Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 01:13, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования в области “философии права” установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с формированием государства, права и общественных отношений. При поиске литературы к избранной теме “Философии права” мною был обработан ряд источников, которые в той или иной мере отражают положение “философии права” в наше время и во времена великих философов, но наиболее интересно и полно, на мой взгляд, материал изложен в учебнике Владика Сумбатовича Нерсесянца. Который сделал анализ философских работ выдающихся философов как древности так и нашего времени. И получилась очень интересная и познавательная книга.
Содержание
Вступление…………………………………………………………………..стр. 2 Понятие философии права, ее место среди других наук………………...стр. 3 Предмет философии права ……………………………………...……...стр. 6 “Филисофия права Гегеля и ее значение в истории философско - правой мысли……………………………………………..……….………….….стр. 8 Свобода и право……………………………………..……………………...стр. 12 Государство и право…………………………………………………….стр. 16 Публичное и частное право…………………………………………….стр. 19 Проблема правового государства: теория и реальность…………………стр. 22 Перспективы строительства правового государства в Украине……..стр. 30 Заключение ………………………………………………………………… стр. 34 Список использованной литературы ……………………………….…….стр. 35
Если
у Канта правовые
законы и правовое
государство - это
долженствование, то
у Гегеля они - действительность,
т. е. практическая реализованность
разума в определенных
формах наличного бытия
людей.
В
ХХ в. многие либеральные
авторы выступили
против гегелевской
философии права
и государства
как одного из теоретических
оснований идеологии
и практики фашизма,
национал-социализма
и вообще всех разновидностей
современного деспотизма
и тоталитаризма. Однако
подлинное содержание
гегелевской концепции
правового государства
свидетельствует об
ошибочности и несостоятельности
подобных обвинений.
Государство,
согласно Гегелю, это
тоже право, а именно -
конкретное право, т.
е., по диалектической
трактовке, наиболее
развитое и содержательно
богатое право, вся
система права, включающая
в себя признание
всех остальных, более
абстрактных прав,
прав личности, семьи
и общества. С тем обстоятельством,
что в этой диалектической
иерархии прав государство
как наиболее конкретное
право стоит на вершине
правовой пирамиды,
связано гегелевское
возвышение государства
над индивидами и обществом,
восхваление его в качестве "шествия
Бога в мире"'. Все
это подтверждает, что
Гегель - этатист (государственник).
Но Гегель - правовой
этатист, он обосновывает,
восхваляет и обожествляет
именно правовое государство,
он подчиняет (не отрицая
их!) 'права индивидов
и общества государству
не как аппарату насилия,
а как более высокому
праву - всей системе
права. А "система
права есть царство
осуществленной свободы"'.
Иными словами, Гегель
философски восхваляет
государство как наиболее
развитую действительность
свободы.
В
конкретно-историческом
плане Гегель как
мыслитель начала
Х1Х в. полагал, что
идея свободы достигла
наибольшего практического
осуществления именно
в конституционной
монархии, основанной
на принципе разделения
властей (государя, правительства
и законодательной
власти). Надлежащее
разделение властей
в государстве Гегель
считал "гарантией
публичной свободы"'.
С этих позиций он защищал
суверенитет государственно-правового
целого и резко критиковал
деспотизм - "состояние
беззакония, в котором
особенная воля как
таковая, будь то воля
монарха или народа (охлократия),
имеет силу закона или,
вернее, действует вместо
закона, тогда как суверенитет,
напротив, составляет
в правовом, конституционном
состоянии момент идеальности
особенных сфер и функций
и означает, что подобная
сфера не есть нечто
независимое, самостоятельное
в своих целях и способах
действия и лишь в себя
углубляющееся, а зависима
в этих целях и способах
действия от определяющей
ее цели целого (к
которому в общем применяют
неопределенное выражение
благо государства)"'.
В
целом вся гегелевская
конструкция правового
государства прямо
и однозначно направлена
против произвола, бесправия
и вообще всех внеправовых
форм применения силы
со стороны частных
лиц, политических объединений
и властных институтов.
Гегелевский этатизм
радикально отличается
от тоталитаризма всякого
толка, который видит
в организованном государстве
и правопорядке своих
прямых врагов и стремится
вообще подменить правовой
закон - произвольно-приказным
законодательством,
государственность -
своим особым властно-политическим
механизмом, а суверенитет
государства - монополией
политического господства
той или иной партии
и клики. И в гегелевском
этатизме правомерно
видеть не идеологическую
подготовку тоталитаризма,
а авторитетное философское
предупреждение о его
опасностях. Ведь тоталитаризм
ХХ в., рассмотренный
с позиций гегелевской
философии государства
и права, - это антиправовая
и антигосударственная
форма организации политической
власти, рецидив механизма
насилия деспотического
толка, правда, в исторически
новых условиях и с
новыми возможностями,
целями и средствами.
