Философские проблемы смысла жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

Проблеме смысла жизни и смерти уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни и смерти, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

Работа содержит 1 файл

Реферат от StudLib.narod.ru - Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

  Да, пока человек жив, ему дарован весь этот мир, человеку дано распоряжаться своей жизнью, выбирать те или иные поступки, надеяться на что-то рассчитывать Смерть - это полнейшая определенность, отсутствие выбора, когда уже ничего не дозволено.

  Бессмертие

  В бессмертии, как и во всех предыдущих категориях, необходимо учитывать многовариантность определений. Основные трактовки бессмертия таковы:

  • существование личности или души после смерти;
  • в более широком смысле — слияние души с Богом или с «мировым духом»;
  • наконец, существование личности (или ее творений) в сознании потомков. Такой вид бессмертия, пожалуй, ни у кого сомнений не вызывает. Этот философский подход,
 

основывающийся  на научном понимании смысла человеческой жизни, конечности индивидуального  бытия и бесконечности исторического  существования человечества,

утверждает бессмертие человека в материальной и духовной культуре человечества, в                                               бессмертии его разума и гуманности.

  Прекрасно выразил это ученый-естествоиспытатель И. И. Шмальгаузен: «...Результаты нашей  творческой деятельности не гибнут вместе с нами, но накапливаются для блага будущих поколений. Так пусть же наш короткий жизненный путь освещается сознанием того, что человеческая жизнь много выше других жизней и только смерть обусловила возможность существования бессмертных творений его духа».

  Вера  в личное бессмертие возникает уже  у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни.

  Ни  одна из современных религий не обходится  без идеи личного бессмертия. В буддизме идея личного бессмертия выступает в форме учения о перевоплощении, согласно которому общественное положение человека есть результат деятельности его души в прошлых перевоплощениях. В христианстве и исламе идея личного бессмертия выражена более примитивно и вместе с тем более действенно - в виде обещания загробного райского блаженства для праведников и вечных адских мучений для грешников.

  Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказательства бессмертия души:

  1. метафизическое в духе Платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не имеет начала, а следовательно, и конца. «Когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна» (Платон, «Федр»);
  2. онтологическое: бессмертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, которая как таковая не может быть разрушена (Декарт, Лейбниц);
  3. теологическое: цель, с которой Бог вдохнул душу в личное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на Земле;
  4. историческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души;
  5. специфически христианское: исходит из воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти;
  6. вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановления справедливости; в этом мире нет справедливости, поэтому необходимо (хотя, согласно принципам этики ценностей, это совершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни после смерти. Подобным образом рассуждал Кант, выдвигая бессмертие как практический постулат.

  Против  веры в личное бессмертие выступали Эпикур, Лукреций, Гегель, Шопенгауэр, Маркс.

  Вполне  научно проблемами бессмертия, вернее жизни после смерти, занимались не только философы и приверженцы мистических сект, но и солидные люди: врачи, исследователи, журналисты. Широко известны в научном мире книги Мориса Ролингса "За дверями смерти", Рэймонда Моуди "Жизнь после жизни". Интересен следующий факт. Американские ученые решили проверить, действительно ли есть душа у человека и покидает ли она его при смерти. Для этого они сконструировали специальные весы, позволяющие учитывать самые ничтожные колебания массы тела, рассчитывая получить тысячные доли грамма. С согласия родственников на эти весы клали умирающих. В результате выяснилось, что в момент смерти приборы фиксировали уменьшение массы тела от 2 до 6,5 граммов.  

  Еще одна интересная из теорий жизни и смерти, принадлежащая западным ученым. Как известно, голография - это метод особо точной записи и воспроизведения трехмерных (объемных) изображений, основанный на использовании лазерного луча. Создаваемое по этому методу изображение на специальной пластинке носит название голограммы. Но если расколоть эту пластинку на мельчайшие куски, то, тем не менее, в каждом из осколков по-прежнему сохранится всё изображение целиком.

