хорош только в качестве средства для чего-нибудь другого. А когда мы говорим  о категорическом императиве, то поступок представляется как  хороший сам по себе или как необходимый  для воли, а сама воля согласуется  с разумом.

В связи с категорическим императивом выделяют основные особенности  этики Канта:

- крайне формальный  характер этики;

- отказ от построения  этики как учения  об условиях и  средствах, ведущих  человека к счастью;

- противопоставление  нравственного долга  влечению, прежде  всего чувственной  склонности.

Категорический  императив  это ядро системы, изложенной в учении Канта. Он представляет собой универсальный закон поведения.

Кант  дает три формулировки категорического  императива, которые  дают возможность  применять его  к разным сторонам человеческой жизни. Первая формулировка относится к общему принципу поведения: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Следующее определение устанавливает правила практического поведения человека: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Последняя формулировка определяет основной принцип права: «поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого сообразной со свободой каждого».

Наличие категорического  императива или нравственного  закона определяет задачи основных социальных институтов, их место  в общей системе  общественных явлений, также он устанавливает  характер способов достижения целей, публичных  или частных.

То  есть в условиях, когда действует категорический императив люди сами своими поступками устанавливают фактические правила поведения, которые применяются и к объекту действия, и к его субъекту.

Основной  целью, ради которой  устанавливается  действие категорического  императива, создается  правопорядок, обеспечивается свобода, является счастье  людей. Притом Кант не считает, что счастье  это сумма благ приобретаемых индивидом  в результате совершения каких-либо действий, для него это косвенный  результат установления счастья. А само счастье  это результат  осуществления в  человеческой истории  некоего безразличного  к вожделениям  и влечениям индивида «замысла природы», в соответствии с  которым в процессе смены поколений  наращиваются «некоторые идеальные величины, в которых человеческие мечты о счастье  приобретают характер императивов, требующих  от людей жертв  и лишений».

Человек в условиях свободы, руководствуясь чистой волей, начинает само реализовываться, то есть воплощать внутренние представления. Для  того чтобы его  действия не разрушали  установленную свободу, он должен поступать  в соответствии с  требованиями категорического  императива. Но воля не может быть свободной, если ее направленность определяется внешними указаниями, ведь тогда  человек будет  реализовывать не свои внутренние качества, а навязанные со стороны, то есть для сохранения свободы воли индивид  должен пользоваться внутренними указаниями, которые не являются приобретенными в  результате опыта, иначе  они также были бы внешними. Эти  требования исходят  от априорно заложенной нормы. Этой нормой является категорический императив. Таким образом, человек  реализует требования нравственного закона, который познается  им a priori. И в целом деятельность людей направляется единой нормой, которая является единственным побудительным мотивом чистой воли, что в обще социальном плане имеет очень важное значение.

Информация о работе Философская система И. Канта