Осмысление
гегелевской концепции
государства в
контексте опыта
и знаний ХХ в. о
тоталитаризме позволяет
понять враждебную и
взаимоисключающую
противоположность
между государственностью
и тоталитаризмом. В
этом смысле можно уверенно
сказать: этатизм против
тоталитаризма.
Отсюда,
конечно, вовсе не
следует отрицания
недостатков гегелевского
этатизма (чрезмерное
возвышение государства
над индивидами и
обществом в целом
и т. д.). Однако с точки
зрения идей правовой
государственности
существенно отметить
как правовую природу
гегелевской концепции
государства, так и то,
что признаваемый этатизмом (как
утверждением всеобщего
государственного начала
и верховенства) принцип
суверенности государства
и государственных форм
выражения, организации
и действия публичной
власти является по
существу одновременно
и правовым требованием,
необходимым условием
для любой концепции
и практики господства
права и правового государства.
Либерально-демократическая
концепция правового
государства (в отличие,
скажем, от гегелевской
недемократической
концепции правового
государства, исходящей
из идеи суверенитета
монарха) может быть
лишь определенной системой
принципов, институтов
и норм, выражающей идею
народного суверенитета.
Именно суверенитет
народа - основа и источник
государственного суверенитета (как
внутреннего, который
здесь нас интересует,
так и внешнего).
Суверенитет
либерально-демократического
правового государства
как формы выражения
народиого суверенитета -
это концентрированное
единство полномочий
и правомочий, силы и
права, распространяющихся
на все население и всю
территорию страны и
определяющих законы
и публично-политический
порядок общественной
жизни. Государствеииый
сувереиитет означает
верховенство, независимость,
полноту, всеобщность
и исключительность
власти государства,
т. е. государственно-организованной
формы политической
власти. Государственность -
это не голая монополия
силы и насилия в общественной
жизни, а определенная
форма (система и порядок)
организации и применения
этой силы и насилия.
Эта форма определяется
правом данного государственно-организованного
общества.
Правовая
обоснованность и
оформленность придают
государственному применению
силы характер правового
принуждения. Право
государства на такое
(оправданное, определенное
и ограниченное правом)применение
силы - его исключительная
прерогатива и существенный
показатель его суверенитета.
Все другие (негосударственные)
субъекты такого права
иметь не могут.
Очерченность
силы правом (как принцип
всякой цивилизации)
означает также, что
в любом государстве (а
не только в правовом)
полномочия государства,
его органов и должностных
лиц подразумевают соответствующие
правомочия и действительны
лишь в их рамках. В этом
смысле любое государство
связано правом в меру
его цивилизованности,
развитости права у
соответствующего народа
и общества. Специальная
же концепция правового
государства предполагает
достаточно высокий
уровень развитости
права и государственности
как исходную базу для
сознательной разработки,
конституционного закрепления
и практической реализации
социально-исторически
подходящей модели (конструкции)
правовой государственности.
Здесь, кроме субъективных
пожеланий, необходимы
и объективные социально-исторические,
правовые, экономические,
политические, духовные
и культурные предпосылки.
Укрепление
суверенности государственной
власти и утверждение
господства права
представляют собой
два тесно взаимосвязанных
процесса на путях
к правовой государственности.
Одно без другого
невозможно.
Подобно
тому, как публично-политической
властью в государственно-организованном
обществе могут и
должны быть наделены
лишь государственные
органы (различные
ветви и звенья
системы суверенной
государственной
власти), так и
общеобязательный характер (посредством
государственного признания
и защиты) может и должно
иметь лишь право (правовой
закон). Все общеобязательные
акты (конституция, закон,
подзаконные акты и
т. д.) должны быть правовыми
и по содержанию, и по
порядку, и процедуре
своего принятия и действия.
На пути к правовой государственности
необходимо не только
легализировать (посредством
правовых законов) все
правовое, но и делегализовать (лишить
легальности) и антилегализовать (запретить
законом] все противоправное.
Из
сказанного ясно, что
требования господства
законов и законности,
при всей их важности,
все же недостаточны
для концепции правового
государства, для которой
необходимо господство
именно правовых законов
и правовой законности.
Надо, чтобы не только
по названию, но и по
своему содержанию законы
и соответствующая законность
выражали идеи господства
права, не нарушали правовые
начала и требования.
