Философские взгляды Джордано Бруно

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 06:34, реферат

Описание работы

Каждый школьник на вопрос о том, кто такой Джордано Бруно, ответит, что «о, это известный итальянский ученый! Его сожгли на костре!». Однако сомнительно, чтобы хотя бы один человек, не слишком заинтересованный в философии, смог назвать хотя бы одну из основополагающих идей, за которые он с гордостью и убежденностью терпел насмешки и презрение своих современников и сгорел на аутодафе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Периодизация жизни и творчества Джордано Бруно в контексте эпохи Возрождения 4

Глава 2. Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно 9

Глава 3. Этические взгляды Джордано Бруно 18

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Дж Бруно с ссылками.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

  Государственное образовательное учреждение

  высшего профессионального образования

  Нижегородский государственный лингвистический университет

  имени Н.А. Добролюбова 
 

  Кафедра философии

  и теории социальной коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 
 

  РЕФЕРАТ  

  по дисциплине «Философия»  

  тема: «Философские взгляды Джордано Бруно». 
 
 
 

   

                  Выполнила:

                  Старкова О.А.

                  Студентка группы 205 ГМУ

                  ФМЭУ

                  Руководитель:

                  Солдатова О.Н.

                  Ассистент кафедры философии и теории социальной коммуникации 
                   
                   
                   
                   

  Нижний Новгород

  2006

 

   Содержание.

   Введение 3

   Глава 1. Периодизация жизни и творчества Джордано Бруно в контексте эпохи Возрождения 4

   Глава 2. Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно  9

   Глава 3. Этические взгляды Джордано Бруно 18

   Заключение 23

   Список  использованной литературы 24

 

   Введение.

    Каждый  школьник на вопрос о том, кто такой  Джордано Бруно, ответит, что «о, это  известный итальянский ученый! Его  сожгли на костре!». Однако сомнительно, чтобы хотя бы один человек, не слишком заинтересованный в философии, смог назвать хотя бы одну из основополагающих идей, за которые он с гордостью и убежденностью терпел насмешки и презрение своих современников и сгорел на аутодафе.

    А ведь для своей эпохи многое, если не все, из того, о чем говорил  Бруно, было революцией, которая надолго определила направление мысли и научных изысканий его учеников и последователей. Очень жаль, что сейчас, когда многие положения его теории можно считать доказанными на теоретическом и эмпирическом уровнях, достаточно мало внимания уделяется личности этого, безусловно, неординарного и одареннейшего мыслителя эпохи Возрождения.

    Говоря  о философских взглядах Джордано Бруно, следует в первую очередь  обратить внимание на ту роль, которую  они сыграли в становлении воззрений множества ученых. Будучи последователем таких выдающихся ученых, как Николай Коперник и Николай Кузанский, сам Джордано Бруно стал не только символом непреклонного борца за идею и образцом для подражания для тех, кто имел смелость усомниться в казавшемся большинству европейцев того времени непоколебимым господстве Ватикана и проповедуемых им идеях. Он являлся также вектором развития для европейских ученых и философов, занятых исследованиями в области астрономии, физики, теории познания и бытия и возможностей человека.

    Несмотря  на спорность и неоднозначность отдельных идей Бруно, даже в  наши дни его взгляды вызывают живой интерес в научной среде и сложно переоценить огромную роль, которую его наследие сыграло в становлении науки Нового времени. 

 

   Глава 1. Периодизация жизни и творчества Джордано Бруно в контексте эпохи Возрождения.

   В умах деятелей Ренессанса новая эпоха противопоставлялась средневековому периоду темноты и невежества. Своеобразие этого времени заключалось в первую очередь в особой системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Одной из характерных черт духовной атмосферы эпохи Возрождения стало заметное оживление светских настроений, присущих, в том числе, и такому яркому культурному явлению, как гуманизм, провозглашавшему идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивавшему ценность человека как личности.

  Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций – грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. “95 тезисов против индульгенций” (1517 г.) немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546), имели огромный резонанс. Будучи мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии, они собственно и послужили началом Реформации - движения за обновление веры, обратившегося против папства. Приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства – протестантизма, реформационные процессы проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы.

  Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль и реформационные процессы, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642).

  Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений. В целом, будет справедливо отметить, что общую картину эпохи в полной мере отражает философия Возрождения, важнейшими особенностями которой являлись антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени и создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Кроме того, в противовес теоцентричной философии Средневековья, отличительная черта философской мысли Возрождения - это антропоцентризм. Человек мыслится не только как главный объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию и ознаменовало начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. стала явлением общеевропейским.

   Подобные новые воззрения получили своё развитие в сочинениях Парацельса (1493-1541), Бернардино Телезио (1509-1588), Франческа Патрици (1529-1597), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), но наиболее глубоких результатов натурфилософия достигла в творчестве Джордано Бруно, с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

   Жизненный путь, в процессе которого происходило становление Джордано Бруно как учёного, философа, поэта и памфлетиста, традиционно делят на четыре периода.

