Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 01:13, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования в области “философии права” установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с формированием государства, права и общественных отношений. При поиске литературы к избранной теме “Философии права” мною был обработан ряд источников, которые в той или иной мере отражают положение “философии права” в наше время и во времена великих философов, но наиболее интересно и полно, на мой взгляд, материал изложен в учебнике Владика Сумбатовича Нерсесянца. Который сделал анализ философских работ выдающихся философов как древности так и нашего времени. И получилась очень интересная и познавательная книга.
Содержание
Вступление…………………………………………………………………..стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук………………...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………...……...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли……………………………………………..……….………….….стр. 8 Свобода и право……………………………………..……………………...стр. 12 Государство и право…………………………………………………….стр. 16 Публичное и частное право…………………………………………….стр. 19 Проблема правового государства: теория и реальность…………………стр. 22 Перспективы строительства правового государства в Украине……..стр. 30 Заключение ………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литературы ……………………………….…….стр. 35
История
философско-правовых
учений о правовой
государственности -
богатый арсенал
идей и концепций,
без знания которых,
учета их сильных
и слабых сторон, достоинств
и недостатков невозможна
сколько-нибудь серьезная
современная теоретическая
разработка и практическая
реализация идей правового
государства.
История
развития философско-правовой
мысли свидетельствует
о том, что для
правового государства
необходимы не только
господство права и
правовых законов (нормативно-правовой
аспект), но и надлежащая
правовая организация
самой системы государственной
власти, учреждение
различных государственных
органов, четкое определение
их компетенции, места
в системе, характера
соотношения между собой,
способов формирования,
форм деятельности и
т. д. (организационный,
властно-институциональный
аспект). Причем оба
аспекта тесно взаимосвязаны
и один без другого невозможен.
Так, без надлежащей
организации государственной
власти, должного разграничения
задач, функций и полномочий
различных органов власти,
определенного порядка
их взаимоотношений
и т. д. не может быть
ни господства права,
ни правовых законов,
ни тем более их верховенства.
С другой стороны, без
соответствия праву
и соблюдения требований
правового закона невозможна
сама организация системы
власти правового государства.
А без этого невозможна
и реализация прав и
свобод человека.
Для
правового государства,
конечно, необходимо,
но далеко не достаточно,
чтобы все, в том числе
и само государство,
соблюдали законы. Необходимо,
чтобы эти законы были
правовыми, чтобы законы
соответствовали требованиям
права как всеобщей,
необходимой формы и
равной меры (нормы)
свободы индивидов.
Для этого необходимо
такое государство,
которое исходило бы
из принципов права
при формулировании
своих законов, проведении
их в жизнь, да и вообще
в процессе осуществления
всех иных своих функций.
Но все это возможно
лишь в том случае, если
организация всей системы
политической власти
осуществлена на правовых
началах и соответствует
требованиям права.
Таким образом, правовое
государство предполагает
взаимообусловливающее
и взаимодополняющее
единство господства
права и правовой формы
организации политической
власти, в условиях которого
признаются и защищаются
права и свободы человека
и гражданина.
В
соответствии с этим
правовое государство
можно определить
как правовую форму
организации и деятельности
публично политической
власти и ее взаимоотношений
с индивидами как
субъектами права,
носителями прав и свобод
человека и гражданина
К
числу отличительных
признаков правового
государства, как
минимум, относятся:
признание и защита
прав и свобод человека
и гражданина, верховенство
правового закона,
организация и
функционирование суверенной
государственной власти
на основе принципа
разделения властей.
В содержательной плоскости
данным признакам соответствуют
три взаимосвязанных
компонента правового
государства. Эти компоненты (элементы
теории и практики) правового
государства условно
можно назвать так: гуманитарно-правовой
(права и свободы человека
и гражданина), нормативно-правовой (правовой
характер закона, конституционно-правовая
природа и основа источников
действующего позитивного
права) и институционально-правовой (система
разделения и взаимодействия
властей, включая их
взаимные сдержи и противовесы).
Ключевой
момент теории и практики
правового государства
и, можно сказать,
его конечная цель
состоит в утверждении
правовой формы и
правового характера
взаимоотношений (взаимных
прав и обязанностей)
между публичной властью
и подвластными как
субъектами права, в
признании и надлежащем
гарантировании формального
равенства и свободы
всех индивидов, прав
и свобод человека и
гражданина. Причем
предполагается, что
правосубъектность
индивидов, их права
и свободы, правовой
характер их отношений
с властью - это не продукт
воли и усмотрения политической
власти, не ее "дар"
или уступка людям, а
существенная составная
часть объективно складывающегося
в данном обществе права,
соблюдение которого
является юридической
обязанностью всех,
и прежде всего публичной
власти и ее представителей.
