Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:24, реферат
Проблеме смысла жизни и смерти уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни и смерти, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.
Всё сущее, по-христиански, есть благо,
поскольку оно существует и именно потому.
Достойны познания лишь Бог и душа. Они
есть истина, в них спасение и бессмертие.
Человеку для своего спасения необходимо
знать нечто такое, что ускользает от его
разума,
через
божественное откровение. Блаженство
составляет конечную цель человеческих
устремлений. Оно заключается в самой
превосходной человеческой деятельности
– в познании истины ради самой истины,
т.е. в познании Бога. Отсюда
смысл человеческой
жизни «во Христе» не
в познании и превращении
природы, а в единении
с Богом в «царстве Божьем». Но только
путем умеренности и правильной веры.
Нужно отдать должное христианству, которое своим учением решило вопрос смысла жизни и страха перед смертью за простого обывателя. Когда назначение человека, его путь и конечная цель вкладываются в «сердце» с колыбели, и в течение всей жизни эти ориентиры не подвергаются сомнению, то человек не задумывается, а верит, и это решало многие жизненные проблемы.
К середине XIX века сформировалось убеждение, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации человеческих надежд. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление высшего Разума. Начала утверждать мысль о безосновательности и тщетности упований на то, что познание закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Так появляется иррациональное в человеческом бытии. Ведущей признается роль инстинкта, интуиции, веры, чувства.
И первым крупным на то время иррационалистом был Шопенгауэр. По его мнению, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренней, духовной жизни они считали мышление. В действительности же истина проявляется только при подходе к ней со стороны бессознательного.
В основе такого подхода лежит воля, а ее универсальный объект – «воля к жизни». Первое правило воли к жизни – инстинкт самосохранения, который ведет к эгоизму. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Реальна только одна космическая громадная воля, которая руководит всеми поступками человека.
Истинно
совершенным познанием и
Философ видел разрешение трагедии человеческой жизни в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека: «...цель нашего бытия вовсе не счастье. Напротив, если ближе беспристрастно присмотреться к жизни, то она покажется нам как бы нарочно приноровленной к тому, чтобы мы не могли себя чувствовать в ней счастливыми... по своему характеру жизнь представляет собой нечто такое, к чему мы не должны чувствовать склонности, к чему у нас должна быть отбита охота и от чего мы должны отрешиться...»10.
Все приведенные идеи Шопенгауэра крайне пессимистичны и в чистом виде неприменимы. Но хочу привести одно его высказывание, с которым, на мой взгляд, согласится каждый. Из знаменитых “Афоризмов житейской мудрости”:
«Девять
десятых нашего счастья
основаны на здоровье.
При нем все
становится источником
наслаждения, тогда
как без него решительно
никакое высшее благо
не может доставить
удовольствия; даже
субъективные блага:
качества ума, души,
темперамента - при болезненном
состоянии ослабевают
и замирают... Отсюда
вывод тот, что величайшей
глупостью было бы жертвовать
своим здоровьем ради
чего бы то ни было: ради
богатства, карьеры,
образования, славы,
не говоря уже о чувственных
и мимолетных наслаждениях;
вернее всем этим стоит
пожертвовать ради здоровья».
Сам философ прожил 72 года - одиноко, безрадостно, находясь под постоянным влиянием
страха, недоверия, крайней мнительности, в состоянии вражды с целым миром.
После
Шопенгауэра в философии стало
развиваться целое направление (философия
жизни), ставящая вопросы о смысле, цели,
ценности жизни, особенно если она
оставляет в стороне теоретическое знание,
обращаясь к неподдельной полноте непосредственного
переживания. Философия жизни стремится
«понять жизнь из нее самой», она стоит
на стороне чувства, инстинкта, выступая
против интеллекта, защищает иррационализм
и мистику от всякого рационализма, созерцание
— от понятия, «творческое» — от «механического».
Не менее критично относится к разуму и познанию Ницше: «На протяжении чудовищных отрезков времени интеллект не производил ничего, кроме заблуждений; некоторые из них оказывались полезными и поддерживающими род»11. Рациональное знание могло, по Ницше, раскрыть только ту убийственную истину, что жизнь бессмысленна. Согласно философу, мир есть постоянное становление и бесцельность. Но в основе этого мира лежит воля как движущая сила становления, как порыв, как «воля к власти» воля к расширению своего Я.
Если разум ничто, то что же тогда нечто? Для Ницше критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия (так и хочется сказать «дао-поток»). А жизнь характеризуется как «специфическая воля к аккумуляции силы». Жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти». Способствует ли рациональная деятельность повышению воли к власти? Нет, поскольку интеллект парализует волю, подменяя активность разговорами и рассуждениями.
«Сама жизнь ценится мною как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти; где недостает власти – там упадок»12.