   Период с 1548 по 1565 год охватывает первые семнадцать лет его жизни. Согласно христианскому летоисчислению, Филиппо Бруно родился в 1548 году в поселке близ г. Нола в семье бедного дворянина. После окончания местной школы он оказался в школе в Неаполе, где, будучи ещё в таком раннем возрасте, уже ревностно изучал древнюю и новейшую философию. Большое впечатление на него произвели Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин и Лукеций. Также он познакомился с произведениями Макиавелли, Фомы Аквинского, Николая Кузанского и учением Коперника о гелиоцентризме.

  Необходимо упомянуть о том, что в 1542 году была учреждена римская инквизиция, а спустя ещё пять лет – неаполитанская. В атмосфере страха, охватившей итальянцев, разворачивалась Контрреформация, начались антипротестантские гонения со стороны Тридентского церковного собора, запылали костры инквизиции. Над любым человеком, независимо от его положения, нависли угроза доноса, обвинения в ереси, возможность ареста, пыток, страшной казни. Но всё это едва сдерживало неуёмный темперамент Ноланца.

  Второй период жизни (1565-1576) начался с момента поступления Бруно в монастырскую школу при богатом неаполитанском монастыре, где спустя год его подстригли в монахи и он получил своё новое монашеское имя – Джордано.

  Уже тогда он чуждался религиозной исступленности, будучи убеждён, что человек должен господствовать над своим воображением, чтобы не пополнить ряды тех, кто обманывает себя пустым почитанием призраков, умерщвляет плоть и обессиливает дух различными искусственными средствами - единением, молчанием, темнотой, дурманящими мазями, бичеванием, холодом или жарой. Остается лишь догадываться, как восемнадцатилетнему монаху Джордано удалось спрятать в себе знакомого с учением Коперника Филиппо, превратиться из гелиоцентриста в геоцентриста, будучи антиаристотеликом и антифомистом, принимать за абсолютную истину их учения. Однако Бруно продержался в этой школе до конца и даже защитил в Риме двойную диссертацию по Фоме Аквинскому и Петру Ломбрадскому. Но поступивший на него донос вынудил его надеть светское платье, вернуть себе имя Филиппо и обратиться в бегство.

  Следующий, третий период (1576-1592) – это самый главный период в творчестве Бруно: он становится самим собой и проявляет себя. Более того, эти 16 лет скитаний вокруг оси Рим-Оксфорд стали самыми плодотворными в его жизни.

  В Париже Бруно написал два трактата, посвящённых логике и мнемонике1 «О тенях идей» и «Искусство памяти»; антиклерикальные произведения: сатирическая поэма "Ноев ковчег", комедия "Подсвечник", в которой Бруно, будучи противником классицизма, порвал с канонами "учёной комедии" и создал свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии он с едким сарказмом обрушился на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция. Этой же тематике посвящён памфлет «Песня Цирцеи», в котором он высмеял всё монашеское сословие, приравняв монахов к бесполезным в серьёзных делах обезьянам, которые «только угождают магнатам лестью, шутовством и паразитической жизнью».

  По возвращению в Лондон Бруно опубликовал еще несколько трудов, в частности: "О причине, начале всего и едином", "О бесконечном, вселенной и небесных телах", "Изгнание торжествующего зверя", "Тайное учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Силенского осла" и "О героическом энтузиазме".

  Пребывая в крайней северо-западной точке своих скитаний, Бруно пытался преподавать в Оксфордском университете, однако его критический ум, настроенный скорее на разрушение, нежели на созидание, и удивительный талант наживать себе врагов явно помешали ему в этом. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам этого университета: "Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые"2.

    Третьим, четвёртым и, наконец, пятым издательскими центрами Джордано Бруно стали соответственно Виттенберг, Прага и роковой Франкфурт-на-Майне, где, поверив в щедрые обещания Джованни Мочениго, Бруно принял его предложение вернуться в Венецию, приведшее его, в результате, на костёр инквизиции. В этих городах вышли в свет такие его произведения, как: «Лулиева лампада», «О прогрессе и охотничьем светильнике логиков», «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», «О началах идей, элементах и причинах», «О тройном и наименьшем и об измерении», «О монаде, числе и фигуре», «О необъятном и неисчислимом».

    О подробностях последнего, четвёртого периода (1592-1600) жизни Джордано Бруно стало частично известно, лишь, когда итальянская революция (1848-1849) открыла тайные архивы инквизиции. В ходе очередного доноса великий философ поплатился восемью годами истязаний, допросов и, в итоге, мучительной смертью за свою непростительную откровенность с донёсшим на него учеником.

    Учение Бруно опровергало Священное Писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли. И хотя Бруно все время настаивал, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда, смелые идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны церкви.

Информация о работе Философские взгляды Джордано Бруно