В этом состоит смысл
традиционного для идей
правового государства
противопоставления
неотчуждаемых прав
человека авторитарным
и тоталитарным представлениям
об их октроированном (дарованном,
пожалованном) характере.
При
этом, конечно, не следует
забывать, что права
человека - явление
не раз и навсегда
определенное и завершенное,
а исторически
возникающее, изменяющееся,
развивающееся.
б)
Публичное и частное
право
История
прав человека - это
история очеловечивания
людей, история прогрессирующего
расширения правового
признания в качестве
человека тех или иных
людей для того или иного
круга отношений.
Поэтому
становление и
развитие прав человека
и гражданина неразрывно
связано с генезисом
и эволюцией содержания
самого принципа формального
(правового) равенства
в различные эпохи и
в различных обществах.
Возникшая
в древности идея
всеобщего равенства
людей (т. е. вместе с
тем и идея прав
человека как человека)
не была реализована
и в средние века; но
она не была забыта и
продолжала развиваться
с различных позиций,
в разных формах и направлениях,
например, в творчестве
религиозных авторов,
идеологов средневековых
ересей, в работах средневековых
философов, юристов
и т. д.).
Практическое
выражение этой идеи
в правовых актах того
времени неизбежно носило
сословно-ограниченный
характер и представляло
собой закрепление сословных
прав и свобод (вольностей).
Вместе с тем это было
исторически перспективное
направление, оказавшее
влияние на формирование
тех тенденций и юридических
конструкций прав и
свобод человека, с которыми,
в свою очередь, связаны
современные представления
о правах человека. И
с точки зрения истории
прав человека следует
отметить определенную
содержательную связь,
логику преемственности
и момент развития в
цепочке таких, в частности,
актов, как английские
Великая Хартия Вольностей (1215
г.), Петиция о праве (1628
г.), Декларация прав (1688
г.), Билль о правах (1689
г.); американские Декларация
права Виржинии (12 июня 1776
г.), Декларация независимости
Соединенных Штатов
Америки (4 июня 1776 г.),
Конституция США (1787
г.), Билль о правах (1789 - 1791
гг.); французская Декларация
прав человека и гражданина (1789
г.); Всеобщая декларация
прав человека (1948 г.),
последующие международные
пакты о правах человека.
Уже
на материале перечисленных
правовых документов
можно увидеть
пути и логику формирования
юридических норм
и конструкций
в области прав
и свобод человека:
утверждение этих
норм и конструкций
первоначально в сословно-ограниченном
варианте, последующее
развитие первичной
модели, обогащение
ее содержания, постепенное
распространение ее (в
той или иной модификации
и модернизации) на другие
социальные слои и страны,
наконец, признание
универсального характера
достижений наиболее
развитых стран в области
прав человека современным
мировым сообществом
и проистекающие отсюда
международно-правовые (в
сочетании с внутригосударственными
возможностями и усилиями)
формы и средства для
их утверждения во всех
государствах и национально-правовых
системах.
Во
всем этом процессе
постепенной универсализации (сперва
на внутригосударственном,
затем и на международном
уровнях) положений
о правовом равенстве
людей и правах
человека существенную
роль сыграли представления
о естественных и неотчуждаемых
правах человека, которые,
сохраняясь и в условиях
государственности,
должны быть признаны
и гарантированы публичными
властями и законами.
Непреходящее
историческое значение
имело провозглашение
свободы и правового
равенства всех людей
во французской "Декларации
прав человека и гражданина" 1789
г. В духе идей общественного
договора в ней было
подчеркнуто, что цель
каждого государственного
союза состоит в обеспечении
естественных и неотчуждаемых
прав человека. К таким
правам в Декларации
отнесены свобода, собственность,
безопасность и сопротивление
угнетению. В качестве
права человека признана
также свобода выражения
мыслей и мнений, в том
числе и по вопросам
религиозным. Был провозглашен
принцип равенства всех
граждан перед законом
как выражением общей
воли. Декларация подчеркивала,
что источник суверенитета
зиждется по существу
в нации. Ряд статей
Декларации посвящен
защите прав и свобод
человека в уголовно-правовой
сфере.
