Философский анализ права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в области “философии права” установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с формированием государства, права и общественных отношений.
При поиске литературы к избранной теме “Философии права” мною был обработан ряд источников, которые в той или иной мере отражают положение “философии права” в наше время и во времена великих философов, но наиболее интересно и полно, на мой взгляд, материал изложен в учебнике Владика Сумбатовича Нерсесянца. Который сделал анализ философских работ выдающихся философов как древности так и нашего времени. И получилась очень интересная и познавательная книга.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………..стр. 2
Понятие философии права, ее место среди других наук………………...стр. 3
Предмет философии права ……………………………………...……...стр. 6
“Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли……………………………………………..……….………….….стр. 8
Свобода и право……………………………………..……………………...стр. 12
Государство и право…………………………………………………….стр. 16
Публичное и частное право…………………………………………….стр. 19
Проблема правового государства: теория и реальность…………………стр. 22
Перспективы строительства правового государства в Украине……..стр. 30
Заключение ………………………………………………………………… стр. 34
Список использованной литературы ……………………………….…….стр. 35

Работа содержит 1 файл

УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Это огосударствление общественного  достояния, официально названное разгосударствлением, было компенсировано тем, что каждый получил по ваучеру, разрекламированному в качестве воплощенной гарантии "равных стартовых возможностей" для движения от социализма к рыночному обществу и надежного средства широкой "народной" приватизации. С подобной миссией, как известно, ваучеры явно не справились.

Приватизация  по сути своей исходно  была привилегией  для весьма небольшой  части общества, и  с самого начала было ясно, что такая  эфемерная возможность  с помощью незначительных квазиденег приобрести что-то из ограниченного фонда подлежащих приватизации за ваучеры объектов собственности будет, конечно, реализована лишь немногими (представителями номенклатуры и теневой экономики, мафиозными структурами, отдельными трудовыми коллективами и т. д.). Для них ваучерная приватизация действительно стала средством "прихватизации" больших кусков общего "социалистического наследства" и временем легитимации в качестве "новых русских" (т. е. нового слоя общества, обогатившегося в результате постсоциалистического варианта "первоначального накопления капитала").

Но  главное и определяющее во всем этом процессе состояло в том, что  имевво в ходе т.в. "разгосударствлевия" и приватизации была изменена природа  социалистической собственности  и она впервые  на самом деле - в экономико-правовом смысле - была огосударствлена. И только с помощью приватизации (и, следовательно, признания частной собственности и допущения неопределенного множества частных собственников) постсоциалистическое государство как раз создало экономико-правовые условия, необходимые для самоутверждения в качестве настоящего собственника.

По  смыслу этого процесса основная масса объектов огосударствленной  собственности остается у государства, а  какая-то часть их на тех или иных условиях (в ходе "ваучерной", а затем и денежной приватизации) переходит к некоторым членам общества (индивидам, объединениям, акционерным обществам и т. д.).

В условиях "государственной  собственности" при  социализме под "государством" как единым и абсолютным квазисубъектом собственности имелось в виду только все советское государство в целом - без какой-либо дальнейшей конкретизации и детализации составных частей этого "государства" по вертикали и горизонтали. После распада СССР статус подобных единственных квазисубъектов приобрели бывшие союзные республики - каждая у себя.

В ситуации действительного  огосударствления собственности  неизбежно развернулась борьба между различными звеньями государства (по вертикали и горизонтали) за право быть субъектом  создаваемой всерьез (в  экономико-правовом,. рыночном смысле) государственной собственности.

Согласно  новой Конституции  Украины, в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. Здесь различие между  видами собственности проводится по внешнему признаку - по владельцам (субъектам) собственности: частная собственность - у отдельных лиц и их объединений, государственная - у государства, муниципальная - у органовестного самоуправления и т. д. Но по существу все эти виды собственности в условиях нынешней приватизации являются лишь различными (по субъектам, правовому режиму, способам владения, пользования и распоряжения, степени свободы или зависимости от политико-властных решений и т. д.) формами типологически единой частной собственности.

При оптимистической  оценке идеи капитализации  социализма можно  сказать, что реформаторы  в общем успешно  и грамотно движутся в исторически  известном направлении  к капитализму: от рабства - через феодализм.

Причина, по которой мы в  результате проводимых реформ неизбежно оказываемся в докапиталистической (можно сказать, раннеофеодальной) ситуации, кроется в природе складывающихся у нас общественных и политических отношений, в типе собственности и права. Эта типология предопределена постсоциалистическим огосударствлением собственности, т. е. созданием такой собственности, которая еще не свободна от государственной власти, и такой государственной власти, которая еще не свободна от собственности. В социально-историческом измерении подобная ситуация характерна для феодальной стадии, когда экономические и политические явления и отношения в силу их неразвитости еще не отделились друг от друга и не образовали две различные сферы относительно независимого, самостоятельного бытия. Такой симбиоз власти и собственности, политики и экономики означает, что общественно-политическое целое еще не дозрело до дифференциации на частноправовую и публично-правовую области, на гражданское общество и политическое государство.

