Это
огосударствление общественного
достояния, официально
названное разгосударствлением,
было компенсировано
тем, что каждый получил
по ваучеру, разрекламированному
в качестве воплощенной
гарантии "равных
стартовых возможностей"
для движения от социализма
к рыночному обществу
и надежного средства
широкой "народной"
приватизации. С подобной
миссией, как известно,
ваучеры явно не справились.
Приватизация
по сути своей исходно
была привилегией
для весьма небольшой
части общества, и
с самого начала было
ясно, что такая
эфемерная возможность
с помощью незначительных
квазиденег приобрести
что-то из ограниченного
фонда подлежащих приватизации
за ваучеры объектов
собственности будет,
конечно, реализована
лишь немногими (представителями
номенклатуры и теневой
экономики, мафиозными
структурами, отдельными
трудовыми коллективами
и т. д.). Для них ваучерная
приватизация действительно
стала средством "прихватизации"
больших кусков общего "социалистического
наследства" и временем
легитимации в качестве "новых
русских" (т. е. нового
слоя общества, обогатившегося
в результате постсоциалистического
варианта "первоначального
накопления капитала").
Но
главное и определяющее
во всем этом процессе
состояло в том, что
имевво в ходе т.в. "разгосударствлевия"
и приватизации была
изменена природа
социалистической собственности
и она впервые
на самом деле - в экономико-правовом
смысле - была огосударствлена.
И только с помощью приватизации (и,
следовательно, признания
частной собственности
и допущения неопределенного
множества частных собственников)
постсоциалистическое
государство как раз
создало экономико-правовые
условия, необходимые
для самоутверждения
в качестве настоящего
собственника.
По
смыслу этого процесса
основная масса объектов
огосударствленной
собственности остается
у государства, а
какая-то часть их
на тех или иных
условиях (в ходе "ваучерной",
а затем и денежной приватизации)
переходит к некоторым
членам общества (индивидам,
объединениям, акционерным
обществам и т. д.).
В
условиях "государственной
собственности" при
социализме под "государством"
как единым и абсолютным
квазисубъектом собственности
имелось в виду только
все советское государство
в целом - без какой-либо
дальнейшей конкретизации
и детализации составных
частей этого "государства"
по вертикали и горизонтали.
После распада СССР
статус подобных единственных
квазисубъектов приобрели
бывшие союзные республики -
каждая у себя.
В
ситуации действительного
огосударствления собственности
неизбежно развернулась
борьба между различными
звеньями государства (по
вертикали и горизонтали)
за право быть субъектом
создаваемой всерьез (в
экономико-правовом,.
рыночном смысле) государственной
собственности.
Согласно
новой Конституции
Украины, в стране
признаются и защищаются
равным образом частная,
государственная, муниципальная
и иные формы собственности.
Здесь различие между
видами собственности
проводится по внешнему
признаку - по владельцам (субъектам)
собственности: частная
собственность - у отдельных
лиц и их объединений,
государственная - у
государства, муниципальная -
у органовестного самоуправления
и т. д. Но по существу
все эти виды собственности
в условиях нынешней
приватизации являются
лишь различными (по
субъектам, правовому
режиму, способам владения,
пользования и распоряжения,
степени свободы или
зависимости от политико-властных
решений и т. д.) формами
типологически единой
частной собственности.
При
оптимистической
оценке идеи капитализации
социализма можно
сказать, что реформаторы
в общем успешно
и грамотно движутся
в исторически
известном направлении
к капитализму: от
рабства - через феодализм.
Причина,
по которой мы в
результате проводимых
реформ неизбежно оказываемся
в докапиталистической (можно
сказать, раннеофеодальной)
ситуации, кроется в
природе складывающихся
у нас общественных
и политических отношений,
в типе собственности
и права. Эта типология
предопределена постсоциалистическим
огосударствлением
собственности, т. е.
созданием такой собственности,
которая еще не свободна
от государственной
власти, и такой государственной
власти, которая еще
не свободна от собственности.
В социально-историческом
измерении подобная
ситуация характерна
для феодальной стадии,
когда экономические
и политические явления
и отношения в силу их
неразвитости еще не
отделились друг от
друга и не образовали
две различные сферы
относительно независимого,
самостоятельного бытия.
Такой симбиоз власти
и собственности, политики
и экономики означает,
что общественно-политическое
целое еще не дозрело
до дифференциации на
частноправовую и публично-правовую
области, на гражданское
общество и политическое
государство.
Право
как привилегия особо
откровенно и результативно
утвердилось в процессе
приватизации и вообще
в сфере собственности.
Здесь каждый субъект
и объект собственности,
любой промысел появляется,
живет и действует не
по единому общему правилу,
а в виде исключения
из него, в каком-то казусном (т.
е. определенном для
данного конкретного
случая) статусе и режиме.
Такой
крен в сторону
феодализации отношений
собственности был
задан курсом самой
приватизации части
объектов огосударствленной
собственности, в
результате которой
собственниками такого
ограниченного круга
объектов реально могли
стать лишь некоторые,
но никак не все желающие.
При этом именно государство (соответствующие
государственные органы
и должностные лица)
как власть и как исходный
суперсобственник определяет,
кому, как, сколько, для
чего и на каких условиях
предоставляется собственность.
Общее
для всех право
и всеобщее правовое
равенство в отношении
собственности было
в ходе приватизации
выражено в виде фиктивного,
бумажно-ваучерного
равенства. Приобретение
же реальной собственности
оказалось привилегией
лишь немногих, так что
складывающиеся в этих
условиях отношения
собственности представляют
собой пестрый и хаотичный
конгломерат особых
прав-привилегий.
