Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 01:13, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования в области “философии права” установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с формированием государства, права и общественных отношений. При поиске литературы к избранной теме “Философии права” мною был обработан ряд источников, которые в той или иной мере отражают положение “философии права” в наше время и во времена великих философов, но наиболее интересно и полно, на мой взгляд, материал изложен в учебнике Владика Сумбатовича Нерсесянца. Который сделал анализ философских работ выдающихся философов как древности так и нашего времени. И получилась очень интересная и познавательная книга.
Содержание
Вступление…………………………………………………………………..стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук………………...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………...……...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли……………………………………………..……….………….….стр. 8 Свобода и право……………………………………..……………………...стр. 12 Государство и право…………………………………………………….стр. 16 Публичное и частное право…………………………………………….стр. 19 Проблема правового государства: теория и реальность…………………стр. 22 Перспективы строительства правового государства в Украине……..стр. 30 Заключение ………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литературы ……………………………….…….стр. 35
Это
испытание позитивного
права на разумность,
справедливость, истинность,
подлинность, правильность
и т. д., хотя и обладает
тем или иным критическим
потенциалом в отношении
к позитивному праву,
продиктовано, однако,
не придирками к властям
и их установлениям,
а фундаментальными
свойствами и проблемами
общественного бытия
человека, потребностями
познания природы и
смысла права, его места
и значения в совместной
жизни людей.
Цель
разума - истина, и
философия права
занята поисками истины
о праве.
С
точки зрения позитивного
права, вся истина
о праве дана в
самом позитивном
праве, под которым
имеются в виду
все властно признанные
источники действующего
права (законы, подзаконные
акты, санкционированное
обычное право, судебные
прецеденты и т. д.), все
официальные установления,
наделенные законной
силой, т. е. обобщенно
говоря, - закон.
Эта
позиция, конечно, не
соответствует природе
и требованиям
разума, ориентированного
не на мнения и авторитеты,
а на истинное, теоретически,
философски осмысленное
знание о соответствующем
объекте, в данном случае -
о праве.
Основной
смысл этих и подобных
вопросов в теоретически
концентрированном
виде можно сформулировать
в виде проблемы различения
и соотношения права
и закона, которая имеет
определяющее значение
для любого теоретически
последовательного
правопонимания и обозначает
предметную область
философии права.
Такое
теоретическое различение
права и закона
не только терминологически,
но и понятийно, по своему
смыслу выступает как
общая теория для всех
остальных (названных
и иных) частных случаев
подобного различения
и тем самым позволяет
понять и выразить момент
общности и единства
в познавательной ориентированности,
в смысловой структуре
и предмете различных
прошлых и современных
философско-правовых
учений.
Ведь
именно наличие момента
такого внутреннего
единства оправдывает
объединение внешне
разноликих учений под
общим названием "философия
права" и дает содержательное
основание для их понимания
и толкования в качестве
той или иной концепции
именно философии права,
понимаемой не в виде
случайного набора и
конгломерата разнородных
воззрений, а как предметно
определенной и внутренне
единой дисциплины (научной
и учебной).
Бытие
права в человеческом
мире подразумевает
и включает в себя правовую
определенность и упорядоченность
мира человеческого
бытия, правовое понимание
и правовой подход к
основным отношениям,
формам, институтам
и установлениям в общественной
жизни людей.
Этот
правовой подход (правовое
понимание, толкование,
характеристика, оценка
и т, д.) распространяется
и на такой основополагающий
институт общественной
жизни людей, как государство.
Поэтому в предметную
область философии права
традиционно включаются
проблемы философского
исследования государства,
тематика философии
государства.
Предмет
“философии права”
это основные проблемы
философии права (общая
часть курса), так
и различные прошлые
и современные
концепции философии
права (специальная
часть курса, посвященная
историческому развитию
и современному состоянию
философии права).
При
этом отбор проблем
общей части и
философско-правовых
концепций в специальной
части курса продиктован
задачами достаточно
полного для учебных
целей освещения
основных моментов предмета
философии права.
б)
Философия права
Гегеля
Проблемы
философии права
занимают большое
место в творчестве
Гегеля.
Уже
в работе "О
научных способах
исследования естественного
права, его месте
в практической философии
и его отношении
к науке о позитивном
праве" (1802 - 1803) Гегель
различает три способа
трактовки естественного
права: эмпирический (концепции
Гоббса, Руссо и других
мыслителей до Канта);
формальный (подход
Канта, Фихте и их последователей)
и абсолютный (свой подход).
