Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 06:34, реферат
Каждый школьник на вопрос о том, кто такой Джордано Бруно, ответит, что «о, это известный итальянский ученый! Его сожгли на костре!». Однако сомнительно, чтобы хотя бы один человек, не слишком заинтересованный в философии, смог назвать хотя бы одну из основополагающих идей, за которые он с гордостью и убежденностью терпел насмешки и презрение своих современников и сгорел на аутодафе.
Введение 3
Глава 1. Периодизация жизни и творчества Джордано Бруно в контексте эпохи Возрождения 4
Глава 2. Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно 9
Глава 3. Этические взгляды Джордано Бруно 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный лингвистический университет
имени
Н.А. Добролюбова
Кафедра философии
и
теории социальной коммуникации
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Философия»
тема:
«Философские взгляды Джордано Бруно».
Выполнила:
Старкова О.А.
Студентка группы 205 ГМУ
ФМЭУ
Руководитель:
Солдатова О.Н.
Ассистент
кафедры философии и
теории социальной коммуникации
Нижний Новгород
2006
Содержание.
Введение 3
Глава 1. Периодизация жизни и творчества Джордано Бруно в контексте эпохи Возрождения 4
Глава 2. Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно 9
Глава 3. Этические взгляды Джордано Бруно 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Введение.
Каждый школьник на вопрос о том, кто такой Джордано Бруно, ответит, что «о, это известный итальянский ученый! Его сожгли на костре!». Однако сомнительно, чтобы хотя бы один человек, не слишком заинтересованный в философии, смог назвать хотя бы одну из основополагающих идей, за которые он с гордостью и убежденностью терпел насмешки и презрение своих современников и сгорел на аутодафе.
А ведь для своей эпохи многое, если не все, из того, о чем говорил Бруно, было революцией, которая надолго определила направление мысли и научных изысканий его учеников и последователей. Очень жаль, что сейчас, когда многие положения его теории можно считать доказанными на теоретическом и эмпирическом уровнях, достаточно мало внимания уделяется личности этого, безусловно, неординарного и одареннейшего мыслителя эпохи Возрождения.
Говоря о философских взглядах Джордано Бруно, следует в первую очередь обратить внимание на ту роль, которую они сыграли в становлении воззрений множества ученых. Будучи последователем таких выдающихся ученых, как Николай Коперник и Николай Кузанский, сам Джордано Бруно стал не только символом непреклонного борца за идею и образцом для подражания для тех, кто имел смелость усомниться в казавшемся большинству европейцев того времени непоколебимым господстве Ватикана и проповедуемых им идеях. Он являлся также вектором развития для европейских ученых и философов, занятых исследованиями в области астрономии, физики, теории познания и бытия и возможностей человека.
Несмотря
на спорность и неоднозначность отдельных
идей Бруно, даже в наши дни его взгляды
вызывают живой интерес в научной среде
и сложно переоценить огромную роль, которую
его наследие сыграло в становлении науки
Нового времени.
Глава 1. Периодизация жизни и творчества Джордано Бруно в контексте эпохи Возрождения.
В умах деятелей Ренессанса новая эпоха противопоставлялась средневековому периоду темноты и невежества. Своеобразие этого времени заключалось в первую очередь в особой системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Одной из характерных черт духовной атмосферы эпохи Возрождения стало заметное оживление светских настроений, присущих, в том числе, и такому яркому культурному явлению, как гуманизм, провозглашавшему идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивавшему ценность человека как личности.
Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций – грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. “95 тезисов против индульгенций” (1517 г.) немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546), имели огромный резонанс. Будучи мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии, они собственно и послужили началом Реформации - движения за обновление веры, обратившегося против папства. Приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства – протестантизма, реформационные процессы проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы.
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль и реформационные процессы, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642).
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений. В целом, будет справедливо отметить, что общую картину эпохи в полной мере отражает философия Возрождения, важнейшими особенностями которой являлись антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени и создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Кроме того, в противовес теоцентричной философии Средневековья, отличительная черта философской мысли Возрождения - это антропоцентризм. Человек мыслится не только как главный объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию и ознаменовало начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. стала явлением общеевропейским.
Подобные новые воззрения получили своё развитие в сочинениях Парацельса (1493-1541), Бернардино Телезио (1509-1588), Франческа Патрици (1529-1597), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), но наиболее глубоких результатов натурфилософия достигла в творчестве Джордано Бруно, с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.
Жизненный путь, в процессе которого происходило становление Джордано Бруно как учёного, философа, поэта и памфлетиста, традиционно делят на четыре периода.
