Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:16, контрольная работа
Платоническое представление Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной -субстанции, обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины (Идеи) в свете Божественного просвещения, Фома заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела. Душа соединенная с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных Идей, но для нее открыт путь рационального познания. Это познание является результатом совместной деятельности чувств и интеллекта.
Введение………………………………………………..3
1.Философские взгляды Фомы Аквинского…………4
2.Сотворенные имматериальные (бестелесные)
субстанции, каковы ангелы, а также интеллект…….5
3. Построение Фомой Аквинским системы
рациональной теологии………………………………6
Заключение……………………………………………..7
Список используемой литературы……………………8
Филиал НОУ
ВПО «Санкт-Петербургский
экономики и права»
в г. Калининграде
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
на тему: «Философские взгляды Фомы Аквинского»
12 вариант
Студента 1 курса
Экономический факультет
Группы 69 БМР
Буйлаковой Екатерины Сергеевны
Преподаватель
Калининград
2011
Содержание
Введение………………………………………………..3
1.Философские взгляды Фомы Аквинского…………4
2.Сотворенные имматериальные (бестелесные)
субстанции, каковы ангелы, а также интеллект…….5
3. Построение Фомой Аквинским системы
рациональной теологии……………………
Заключение……………………………………………..7
Список используемой литературы……………………8
Введение
Логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий создал Фома Аквинский. Фома родился близ Аквино (Италия) в 1225 г. В 1244 г. вступил в доминиканский орден. Учился в Париже и Кельне у Aль6epтa Великого, преподавал в Париже, Риме, Неаполе. Святой и один из учителей католической церкви. Умер в 1274 г.
Философские взгляды Фомы Аквинского
Платоническое представление
Августина о человеческой душе как
независимой от тела духовной -субстанции,
обладающей способностью непосредственно
усматривать вечные несотворенные
истины (Идеи) в свете Божественного
просвещения, Фома заменяет восходящим
к Аристотелю понятием души как формы
тела. Душа соединенная с телом, лишена
дара непосредственного созерцания
Бога и Божественных Идей, но для
нее открыт путь рационального познания.
Это познание является результатом
совместной деятельности чувств и интеллекта.
Воздействие объектов приводит к
образованию в душе их чувственных
образов-подобий, от которых интеллект
абстрагирует умопостигаемые формы
— универсалии (следы творения вещей
с помощью Божественных Идей). В
своей познавательной деятельности
интеллект руководствуется
Теология и философия,
согласно Фоме, суть "науки"
в аристотелевском понимании,
т.е. системы знания, в основании
которых лежат первые принципы,
а из этих принципов
В томистской доктрине,
как и в предшествующей
Так как человек
не имеет адекватного
Сотворенные имматериальные (бестелесные) субстанции, каковы ангелы, а также интеллект
Разумная часть человеческой души, являются составными из-за различия между их сущностью и существованием; материальные субстанции характеризуются двойной составленностью: из материи и формы, а также сущности и существования. В человеке имматериальная субстанция (разумная душа) выполняет одновременно функцию формы по отношению к телу. Форма (душа) сообщает существование телу (одушевляет его), получив его от акта бытия. Каждое существо или вещь имеет одну субстанциальную форму, определяющую родовидовые характеристики вещи, ее "чтойность". Индивидуальное различие тождественных по виду вещей обусловлено материей, выступающей в качестве индивидуализирующего начала (принципа индивидуации).
Введение понятия акта
бытия, отличного от формы,
позволило Фоме отказаться от
допущения множественности
Возражая Сигеру Брабантскому,
утверждавшему, что разумная
В этике Фома Аквинский
исходит из того, что все сущее
стремится к благу: неразумные
существа — к собственному
благу, разумные — к Благу
как таковому. Но блага нельзя
желать, если оно неизвестно
Построение Фомой Аквинским системы рациональной теологии
Тенденция подтвердить истины Откровения философским рассмотрением, вызвала оппозицию среди современных ему теологов. Никто не отрицал компетентности разума в познании природного мира, — спорным был вопрос о приложимости разума к теологии, коль скоро ее предмет был признан неподотчетным разуму. Особенно резкой критике подверглась концепция Сигера Брабантского (ок. 1235-ок. 1282), принимавшего аристотелевское учение в истолковании Аверроэса (почему Сигера и его единомышленников называют латинскими аверроистами) и настаивавшего на свободе философского разума в рассмотрении любых вопросов. При этом признавалась и неприкосновенность догматов веры независимо от их согласия с аргументами разума, что означало признание двойственности истины. Латинские аверроисты подчеркнули моменты, неприемлемые для христианской мысли в аристотелевской доктрине, поэтому последовавшая реакция была направлена против аристотелизма вообще и даже против томизма; она нашла свое выражение в осуждении в 1277 г. парижским епископом Этьеном Тампье списка из 219 тезисов, извлеченных из сочинений схоластов, последователей Аристотеля, и содержащих недопустимые с точки зрения религиозной доктрины положения. Наиболее существенным следствием этой акции было резкое ограничение философского детерминизма: возникают философско-теологические системы, имеющие целью обосновать основополагающий для христианского мировоззрения тезис о свободе воли Бога и человека. Таковы были доктрины Генриха Гентского (ум. 1293) и Дунса Скота.
Заключение
Учение Фомы Аквинского,
несмотря на некоторое противодействие
со стороны традиционалистов (некоторые
из томистских положений были осуждены
парижским архиепископом
Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Готфрида Вильгельма Лейбница).
В течение ряда веков философия
Фомы не играла заметной роли в философском
диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных
рамках, однако с конца XIX века учение
Фомы снова начинает вызывать широкий
интерес и стимулировать
Список используемой литературы
1.История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
2.Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. — 1989. — № 2. — С.64-73.
3.Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.
4.Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994.
5.Спиркин А. Г. Философия. — М. 2004.
6.Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут - М., Астрель, 2005.