Право как привилегия особо  откровенно и результативно утвердилось в процессе приватизации и вообще в сфере собственности. Здесь каждый субъект и объект собственности, любой промысел появляется, живет и действует не по единому общему правилу, а в виде исключения из него, в каком-то казусном (т. е. определенном для данного конкретного случая) статусе и режиме.

Такой крен в сторону  феодализации отношений  собственности был  задан курсом самой  приватизации части  объектов огосударствленной  собственности, в  результате которой  собственниками такого ограниченного круга объектов реально могли стать лишь некоторые, но никак не все желающие. При этом именно государство (соответствующие государственные органы и должностные лица) как власть и как исходный суперсобственник определяет, кому, как, сколько, для чего и на каких условиях предоставляется собственность.

Общее для всех право  и всеобщее правовое равенство в отношении  собственности было в ходе приватизации выражено в виде фиктивного, бумажно-ваучерного равенства. Приобретение же реальной собственности  оказалось привилегией лишь немногих, так что складывающиеся в этих условиях отношения собственности представляют собой пестрый и хаотичный конгломерат особых прав-привилегий.

Капитализация социализма (оставляя в стороне вопрос о реализуемости  такого замысла) - это, по природе своей, конфронтационный путь к праву, собственности и т. д. в силу именно тех глубинных причин, совокупность которых учтена и выражена в концепции цивилизма. Именно поэтому данная концепция и позволяет лучше понять силу и слабость сторонников и противников движения от социализма к капитализму, факторы, содействующие и противодействующие такому движению, объективную природу и глубинный смысл современного раскола и борьбы (идеологической, социальной, политической, национальной и т. д.) в стране, обществе, государстве.

Пока  в Украине члены  правительства не будут заниматься своими делами, говорить о правовом украинском государстве не приходится. Ведь понятно и  человеку абсолютно  не сведущему в  политике, что политикой  должны заниматься политологи, а экономикой - экономисты. Вспомним ставшее крылатым во время социализма выражение “даже кухарка может управлять государством”. В наше время государством управляют те же самые “кухарки” которые управляли им на пути к коммунизму. Возьмем аналог для примера - компьютерные игры - стратегии. В них перед игроком ставится задача построить город, чтобы в него пришли люди, благоустроить его. Через время необходимо начать торговлю с другими странами, заботиться об обороноспособности города. Достичь поставленной цели настолько трудно, что высказывание о кухарке становится смешным. На основании этого можно сделать вывод о том, что управлять государством не так легко, как себе представляют наши руководители и в частности президент. Вот откуда беды нашего народа и кризисы во всех сферах жизни общества: толи экономической, политической, финансовой, культурной, аграрной и других.

V

Заключение

В настоящей курсовой работе была освещена проблематика философии  права как отдельной  самостоятельной  науки. Философско-правовые исследования имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции и сопровождают всю историю их развития - вплоть до современности.

Философия права - в ее соотношении  с другими видами и способами изучения права - является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения  идей об объективной, независимой от официально-властного  усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, - великая и неоспоримая заслуга также и философии права.

Все это определяет основополагающее место и значение философии права  в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения и освещения которых являются право и государство. Показательно в данной связи и то большое внимание, которое вот уже на протяжении многих столетий уделяется в западных университетах преподаванию философии права. Значительный опыт изучения и преподавания этой дисциплины был накоплен и в дореволюционной России. Что потеряно и непременно будет возрождено в наших высших учебных заведениях Украины.

В современных условиях радикальных преобразований в стране и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных наук и отечественного вузовского образования, значение этой дисциплины во всем процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости.

Закончив  работу над темой  “Философии права” я не только написал  очередную работу для допуска к  сессионным экзаменам, но и почерпнул  много интересной информации из книг, которые до этого  пылились на полках библиотек. Даже изучая курс “Общей философии” мы не пользовались столь интересными трудами и размышлениями философских мыслителей о жизни, бытие и праве в государстве. И я считаю, что необходимо ввести для преподавания в высших учебных заведениях отдельный курс “Философия права”, совместно с которым можно изучать и общую философию и логику и другие науки, касающиеся юридической деятельности.

VI

Список  использованной литературы
***********************************************************

Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. Второе, исправленное, издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”, № 1-2, 1995 г. - 295 с.

Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Сборник // Сост.: А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.

Гегель. Философия права. М., 1990.

Гельвеций Сочинения  в 2-х томах. Сост. И общ. Ред. Х. Н. Момджяна. М., “Мысль”, 1974.

История политических и правовых учений. Учебник для  вузов. Под общей редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.

Нерсесянц В.С. Философия  права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА . М - НОРМА, 1997. - 652 с.

Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов// Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 - 304 с.

Хрестоматия по истории государства и права  зарубежных стан. М., 1984

Информация о работе Философский анализ права