Капитализация
социализма (оставляя
в стороне вопрос
о реализуемости
такого замысла) - это,
по природе своей, конфронтационный
путь к праву, собственности
и т. д. в силу именно
тех глубинных причин,
совокупность которых
учтена и выражена в
концепции цивилизма.
Именно поэтому данная
концепция и позволяет
лучше понять силу и
слабость сторонников
и противников движения
от социализма к капитализму,
факторы, содействующие
и противодействующие
такому движению, объективную
природу и глубинный
смысл современного
раскола и борьбы (идеологической,
социальной, политической,
национальной и т. д.)
в стране, обществе,
государстве.
Пока
в Украине члены
правительства не
будут заниматься
своими делами, говорить
о правовом украинском
государстве не приходится.
Ведь понятно и
человеку абсолютно
не сведущему в
политике, что политикой
должны заниматься политологи,
а экономикой - экономисты.
Вспомним ставшее крылатым
во время социализма
выражение “даже кухарка
может управлять государством”.
В наше время государством
управляют те же самые
“кухарки” которые
управляли им на пути
к коммунизму. Возьмем
аналог для примера -
компьютерные игры -
стратегии. В них перед
игроком ставится задача
построить город, чтобы
в него пришли люди,
благоустроить его.
Через время необходимо
начать торговлю с другими
странами, заботиться
об обороноспособности
города. Достичь поставленной
цели настолько трудно,
что высказывание о
кухарке становится
смешным. На основании
этого можно сделать
вывод о том, что управлять
государством не так
легко, как себе представляют
наши руководители и
в частности президент.
Вот откуда беды нашего
народа и кризисы во
всех сферах жизни общества:
толи экономической,
политической, финансовой,
культурной, аграрной
и других.
V
Заключение
В
настоящей курсовой
работе была освещена
проблематика философии
права как отдельной
самостоятельной
науки. Философско-правовые
исследования имеют
давние и богатые традиции.
Они восходят к истокам
философии и юриспруденции
и сопровождают всю
историю их развития -
вплоть до современности.
Философия
права - в ее соотношении
с другими видами
и способами изучения
права - является высшей
духовной формой познания
права, постижения и
утверждения его смысла,
ценности и значения
в жизни людей.
Философия
права начинается
с возникновения
идей об объективной,
независимой от официально-властного
усмотрения и произвола,
природе и смысле
права. Эти идеи стали
зародышем всех последующих,
включая и современные,
представлений и концепций
о внутренней взаимосвязи
и единстве права, свободы
и справедливости, о
правах и свободах человека,
о господстве права,
о правовом законе и
правовом государстве.
И в том, что сегодня
эти правовые идеи стали
общепризнанными современным
мировым сообществом
ценностями и императивами, -
великая и неоспоримая
заслуга также и философии
права.
Все
это определяет основополагающее
место и значение
философии права
в системе юридических
и других гуманитарных
наук и учебных дисциплин,
объектами изучения
и освещения которых
являются право и государство.
Показательно в данной
связи и то большое внимание,
которое вот уже на протяжении
многих столетий уделяется
в западных университетах
преподаванию философии
права. Значительный
опыт изучения и преподавания
этой дисциплины был
накоплен и в дореволюционной
России. Что потеряно
и непременно будет
возрождено в наших
высших учебных заведениях
Украины.
В
современных условиях
радикальных преобразований
в стране и становления
начал права и правовой
государственности
существенно возрастает
роль философии права
в системе гуманитарных
наук и отечественного
вузовского образования,
значение этой дисциплины
во всем процессе формирования
и утверждения в нашем
обществе ценностей
права, свободы и справедливости.
Закончив
работу над темой
“Философии права”
я не только написал
очередную работу
для допуска к
сессионным экзаменам,
но и почерпнул
много интересной
информации из книг,
которые до этого
пылились на полках
библиотек. Даже изучая
курс “Общей философии”
мы не пользовались
столь интересными трудами
и размышлениями философских
мыслителей о жизни,
бытие и праве в государстве.
И я считаю, что необходимо
ввести для преподавания
в высших учебных заведениях
отдельный курс “Философия
права”, совместно с
которым можно изучать
и общую философию и
логику и другие науки,
касающиеся юридической
деятельности.
VI
Список
использованной литературы
***********************************************************
Волчек Е.З. Философия:
Учебное пособие. Второе, исправленное,
издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”, № 1-2,
1995 г. - 295 с.
Власть и право:
Из истории русской правовой мысли.
Сборник // Сост.: А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин
- Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.
Гегель. Философия
права. М., 1990.
Гельвеций Сочинения
в 2-х томах. Сост. И общ. Ред. Х. Н. Момджяна.
М., “Мысль”, 1974.
История политических
и правовых учений. Учебник для
вузов. Под общей редакцией члена
- корреспондента РАН В.С. Нерсесянца.
М., 1996 - 736 с.
Козлихин И.Ю.
Идея правового государства: История и
современность. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского
университета, 1993 - 152 с.
Нерсесянц В.С. Философия
права. Учебник для вузов. - М.: Издательская
группа ИНФРА . М - НОРМА, 1997. - 652 с.
Философия. Часть
1. История философии: учебное пособие
для вузов// Под ред. В.И. Кириллова, С.И.
Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 - 304
с.
Хрестоматия по
истории государства и права
зарубежных стан. М., 1984