Период с 1548 по 1565 год охватывает первые семнадцать лет его жизни. Согласно христианскому летоисчислению, Филиппо Бруно родился в 1548 году в поселке близ г. Нола в семье бедного дворянина. После окончания местной школы он оказался в школе в Неаполе, где, будучи ещё в таком раннем возрасте, уже ревностно изучал древнюю и новейшую философию. Большое впечатление на него произвели Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин и Лукеций. Также он познакомился с произведениями Макиавелли, Фомы Аквинского, Николая Кузанского и учением Коперника о гелиоцентризме.
Необходимо упомянуть о том, что в 1542 году была учреждена римская инквизиция, а спустя ещё пять лет – неаполитанская. В атмосфере страха, охватившей итальянцев, разворачивалась Контрреформация, начались антипротестантские гонения со стороны Тридентского церковного собора, запылали костры инквизиции. Над любым человеком, независимо от его положения, нависли угроза доноса, обвинения в ереси, возможность ареста, пыток, страшной казни. Но всё это едва сдерживало неуёмный темперамент Ноланца.
Второй период жизни (1565-1576) начался с момента поступления Бруно в монастырскую школу при богатом неаполитанском монастыре, где спустя год его подстригли в монахи и он получил своё новое монашеское имя – Джордано.
Уже тогда он чуждался религиозной исступленности, будучи убеждён, что человек должен господствовать над своим воображением, чтобы не пополнить ряды тех, кто обманывает себя пустым почитанием призраков, умерщвляет плоть и обессиливает дух различными искусственными средствами - единением, молчанием, темнотой, дурманящими мазями, бичеванием, холодом или жарой. Остается лишь догадываться, как восемнадцатилетнему монаху Джордано удалось спрятать в себе знакомого с учением Коперника Филиппо, превратиться из гелиоцентриста в геоцентриста, будучи антиаристотеликом и антифомистом, принимать за абсолютную истину их учения. Однако Бруно продержался в этой школе до конца и даже защитил в Риме двойную диссертацию по Фоме Аквинскому и Петру Ломбрадскому. Но поступивший на него донос вынудил его надеть светское платье, вернуть себе имя Филиппо и обратиться в бегство.
Следующий, третий период (1576-1592) – это самый главный период в творчестве Бруно: он становится самим собой и проявляет себя. Более того, эти 16 лет скитаний вокруг оси Рим-Оксфорд стали самыми плодотворными в его жизни.
В Париже Бруно написал два трактата, посвящённых логике и мнемонике1 «О тенях идей» и «Искусство памяти»; антиклерикальные произведения: сатирическая поэма "Ноев ковчег", комедия "Подсвечник", в которой Бруно, будучи противником классицизма, порвал с канонами "учёной комедии" и создал свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии он с едким сарказмом обрушился на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция. Этой же тематике посвящён памфлет «Песня Цирцеи», в котором он высмеял всё монашеское сословие, приравняв монахов к бесполезным в серьёзных делах обезьянам, которые «только угождают магнатам лестью, шутовством и паразитической жизнью».
По возвращению в Лондон Бруно опубликовал еще несколько трудов, в частности: "О причине, начале всего и едином", "О бесконечном, вселенной и небесных телах", "Изгнание торжествующего зверя", "Тайное учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Силенского осла" и "О героическом энтузиазме".
Пребывая в крайней северо-западной точке своих скитаний, Бруно пытался преподавать в Оксфордском университете, однако его критический ум, настроенный скорее на разрушение, нежели на созидание, и удивительный талант наживать себе врагов явно помешали ему в этом. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам этого университета: "Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые"2.
Третьим, четвёртым и, наконец, пятым издательскими центрами Джордано Бруно стали соответственно Виттенберг, Прага и роковой Франкфурт-на-Майне, где, поверив в щедрые обещания Джованни Мочениго, Бруно принял его предложение вернуться в Венецию, приведшее его, в результате, на костёр инквизиции. В этих городах вышли в свет такие его произведения, как: «Лулиева лампада», «О прогрессе и охотничьем светильнике логиков», «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», «О началах идей, элементах и причинах», «О тройном и наименьшем и об измерении», «О монаде, числе и фигуре», «О необъятном и неисчислимом».
О подробностях последнего, четвёртого периода (1592-1600) жизни Джордано Бруно стало частично известно, лишь, когда итальянская революция (1848-1849) открыла тайные архивы инквизиции. В ходе очередного доноса великий философ поплатился восемью годами истязаний, допросов и, в итоге, мучительной смертью за свою непростительную откровенность с донёсшим на него учеником.
Учение Бруно опровергало Священное Писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли. И хотя Бруно все время настаивал, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда, смелые идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны церкви.