Цель человечества в целом и каждого в отдельности – воспитывать в себе волю с тем, чтобы стать «сверчеловечеством», в котором каждый индивид безупречен и внешне, и внутренне. Всесторонне самосовершенство и желание (воля) к этому – вот что такое смысл жизни по Ницше. «Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!» По сути, сверхчеловек должен занять место Бога.
В философии славянских мыслителей и писателей сквозят идеи всеединства, гармонии, любви, природы. Все люди как один род связаны между собой общим смыслом, который проявляется в указанных понятиях. Рассмотрю лишь некоторых философов, наиболее мне близких.
Например,
я всегда восхищался странствующим
украинским философом XVIII века
Г.Сковородой, который умел согласовывать свои действия со своими знаниями. Пожалуй, это высшая мудрость.
Смысл
жизни Сковорода видел во «внутреннем
мире» человека, в «радости сердца», в
цельности души. «Как собственную мать
можно найти дома, так и собственное счастье
человек находит в себе». Согласно украинскому
Сократу для человека может быть два способа
жизни: «мирской» и «божественный». Только
последний приводит человека в равновесие
и гармонию с самим собой и окружающим
миром. Жить в истине значит жить во Христе.
Каждый человек стремится к самопознанию,
и самый короткий путь к Богу – через собственное
сердце, через открытие в нем образа божьего.
Но гармония великого мира (макрокосмы) и человека (микрокосмы) не устанавливается
сама
собой, автоматически, а имеет в
основе творческую жизненную инициативу
самого человека. По мнению Сковороды
(и я с ним в этом совершенно
согласен) существует много разных
способов гармонизации человека с миром,
и каждый должен найти свой «сродный»
способ жизни, отвечающий его неповторимости
и уникальности. «Сродная» жизнь, и
в первую очередь труд, является важнейшим
условием достижения человеком счастья,
реализации действительно человеческого
способа жизнедеятельности, самоутверждения
личности. Труд по призванию, который отвечает
познанной внутренней природе, потребностям
и врожденной склонности человека, является
наивысшим наслаждением и подлинным счастьем.
Согласно Толстому смысл жизни можно постигнуть лишь через «истинную религию», путем отказа от какой-либо борьбы, непротивления злу насилием, путем добродетели и нравственности. Чем ближе мы к природе и к народу, тем ближе мы к истине, которая наполняет жизнь смыслом. Толстой проповедовал всеобщую любовь, вслед за Сковородой повторяя: «царство божие внутри нас».
«Самое короткое
выражение смысла
жизни такое: мир
движется, совершенствуется;
задача человека
– участвовать
в этом движении,
подчиняясь и содействуя
ему»13.
Несколько
отлична философия Ф.М.Достоевского.
Он любил исследовать пограничные ситуации,
в которые попадает человек и в которых
его личность терпит крах. Допуская в некоторых
своих литературных героях «вседозволенность»,
он все-таки видит истинную жизнь в определенных
нравственных рамках, к которым человек
приходит после длительного и порой болезненного
поиска. Эти рамки устанавливает каждый
для себя сам, но они как бы унифицированы
во Христе как объединяющей основе человечества.
«Все за всех перед всеми в ответе», - говорит
Достоевский в своем основном произведении
«Братья Карамазовы». Выбирая свою свободу,
человек выбирает все человечество, неся
ответственность перед всеми и за всех.
Это сложно для понимания, но раз прочувствовав,
можно согласиться с тем, что мы (люди)
связаны между собой общими страхами,
и эта родственность порождает в нас
любовь. У каждого она только по-разному
проявляется.
В целом
для русской философии
Если подходить системно и многогранно, то однозначного определение понятию «жизнь» дать нельзя, а если и можно, то получиться что-то громоздкое. Даже если обратиться к философскому энциклопедическому словарю , то и там рассматриваются разные подходы.
В целом, жизнь - это то, чем мир организмов (т.е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.
1.
В естественнонаучно-
2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего миромышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок.
3. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений.
4.
С биографической точки
зрения жизнь одного человека
есть все его телесно-душевно-духовное
становление, поведение и судьба в мире,
от рождения до смерти.
Как видим, жизнь «распадается» на области исследования (биологическая, историческая, метафизическая и т.п.)
Если видеть только одну какую-то сторону жизни и «зацикливаться» на ней, то мы некогда не выйдем на ее смысл, а постоянно будем испытывать неудовлетворение в том, что жизнь есть и жить надо.
О смысле жизни мы еще поговорим, а пока перейдем к смерти. Оказывается, она не менее противоречива и многоаспектна, чем жизнь. Речь даже не в принципиальном вопросе, есть смерть или ее нет. Она есть, но какая?
СМЕРТЬ
- естественный конец жизни живого организма,
тело которого после этого подвержено
действию только законов неорганической
природы. После того как люди перестали
воспринимать смерть просто как страшный
факт и начали размышлять над проблемой
сущности самой жизни, они много времени
уделяли тому, чтобы ответить на вопрос,
вытекает ли смерть из самой этой сущности.
Многие (Платон и др., а также