  Ученые  выдвигают предположение, что человеческий мозг являет собой подобие определенного  рода интеллектуального фильтра, который, как и голограмма, обрабатывается лучом, но лучом особого рода, - из среды сверхсветовых скоростей. Они утверждают, что предметы окружающего нас мира (да и весь мир целиком) есть не что иное, как голограммы.

  Так что  Вселенная - это не реальность, а  лишь видимость, своего рода картинка или изображение.

  Тогда что в этом мире есть смерть? Ответ, который дают западные ученые на этот вопрос, следующий: смерть - это момент головокружительного скачка через  световой барьер, когда сознание переходит  в мир, где останавливается ход  времени15.

 

  Теперь  хочу рассмотреть научный подход к феномену бессмертия на примере нашумевшей книги доктора Р.Моуди «Жизнь после смерти. Исследование феномена продолжительности жизни после смерти тела». Книга издана в 1976 году, автор – доктор философии, психиатр, активно изучал медицину.

  Существуют  две точки зрения на бессмертие. Первую хорошо выразил еще Сократ:

  "И   если  смерть  есть  отсутствие  всякого  ощущения, - что-то  вроде  сна,  когда  спящий  не  видит  далее  никаких  снов,  то  она  была  бы удивительно выгодной. В самом деле, я думаю, если бы кто должен был выбирать  такую ночь,  в которую он  так спал,  что даже снов не видел и, сопоставив с этой ночью все остальные ночи и дни своей жизни, сообразил бы,  сколько дней и ночей он прожил лучше и приятнее в сравнении со  всеми остальными ночами и днями пересчитать легко.

    Итак, если смерть  такова, то я, по  крайней мере, считаю  ее  выгодной, потому  что все последующее  время (с  момента   смерти)  оказывается   ничем  не  больше  одной   ночи"16

 

  Существует,  однако,  другая  точка  зрения,  которая   не  приемлет  утверждение,  что  смерть есть исчезновение сознания.  Согласно этой второй, возможно  еще  более  древней  концепции,  определенная  часть человеческого существа продолжает жить даже  после того, как физическое тело  прекращает  функционировать  и  полностью   разрушается.   Эта   постоянно  существующая  часть  получила много названий - психика, душа, разум, "я",  сущность,  сознание. Но как бы она не называлась, представление о том, что  человек  переходит в какой-то иной мир после физической смерти,  является одним из наиболее древних человеческих  верований.

  Одни  говорят,  что  смерть  это  исчезновение   сознания,  другие  же  утверждают,  с  такой  же  уверенностью, что  смерть есть переход души или разума в  другое  измерение реальности.

  На  примере исследования 150 случаев  клинической смерти д-р Моуди  подводит к мысли, что сознание не исчезает, по крайней мере для тех, кто умер, но впоследствии был реанимирован. Напомню, что предельный срок реанимации – 20 минут после остановки сердца. В это время мозговые процессы еще обратимы.

  Усредненные общие впечатления от клинической  смерти следующие:

  «Человек  умирает, и в  тот  момент,  когда  его  физическое  страдание  достигает  предела, он слышит, как врач признает его  мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и  в то же время он чувствует, что движется  с  большой  скоростью  сквозь   длинный   черный  туннель.  После  этого  он  внезапно  обнаруживает  себя  вне  своего  физического  тела,  но  еще в непосредственном физическом   окружении, он видит свое  собственное тело на расстоянии,  как посторонний зритель. Он наблюдает за  попытками вернуть его к жизни,  обладая этим  необычным преимуществом, и находится в состоянии некоторого  эмоционального шока.