Эмпирический
подход к естественному
праву, по оценке Гегеля,
соответствует лишь
начальным требованиям
науки, отличающим ее
от простого повествования
и перечисления признаков
предмета.
Моральность
и легальность, противопоставляемые
друг другу в учениях
Канта и Фихте,
представляют собой,
согласно Гегелю, лишь
абстрактные моменты
целостности, которые
"снимаются" и вместе
с тем сохраняются в
системе нравственности.
Эти мысли развернуто
и систематически развиты
в последующих произведениях
Гегеля, особенно в его
"Философии права" (1820
г.), полное наименование
которой ("Естественное
право и наука о государстве
в очерках. Основы философии
права"), да и ее содержание
показывают, что Гегель,
не отвергая самой проблематики
естественного права,
настаивает на ее именно
философской (в гегелевском
смысле этого понятия)
трактовке.
В
рамках гегелевской
системы философии
философия права
представляет собой
философию объективного
духа. Тремя основными
ступенями диалектически
развивающегося духа,
по Гегелю, являются:
субъективный дух (антропология,
феноменология, психология),
объективный дух (право,
мораль, нравственность)
и абсолютный дух (искусство,
религия, философия).
Объективный
дух - это, по Гегелю,
та ступень развития
духа (и всемирной
истории), когда свобода
впервые приобретает
форму реальности,
т.е. наличного бытия
в виде государственно-правовых
формообразований. Дух
выходит из формы своей
субъективности, познает
и объективирует внешнюю
реальность своей свободы:
объективность духа
входит в свои права.
В
философии права
Гегель освещает формы
обнаружения объективно
свободного духа в виде
осуществления понятия
права в действительности.
Так как реализация
понятия в действительности,
по Гегелю, есть идея,
предметом философии
права оказывается
идея права - единство
понятия права и его
осуществления, наличного
бытия. Идея права, которая
и есть свобода, развертывается
в гегелевском учении
в мир государства и
права, и сфера объективного
духа предстает как
идеальная правовая
действительность.
Господство
разума в истории,
согласно Гегелю, означает,
что свобода представляет
собой определяющее
начало и конечную цель
всего хода развития
духа. Всемирная история -
прогресс в сознании
свободы, прогресс как
в смысле познания объективной
истины, так и объективации
достигнутых ступеней
свободы в правовых
игосударственных
формах наличного бытия.
Идея
свободы, по Гегелю,
достигает своей
полной реализации лишь
в конституционно
оформленных и
развитых государствах
современности. Эти
государства представляют
нечто разумное внутри
себя; они действительны,
а не только существуют.
Отношения
права и свободы
опосредуются в гегелевской
философии объективного
духа через свободную
волю, которая представляет
свободу во всех перипетиях
диалектики идеи права.
Разум, на котором
покоится государство,
осуществляет себя как
волю - через диалектику
свободной воли.
"...
Свобода, - отмечает
Гегель, - состоит
в том, чтобы
хотеть определенное,
но в этой определенности
быть у себя
и вновь возвращаться
во всеобщее".
Подлинно
свободной и истинной
воля становится тогда,
когда ее содержание
тождественно с нею, "когда,
следовательно, свобода
волит свободу"'.
Тремя
основными формами
конкретизации понятия
свободы и права
являются: абстрактное
право, мораль, нравственность.
В сфере абстрактного
права воля непосредственна
и абстрактна. В
сфере морали выступает
право субъективной
воли в отношении ко
всеобщему - к праву
мира. В сфере нравственности
достигается синтез
этих двух предшествующих
абстрактных моментов.
Абстрактное
право представляет
собой первую ступень
в движении понятия
права от абстрактного
к конкретному, в диалектике
свободной воли. Понятие
правопорядка еще абстрактно.
Человек здесь выступает
в качестве совершенно
абстрактного и свободного "я".
Такая единичная воля
есть лицо, личность.
Личность, подчеркивает
Гегель, "содержит
вообще правоспособность". "Отсюда
веление права гласит:
будь лицом и уважай
других в качестве лиц".
Абстрактное
право выступает
лишь как абстрактная
и голая возможность
всех последующих, более
конкретных, определений
права и свободы.
Свою
реализацию свобода
абстрактной личности
находит, по Гегелю,
в праве частной собственности.
Гегель обосновывает
формальное, правовое
равенство людей: люди
равны именно как свободные
личности, равны в одинаковом
праве на частную собственность,
но не в размере владения
собственностью. Требование
жеимущественного
равенства расценивается
им как неразумная точка
зрения, пустая и поверхностная
рассудочность.
К
сфере абстрактного
права Гегель относит
и формы неправды (простодушную
неправду, обман, принуждение
и преступление).
Преступление
- это сознательное нарушение
права как права, и наказание
поэтому является, по
Гегелю, не только средством
восстановления нарушенного
права, но и правом самого
преступника, заложенным
уже в его деянии - поступке
свободной личности.
По
логике гегелевской
трактовки, снятие преступления
через наказание приводит
к морали. На этой ступени,
когда личность (персона)
абстрактного права
становится моральным
субъектом, впервые
приобретают значение
мотивы и цели поступков
субъекта.
Требование
субъективной свободы
состоит в том, чтобы
о человеке судили по
его самоопределению.
Лишь в поступке субъективная
воля достигает объективности
и, следовательно, сферы
действии закона; сама
же по себе моральная
воля ненаказуема.
Абстрактное
право и мораль
являются двумя односторонними
моментами, которые
приобретают свою действительность
и конкретность в нравственности,
когда понятие свободы
объективируется в наличном
мире в виде семьи, гражданского
общества и государства.
Сферу
межгосударственных
отношений Гегель
трактует как область
проявления внешнего
государственного права.
Международное право -
это, по Гегелю, не действительное
право, каковым является
внутреннее государственное
право (положительное
право, законодательство),
а лишь долженствование.
Какова же будет действительность
этого долженствования -
зависит от суверенных
воль различных государств,
над которыми нет высшего
права и судьи в обычном
смысле этих понятий.
На
вершине иерархии
особых прав стоит
право государства (государство
как правовое образование,
как наиболее конкретное
право). Поскольку в
реальной действительности
особые права всех ступеней (личности,
ее совести, преступника,
семьи, общества, государства)
даны одновременно и,
следовательно, в актуальной
или потенциальной коллизии,
постольку, по гегелевской
схеме, окончательно
истинно лишь право
вышестоящей ступени.
Одним
из определений свободы
и форм объективации
понятия права
является закон. Характеризуя "право
как закон", Гегель
пишет: "То, что
есть право в себе,
положено в его объективном
наличном бытии, т. е.
определено для сознания
мыслью и известно
как то, что есть и признано
правом, как закон;
посредством этого определения
право есть вообще позитивное
право"'.
В
процессе законодательства
право превращается (позитивируется)
в закон и тем самым
праву придается форма
всеобщности и подлинной
определенности. Предметом
законодательства, подчеркивает
Гегель, могут быть лишь
действия людей, внешние
стороны человеческих
отношений, а не их внутренняя
сфера.
В
своей концепции
различения права
и закона Гегель стремится
исключить их противопоставление. "Представлять
себе различие между
естественным или философским
правом и позитивным
правом таким образом,
будто они противоположны
и противоречат друг
другу, - замечает Гегель, -
было бы совершенно
неверным; первое относится
ко второму как институции
к пандектам".
Гегеля
интересует лишь то
закономерное в позитивном
праве, т.е. лишь правовое
в законе. Этим и
обусловлено то, что
в гегелевской
философии права
речь идет не о противостоянии
права М закона,
а лишь о различных
определениях одного
и того же понятия права
на разных ступенях
его конкретизации.
Оправдывая такой
подход, Гегель пишет: "То
обстоятельство, что
насилие и тирания могут
быть элементом позитивного
права, является для
него чем-то случайным
и не затрагивает его
природу"'. По своей
идеальной природе положительное
право (закон) как ступень
самого понятия права -
это разумное право.
Гегелевская
высокая оценка роли
закона имеет в
виду правовой закон.
Философская разработка
Гегелем понятия
права, развертывающаяся
в систему философии
права, своим существом
направлена на демонстрацию
несостоятельности
противопоставления
естественного и позитивного
права, права и закона.
Таким
образом, система
гегелевской философии
права, хотя и содержит
в себе принцип
различения права и
закона, но разработана
она в плане не развертывания,
а снятия этого принципа
и доказательства его
мнимости, поскольку
речь идет лишь о различных
определениях одного
понятия.