Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:23, контрольная работа
Н.Г.Чернышевский стремился построить новую мораль на новых, научно-философских основаниях. Ему приходилось бороться на два фронта. Разрушая старое мировоззрение, он разрушает вместе с тем основы старой, церковной морали, строящейся на признании нравственного закона, якобы данного человеку свыше. Но вместе с тем ему приходилось бороться с сознательными извращениями материалистического миропонимания, предельно резко сформулированными Достоевским: «Бога нет, значит все дозволено».
1. Н.Г.Чернышевский о человеке…………………………………….3
2. Антропологическое учение Н.А.Добролюбова…………………..6
3. Единство во взглядах двух революционеров – демократов…….8
Традиционно бытие мыслится в двух значениях:
1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;
2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.
Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).
Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии.
В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал. Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.
Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия.
В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - товарное.
В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция – нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.
Философские учения, которые исходят из признания какой-то одной субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции – это «дуализм», если более двух – «плюрализм».
Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции – материалистический и идеалистический. Первый – «материалистический монизм» - полагает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает первоосновой бытия нечто идеальное («идея» - у Платона, «Бог» - в средние века, «абсолютная идея» - у Гегеля и т.д.).
Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:
Основные формы бытия | Структурное деление |
1. Бытие вещей (тел) и процессов | 1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») |
2. Бытие человека | 2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие |
3. Бытие духовного (идеального) | 3.1 Индивидуализированное духовное бытие 3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное) |
4. Бытие социального | 4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории 4.2 Бытие общества |
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. Для природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.
Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего.
Обращаясь к истории быта, мы легко различаем в ней глубинные формы, связь которых с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпохи самоочевидна. Так, представления о дворянской чести или же придворный этикет, хотя и принадлежат истории быта, но неотделимы и от истории идей.
Однако быт — это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга
2. Материя
Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.
Структурная организация материи
3 Движение
В разные периоды философы разрабатывали учение о движении.
Философы 17-18 вв. единственной формой движения считали механическое движение, то есть в философии и в естествознании господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная масса, а движение – это активная сила, приходящая извне.
Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи.
Для материи существовать – значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем движения – это проблема неучтожимости движения. Движение не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно – в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно – вне движения (его форм) материя существовать не может.
По данным современного естествознания все формы движения можно разделить на три класса: в живой природе, в неживой природе и в обществе.
Классификация форм движения
Таблица 2
Наименование класса движения | Виды движения, входящие в класс |
1. Движение в неживой природе | 1.1 Движение элементарных частиц и полей (гравитация) 1.2 Движение атомов и молекул, лежащее в основе химических процессов 1.3 Движение микроскопических тел (теплота, звук, кристализация) 1.4 Движение в космических системах (планеты, звезды, галактики) |
2. Движение в живой природе | 2.1 Обмен веществ 2.2 Функциональные связи в организмах 2.3 Процессы отражения внешних условий 2.4 Внутривидовые и межвидовые отношения |
3. Движение в обществе | 3.1 Способы производства 3.2 Человеческое сознание 3.3 Многообразные формы деятельности людей |
Исходя из таблицы, можно заключить, что основные формы движения следующие:
1. - механическая (массы, объекты);
2. - физическая (молекулы);
3. - химическая (атомы);
4. - биологическая (белки);
5. - социальная (деятельность людей).
Все формы движения связаны между собой. Например, физическое движение – это механика молекул; химическая – это физика атомов; биологическая – это химия белков.
Особого внимания требует социальная форма движения, так как законы общественной жизни не объясняются законами природы. Это принципиально иная форма движения, связанная с осознанными формами деятельности людей.
Таким образом, движение – главный атрибут материи. Формы движения весьма разнообразны и способны к взаимным превращениям при строгом выполнении законов сохранения материи и ее основных свойств.
Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство – это атрибут материи, который характеризует ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время – выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории – предельно общие абстракции. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени:
- субстанциональная;
- реляционная.
Согласно субстанциональной концепции, идущей от Демокрита, пространство и время – это «емкости», «пустоты», в них и располагается мир.
Суть реляционной концепции заключается в том, что пространство и время мыслятся как формы проявления единого бытия.
По мере формирования новых представлений о природе пространства и времени благодаря развитию естествознания меняются и представления об их свойствах.
Вследствие этого ни субстанциональная, ни реляционная концепции не располагают абсолютной истиной, поскольку мы имеем дело как с абсолютными характеристиками пространства и времени, так и с относительными.
Тесно связанной с проблемой бытия оказывается проблема единства мира. Она состоит в том, что мир бесконечно разнообразен в своих количественных и качественных проявлениях, и в то же время он есть бесконечно изменчивое целое, неразрывное единство всех своих частей.
Решение этой проблемы зависит от мировоззренческой позиции того или иного философа. Идеалисты видят единство мира в его духовности, материалисты – в его материальности.
Аргументы в пользу единства мира изменялись с развитием науки. Теория Канта-Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Далее, закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила соединить воедино все живое.
Список используемой литературы: (вопрос№5)
Список используемой литературы: (вопрос № 97)
1.Панченко А.И. Природа физической реальности. М: 1999
2.Фролов И.Т. и др. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2. М., 1990.
3.Фролов И.Т. История и современность. М.: 1973.
4.Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: 1995.
5.Четверикова Н.А. Философия: Учебное пособие. Калининград: БИЭФ, 2006. – 152 с.
18
[1] Озерова А.А. Н.Г.Чернышевский: пособие для учителей / Озерова А.А..-2-е изд-е, испр.и доп.-М.: Учебно-пед.изд-е,2004г.-184с.
Информация о работе Философские взгляды русских революционеров-демократов