       Через некоторое  время он собирается  с мыслями и  постепенно  привыкает   к  своему 

 

новому  положению.  Он  замечает,  что  он  обладает телом, но совсем  иной  природы  и  с  совсем  другими  свойствами,  чем  то физическое тело, которое он покинул. Вскоре  с ним происходят другие события. К нему  приходят  души  других  людей,  чтобы  встретить  его  и  помочь ему. Он видит души уже  умерших  родственников  и  друзей,  и  перед   ним   появляется  светящееся   существо,  от  которого  исходит такая любовь  и душевная теплота, какой он никогда не  встречал.  Это существо  без слов задает ему вопрос, позволяющий ему оценить свою жизнь и проводит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни, проходящие перед его мысленным взором в обратном порядке. В какой-то момент он  обнаруживает,  что   приблизился   к   некоему   барьеру   или границе,  составляющей,  по-видимому,  раздел  между земной  и последующей жизнью.  Однако  он  обнаруживает,  что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти  еще не наступил. В этот момент он  сопротивляется,  так  как  теперь  он  познал  опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Он переполнен ощущением  радости, любви и покоя. Несмотря на свое нежелание,  он, тем не  менее каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается  к жизни. Позднее он пытается рассказать обо всем  этом  другим,  но  ему трудно  это сделать. Прежде всего ему трудно найти в человеческом языке адекватные слова для описания этих  неземных  событий.  Кроме  того,  он  сталкивается  с насмешками и перестает рассказывать другим людям. Тем не  менее, пережитые события оказывают  глубокое  влияние  на  его  жизнь  и  особенно на его представление о смерти и ее соотношении с жизнью»17.

  Важно  заметить, что приведенное выше описание не является  изложением опыта какого-либо определенного человека. Это скорее  "модель", объединение общих  элементов, встречающихся во  многих  рассказах.

  Но  идем дальше. Как свидетельствуют  опрошенные, светящееся существо интервьюирует их души (сознание) на предмет праведности прожитой жизни. При этом оно не осуждает человека, если тот вел безнравственный образ жизни. В этом существенное отличие от христианских представлений о суде. Нет там и разделения на рай и ад.

  «Голос  задал мне вопрос: "Стоит  ли это, то есть моя  жизнь, потраченного времени? То есть, считаю ли я, что жизнь,  которую я прожил до этого момента, действительно была прожита не зря, с  точки зрения того, что я узнал  теперь?"»18.

 

    «Во время просмотра светящееся существо как бы подчеркивало, что в жизни самыми  важными  являются  две вещи:  научиться  любить других людей и приобретать знания…

  Кроме  того,  многие  подчеркивают  важность приобретенных  знаний. В течение их опыта  им  было  сообщено,  что  накопление  знаний  продолжается  даже после жизни. Одна женщина, например,  после опыта "смерти" стремиться использовать любой  случай  для  того,  чтобы  улучшить  свое  образование.  Другой мужчина дает  следующий совет: "Неважно, в каком вы возрасте, не переставайте  учиться. Я думаю, что обучение,  -  это процесс,  уходящий  в вечность"».

  Мне кажется, что это действительно те вещи, которым стоит посвятить жизнь. Хотя зачем человеку безмерные познания, я пока не понимаю. Возможно, для того, чтобы перевести сознание-мышление на качественно новый уровень, когда мир воспринимается уже по-другому. Цель – «запудрить» себе мозги, довести их до того предела, когда количество переходит в качество. Но это моя личная, пока неокончательная точка зрения. Возможно, только какое-то определенное соотношение знаний - как по форме, так и по содержанию – дает новую ступень понимания мира.

  В главе о суициде  я уже упоминал, что после неудавшегося покушения  на свою жизнь самоубийцы полностью  избавляются от своих психических  сдвигов, которые толкали их на этот шаг. По всей видимости, они испытывали то же, что и респонденты д-ра Моуди:

  «Пережитый  опыт оказал  на  их  жизнь очень  тонкое умиротворяющее  воздействие.  Многие  говорили  мне,  что после  того, что произошло  они чувствуют, что  их жизнь стала  глубже  и  содержательнее, так как благодаря  этому опыту они  стали гораздо  больше интересоваться фундаментальными философскими проблемами.

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни