Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 01:13, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования в области “философии права” установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с формированием государства, права и общественных отношений. При поиске литературы к избранной теме “Философии права” мною был обработан ряд источников, которые в той или иной мере отражают положение “философии права” в наше время и во времена великих философов, но наиболее интересно и полно, на мой взгляд, материал изложен в учебнике Владика Сумбатовича Нерсесянца. Который сделал анализ философских работ выдающихся философов как древности так и нашего времени. И получилась очень интересная и познавательная книга.
Содержание
Вступление…………………………………………………………………..стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук………………...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………...……...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли……………………………………………..……….………….….стр. 8 Свобода и право……………………………………..……………………...стр. 12 Государство и право…………………………………………………….стр. 16 Публичное и частное право…………………………………………….стр. 19 Проблема правового государства: теория и реальность…………………стр. 22 Перспективы строительства правового государства в Украине……..стр. 30 Заключение ………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литературы ……………………………….…….стр. 35
Проблема
правового государства:
теория и реальность
Правовое
государство - как
определенная философско-правовая
теория и соответствующая
практика организации
политической власти
и обеспечения
прав и свобод человека -
является одним из существенных
достижений человеческой
цивилизации. Его общечеловеческая
ценность определяет
и современные установки,
устремления и усилия
по формированию и развитию
начал правовой государственности
в посттоталитарной
России, в других бывших
социалистических
странах.
Становление
теории и практики
правового государства
имеет долгую и
поучительную историю.
Сам
термин "правовое
государство" сформировался
и утвердился довольно
поздно - в немецкой
юридической литературе
в первой трети
Х1Х в. (в работах
К.У, Велькера, Р. фон
Моля и др.). В дальнейшем
этот термин получил
широкое распространение,
в том числе и в дореволюционной
России, где среди видных
сторонников теории
правового государства
были Б.Н. Чичерии, Б.А.
Кистяковский, П.И. Новгородцев,
И.А. Покровский, В.М.
Гессен, К.И. Палиенко
и др. Ванглоязычной
литературе данный термин
не используется- его
эквивалентом в известной
мере является термин "правление
права". Но суть дела,
конечно, не в терминах
и не во времени их появления.
В
содержательном смысле
ряд идей правовой государственности
появился уже в античном
мире, а теоретически
развитые концепции
и доктрины правового
государства были сформулированы
в условиях перехода
от феодализма к капитализму
и возникновения нового
социально-политического
строя. Исторически
это происходило в общем
русле возникновения
прогрессивных направлений
буржуазной политической
и правовой мысли, становления
и развития нового (антифеодального,
светского, антитеологического
и антиклерикального)
юридического мировоззрения,
критики феодального
произвола и беззаконий,
абсолютистских полицейских
режимов, утверждения
идей гуманизма, принципов
свободы и равенства
всех людей, неотчуждаемых
прав человека, поисков
различных государственно-правовых
средств, конструкций
и форм (разделение государственных
властей, конституционализм,
верховенство закона
и т. д.),направленных
против узурпации публичной
политической власти
и ее безответственности
перед обществом и т.
д.
При
всей своей новизне
теоретические концепции
правовой государственности
разработанные в трудах
Д. Локка Ш.Л. Монтескье,
Д. Адамса, Д. Мэдиссона,
Т. Джефферсона, И. Канта,
Г.В. Гегеля и др.) опирались
на опыт прошлого, на
достижения предшествующей
социальной, политической
и правовой теории и
практики, на исторически
сложившиеся и апробированные
общечеловеческие ценности
и гуманистические традиции.
Значительное
влияние в этом
плане на формирование
теоретических представлений,
а затем и практики
правовой государственности
оказали политико-правовые
идеи и институты
Древней Греции и
Рима, античный опыт
демократии, республиканизма
и правопорядка.
Различные
аспекты античного
влияния на последующую
теорию правового
государства группируются
вокруг тематики правового
опосредования и
оформления политических
отношений. Эта тематика
включает в себя, прежде
всего, такие аспекты,
как справедливость
устройства полиса (античного
города-государства),
его власти и его законов,
разумное распределение
полномочий между различными
органами государства,
различение правильных
и неправильных форм
правления, определяющая
роль закона в полисной
жизни при организации
взаимоотношений государства
и гражданина, взаимосвязь
права и государства,
значение законности
как критерия классификации
и характеристики различных
форм правления и т.
д.
Уже
в древности начинаются
поиски принципов, форм
и конструкций для установления
надлежащих взаимосвязей,
взаимозависимостей
и согласованного взаимодействия
права и власти. В общем
русле углублявшихся
представлений о праве
и государстве довольно
рано сформировалась
идея о разумности и
справедливости такой
политической формы
общественной жизни
людей, при которой право
благодаря признанию
и поддержке власти
становится властной
силой (т. е. общеобязательным
законом), а публично-властная
сила (с ее возможностями
насилия и т. д.), признающая
право, упорядоченная
и, следовательно, ограниченная
правом и одновременно
оправданная им, - справедливой (т.
е. соответствующей
праву) государственной
властью.
Символическим
выражением подобных
представлений стал
образ Богини Правосудия,
олицетворяющей единение
силы и права; охраняемый
богиней правопорядок
в равной мере обязателен
для всех. По представлениям
древних этот образ
Правосудия (остающийся,
кстати говоря, и сегодня
наиболее подходящим
символом для правовой
государственности)
выражает смысл и идею
не только справедливости
суда как специального
органа, но и справедливости
вообще, включая и идею
справедливой государственности (справедливой
организации власти
в человеческом обществе).
Юстиция - это суждение
по праву (т.е. осуществление
справедливости) не
только по особым спорам
в суде (при судоговорении),
но и по всем делам государственно-организованной
жизни.
Идею
единения силы и права
в организации
Афинского государства
на демократических
началах сознательно
проводил в своих
реформах уже в Ч1 в.
до н. э. Солон, один из
знаменитых семи греческих
мудрецов.
Мысль
о том, что государственность
вообще возможна лишь
там, где господствуют
справедливые законы,
последовательно
отстаивали Сократ,
Платон и Аристотель.
В
своем проекте
идеального государства
Платон говорит о разделении
труда между тремя сословиями (философами,
стражами и ремесленниками).
Очевидно, что теория
разделения властей
нового времени подразумевает
в качестве одного из
необходимых своих моментов
развитые представления
о разделении труда
в области государственной
жизни, хотя, конечно,
не сводится лишь к этим
представлениям. И платоновская
трактовка разделения
труда как принципа
строения идеального
государства является,
несомненно, важным
теоретическим моментом,
оказавшим влияние,
в частности, и на формирование
теории разделения властей
в Новое время. Но самого
Платона такой теории
нет.
Более
того, с точки зрения
теории разделения властей
в платоновской конструкции
разделения труда
между различными
сословиями идеального
государства как раз
отрицается, а не признается
разделение властей.
Это ясно уже из того,
что именно первое сословие (философы-правители)
обладает всей той совокупностью
государственных, властных
полномочий, сосредоточение
которых в руках одной
правящей прослойки
как раз и свидетельствует
об отсутствии разделения
властей.
Данное
обстоятельство нисколько
не меняется от того,
что правители
поочередно то законодательствуют,
то управляют, то судят.
Это разнообразие
их функций - лишь показатель
широты тех властных
полномочий, единство (а
не разделение!) которых
они олицетворяют и
осуществляют. Против
подобной монополии
всей власти в руках
одной правящей элиты
как раз и нацелена теория
разделения властей,
тогда как Платон идеализирует
концентрацию власти
в руках узкой правящей
прослойки.
Кстати
говоря, весьма примечательно,
что платоновский
коммунистический проект,
как и последующие
варианты коммунизма (от
утопических версий
до реального социализма
ХХ в.), предполагает
монополизацию власти
и отвергает идею
разделения властей.
Характерно и то, что
в подобных построениях
вместо господства права
и идей правовой государственности
обосновываются представления
о государстве законности,
о господстве законов,
которые мелочно и жестко
регламентируют все
стороны жизни людей
- членов "счастливого"
строя.
Заметные
шаги античная политико-правовая
мысль сделала
в направлении
типологизации органов
власти с учетом специфики
осуществляемых ими
функций.
Так,
Аристотель отмечал,
что во всяком государственном
строе имеется "три
элемента: первый - законосовещательный
орган о делах государства,
второй - магистратуры (именно;
какие магистратуры
должны быть вообще,
какие из них главные,
каков должен быть способ
их замещения), третий -
судебные органы"
(Аристотель, Политика, 1Ч, 11, 1, 12, 97
в 30). Эти три элемента,
по его оценке, составляют
основу каждого государства,
и "само различение
государственного строя
обусловлено различной
организацией каждого
из этих элементов" (там
же). При всей своей значимости
эти мысли Аристотеля,
однако, еще не содержат
концепции разделения
властей в духе теории
правового государства,
в плане которой было
бы принципиально важно
показать, что различие
отдельных форм государственного
строя обусловлено не
только различной организацией
каждого из названных
им элементов, но и (что
весьма существенно
именно для теории и
практики правового
государства) характером
отношений между этими
элементами, формой
их взаимосвязей, способом
разграничения их полномочий,
мерой их соучастия
в реализации всей совокупности
властных полномочий
государства в целом.