Проводимое
в Декларации 1789 г.
различие между правами
человека и правами
гражданина по сути
дела означает различие
между человеком вообще
как частным человеком
(членом гражданского
общества) и политическим
человеком - гражданином
государства, членом
политического государства.
Различие прав человека
и прав гражданина здесь,
следовательно, в конкретно-историческом
плане подразумевает
послефеодальную, буржуазную
ситуацию разграничения
и относительно самостоятельного
бытия экономических
и политических отношений,
сфер частного и публичного
права, словом - различение
гражданского общества
и государства (как политического
сообщества).
Очевидно,
что исторически
сложившийся термин "гражданское
общество" явно не
соответствует тому,
что им обозначается.
Ведь сообществом
граждан является
не гражданское общество,
а, напротив, государство.
В сфере же гражданского
общества - вопреки наименованию -
мы имеем дело как раз
не с гражданином (не
с политической фигурой,
не с субъектом публично-властных
отношений и публичного
права), а с частным,
неполитическим и непубличным,
человеком - носителем
частных интересов,
субъектом частного
права, участником гражданско-правовых
отношений. Кстати, и "гражданское
право" - это тоже
не права граждан (не
область политических
прав), а сфера отношений
частного права и частных
лиц.
Так,
в римской ситуации,
чтобы быть субъектом
неполитических, частноправовых
отношений, надо было
быть свободным римлянином,
т. е., иначе говоря,
гражданско-правовая
правосубъектность
человека была следствием
его политической,
государственной
правосубъектности.
Поэтому, включая все
его частноправовые
нормы, было сугубо римским
правом и правом только
для римлян (отсюда и
его обозначение
как квиритского права,
т. е. как права исконных
римлян).
Подобная
зависимость гражданско-правовой
правосубъектности
от политической сохранилась (правда,
в значительно ослабленной
форме и не столь явно)
и в гораздо более развитых
условиях разделения
сфер гражданского общества
и политического государства.
И в наши дни повсюду,
даже в наиболее развитых
странах, лица без гражданства
(т. е, те, кто не являются
гражданами именно данного
государства) оказываются
так или иначе ущемленными
также и в неполитической
сфере жизни этой страны -
в качестве членов гражданского
общества, субъектов
частного права, участников
гражданско-правовых
отношений. Так что и
все современные национальные
системы права имеют
свои "квиритские"
ограничители. Да и само
различение прав человека
и прав гражданина означает,
что права гражданина
как политического субъекта
и в наше время - это
трансформированные "квиритские"
привилегии и в непосредственно
политической сфере,
и в относительно и условно
неполитической области
частных интересов и
гражданско-правовых
отношений.
Все
это свидетельствует
о тесной внутренней
взаимосвязи публичного
и частного права
как относительно самостоятельных
частей единой системы
действующего права.
В контексте постсоциалистического
движения к правам и
свободам человека и
гражданина, к господству
права, к гражданскому
обществу и правовому
государству очевидна
необходимость одновременного,
согласованного, взаимодополняющего
и взаимоутверждающего
развития начал, норм,
институтов и частного,
и публичного права -
вопреки распространенным
ошибочным представлениям,
будто главное, что нам
нужно сегодня для рыночного
общества, - это частное
право, а публичного
права, мол, у нас и так
много со времен социализма.
Этим легкомысленным
утверждениям как раз
и соответствуют знакомые
всем нам реалии криминального
базара с бесчинствующими
стражами порядка.
Конечно,
от любых деклараций
о правах человека
и гражданина до их реализации
в условиях правового
государства - большое
расстояние, но история
показывает, что без
таких деклараций, пролагающих
дорогу к цели, до искомой
правовой действительности
еще дальше. В свое время
Кант, один из горячих
поборников господства
права во внутренней
и международной политике,
любил повторять афоризм: "Да
свершится справедливость,
если даже погибнет
мир". В современных
условиях, когда гибель
мира - уже не назидательный
оборот речи, а вполне
реальная возможность,
когда проблема прав
человека приобрела
глобальное значение
и их соблюдение стало
пробным камнем и символом
справедливости во внутренних
и внешних делах всех
государств и народов,
кантовский афоризм
можно перефразировать
следующим образом: "Если
справедливость свершится,
мир не погибиет".