Правовое
государство и
правовой закон - необходимые
всеобщие формы выражения,
организации, упорядочения
и защиты свободы
в общественных отношениях
людей. Содержание и
характер этой свободы,
ее широта и объем, ее
субъектная и объектная
структуры (субъекты
и сферы свободы) и т.
д., словом, ее количество
и качество определяются
достигнутым уровнем
развития общества.
Свобода относительна
в смысле ее фактической
незавершенности, исторического
изменения и развития
ее содержания и т. д.,
но она абсолютна как
высшая ценность и принцип
и поэтому может служить
критерием человеческого
прогресса, в том числе
и в области государственно-правовых
норм, общественных
отношений, положения
личности.
Перспективы
строительства правового
государства в
Украине
Новая
Конституция Украины -
одно из важных достижений
на пути Украины к
правовому строю.
Само наличие новой
Конституции, ее правовые
идеи и нормы, ее положения
о правах и свободах
человека и гражданина,
закрепленные в ней
принципы и процедуры
формирования и функционирования
всей системы государственной
власти имеют существенное
значение как для продолжения
необходимых реформ,
так и для удержания
всего процесса постсоциалистических
радикальных преобразований
в конституционно-правовом
русле.
Новая
Конституция стимулирует
становление различных
правовых форм развития
в стране демократического
процесса и в целом
ориентирует на формирование
и утверждение
правовой демократии -
в противоположность
различным формам и
проявлениям антиправовой
социалистической демократии
из нашего недалекого
тоталитарного прошлого.
Ведь только правовая
демократия, признающая
основополагающие ценности
права, правового государства,
прав и свобод человека
и гражданина, согласуема
с фундаментальными
требованиями конституционного
строя. И только в условиях
правовой демократии
Украина, как это следует
из смысла ст. 1 Конституции,
может быть демократическим
и одновременно правовым
государством.
Отдавая
должное всему тому
ценному и позитивному,
что связано с принятием
новой Конституции и
ее воздействием на
происходящие в стране
процессы, следует вместе
с тем отметить и заметный
разрыв между Конституцией
и реальной жизнью.
Дело
в том, что сформулированные
в новой Конституции
правовые начала и требования (в
области прав и свобод
человека и гражданина,
правовой системы, основ
гражданского общества,
правового государства,
федерализма и т. д.)
по своему социально-историческому
смыслу и содержанию
характерны для прочно
сложившегося буржуазно-демократического
строя и могут быть реализованы
в условиях, как минимум,
развитого капитализма,
развитого буржуазного
общества и государства,
развитого буржуазного
права и т. д.
Отсутствие
таких условий
в постсоциалистической
Украине (сегодня и в
достаточно долгой перспективе)
порождает большой разрыв
между соответствующими
конституционными положениями
и фактически складывающейся
действительностью.
Избранный курс преобразований (на
путях "разгосударствления"
и приватизации бывшей
социалистической собственности)
привел пока что не к
капитализму, а к весьма
неразвитым, докапиталистическим (добуржуазным)
социальным, экономическим,
политическим и правовым
формам и отношениям.
Когда
идеологи перехода от
социализма к капитализму
говорят о разгосударствлении
и приватизации собственности,
то при этом как бы само
собой разумеется, будто
речь идет об изначальной
собственности государства
и о ее разгосударствлении,
а не о достоянии народа,
не о десоциализации
бывшей общественной
социалистической собственности.
С
одной стороны, постсоциалистическое
государство присваивает
и по-настоящему превращает
в свою собственность
основной итог социализма -
социалистическую собственность.
С другой стороны,
это же государство,
как бы не желая
иметь ничего общего
с кровавым прошлым (кроме,
разумеется, претензий
в отношении созданной
на этой крови социалистической
собственности), делает
вид, будто социализм
здесь ни при чем и социалистическая
собственность появилась
без социализма.
Чтобы
отвергнуть социализм
на будущее, его наличие
наши реформаторы отрицают
и в прошлом. В русле
такого несерьезного
отношения к социализму
любые реформы обречены
на деформацию и неудачу.
И прежде всего потому,
что социалистической
собственности, не отягощенной
социалистическими
долгами и постсоциалистическими
ожиданиями вернуть
их, не бывает.
Главным
и определяющим фактором
всего процесса постсоциалистических
преобразований стало
действительное огосударствление
социалистической собственности.
В этом - суть дела,
все остальное (в
экономике, политике,
законодательстве и
т. д.) - следствие. Данное
обстоятельство заслуживает
тем большего внимания,
что оно, как ни странно,
до сих пор не осознано
обществом.