Для
последующей теории
разделения властей (в
плане теоретических
истоков, преемственности
в истории политической
мысли и т. д.), скорее,
значимы те положения
античных мыслителей (Аристотеля,
Полибия, Цицерона),
где речь идет о
различении "правильных" (с
господством правовых
законов) и "неправильных" (произвольных)
форм правления и о "смешанной"
форме правления, преимущество
которой видится им
в сочетании достоинств
различных простых "правильных"
форм правления. Причем
принципы простых форм
правления объединяются
в рамках одной ("смешанной")
формы по сути дела в
качестве различных
начал властвования,
верная комбинация и
надлежащее соотношение
которых обеспечивают,
по мысли античных авторов,
не только стабильность
политического строя,
но и его соответствие
требованиям права,
справедливую меру и
разумную форму участия
всех слоев свободного
населения (демоса, богатых,
знатных) в государственной
жизни и отправлении
общегосударственных
функций.
Таким
образом, нечто аналогичное
тому, что по теории
разделения властей
достигается посредством
надлежащего распределения
единой власти среди
различных слоев, классов
и органов, в рамках
античной концепции
смешанного правления
осуществляется путем
сочетания в некое единство
принципов разных форм
правления.
Значительной
развитостью, с точки
зрения теории разделения
властей, отличается
концепция смешанного
правления в разработке
Полибия. Отмечая
наличие смешанного
правления в Спарте,
Карфагене и Риме,
он выделяет такое
преимущество этой формы,
как взаимное сдерживание
и противодействие друг
другу ее различных
составных элементов,
что в целом позволяет
достичь надлежащей
стабильной организации
политического строя.
Это - одна из важных
идей также и для последующей
теории разделения властей.
Показав,
каким образом правление
государством у римлян
распределяется между
тремя властями, Полибий
далее освещает те устоявшиеся
политические процедуры
и способы, с помощью
которых отдельные власти
могут при необходимости
мешать друг другу или,
наоборот, оказывать
взаимную поддержку
и содействие. Возможные
претензии одной власти
на несоответствующее
ей большее значение
встречают надлежащее
противодействие других
властей, и в целом государство
сохраняет свою стабильность
и прочность.
Наличие
смешанного правления
Полибий отмечает и
у карфагенского государства.
Невысоко
оценивает Полибий
демократические
государственные
устройства Фив и
Афин, которые лишь
на короткое время
словно по капризу
судьбы блеснули, но
тут же стали клониться
к упадку, так и
не обретя необходимой
устойчивости. Афинский
народ в этой связи он
сравнивает с судном
без кормчего.
Легко
заметить, что при
всех исторических и
социально-политических
различиях между
античной концепцией
смешанного правления
и последующей
теорией разделения
властей у них
есть и существенно
важные общие моменты.
Так, в смешанной форме
правления (особенно
четко у Полибия) полномочия
представителей различных
форм правления, как
и полномочия различных
властей в теории разделения
властей, не сливаются
в одно единое начало
и не теряют своей специфики
и особенностей, а остаются
разделенными и относительно
самостоятельными, взаимодействуют,
сочетаются и сосуществуют,
взаимно сдерживая и
уравновешивая друг
друга в рамках стабильного
целого - государственного
строя. Цель в обоих
случаях одна -формирование
такой конструкции государственной
власти, при которой
полномочия правления
не сосредоточены в
одном центре (начале),
не сконцентрированы
у одного органа (одной
из властей), а справедливо
распределены (в виде
сфер ведения и правомочий
разных властей) между
различными, взаимно
сдерживающими, противодействующими
и уравновешивающими
началами - составными
частями общегосударственной
власти.
Важной
вехой в развитии
идей правовой государственности
стала их философская
разработка в трудах
Канта и Гегеля. При
этом Кант выступил
с философским обоснованием
либеральной теории
правового государства.
Благо государства,
по Канту, состоит в
высшей степени согласованности
государственного устройства
с правовыми принципами,
и стремиться к такой
согласованности нас
обязывает разум через
категорический императив.
Реализация требований
категорического императива
государственности
предстает у Канта как
правовая организация
государства с разделением
властей (законодательной,
исполнительной и судебной).
В соответствии с наличием
или отсутствием принципа
разделения властей
он различает и противопоставляет
две формы правления:
республику (это и есть
по существу правовое
государство) и деспотию.