Философские проблемы смысла жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

Проблеме смысла жизни и смерти уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни и смерти, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

Работа содержит 1 файл

Реферат от StudLib.narod.ru - Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

                   Всё сущее, по-христиански, есть благо, поскольку оно существует и именно потому. Достойны познания лишь Бог и душа. Они есть истина, в них спасение и бессмертие.  Человеку для своего спасения необходимо знать нечто такое, что ускользает от его разума,  

через божественное откровение. Блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в познании истины ради самой истины, т.е. в познании Бога.  Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» не в познании и превращении природы, а в единении с Богом в «царстве Божьем». Но только путем умеренности и правильной веры.  

  Нужно отдать должное христианству, которое своим  учением решило вопрос смысла жизни и  страха перед смертью  за простого обывателя. Когда назначение человека, его путь и конечная цель вкладываются в «сердце» с колыбели, и в течение всей жизни эти ориентиры не подвергаются сомнению, то человек не задумывается, а верит, и это решало многие жизненные проблемы.

Бунт  против разума

  К  середине XIX века сформировалось убеждение, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации человеческих надежд. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление высшего Разума. Начала утверждать мысль о безосновательности и тщетности упований на то, что познание закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Так появляется иррациональное в человеческом бытии. Ведущей признается роль инстинкта, интуиции, веры, чувства.

  И первым крупным на то время иррационалистом  был Шопенгауэр. По его мнению, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренней, духовной жизни они считали мышление. В действительности же истина проявляется только при подходе к ней со стороны бессознательного.

  В основе такого подхода лежит воля, а ее универсальный объект – «воля  к жизни». Первое правило воли к жизни – инстинкт самосохранения, который ведет к эгоизму. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Реальна только одна космическая громадная воля, которая руководит всеми поступками человека.

  Истинно совершенным познанием и блаженным  существованием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения  к практике и к интересам воли. «Гениальность – это способность  пребывать в чистом созерцании, теряться в нем и освобождать познание»9. Счастье же имеет всегда отрицательный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука.

  Философ видел разрешение трагедии человеческой жизни в умерщвлении плоти  и в угасании рациональных исканий человека: «...цель нашего бытия вовсе не счастье. Напротив, если ближе беспристрастно присмотреться к жизни, то она покажется нам как бы нарочно приноровленной к тому, чтобы мы не могли себя чувствовать в ней счастливыми... по своему характеру жизнь представляет собой нечто такое, к чему мы не должны чувствовать склонности, к чему у нас должна быть отбита охота и от чего мы должны отрешиться...»10.

  Все приведенные идеи Шопенгауэра крайне пессимистичны и в чистом виде неприменимы. Но хочу привести одно его высказывание, с которым, на мой взгляд, согласится каждый. Из знаменитых  “Афоризмов житейской мудрости”:

  «Девять десятых нашего счастья  основаны на здоровье. При нем все  становится источником наслаждения, тогда  как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают... Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья». 

  Сам философ прожил 72 года - одиноко, безрадостно, находясь под постоянным влиянием

страха, недоверия, крайней мнительности, в  состоянии вражды с целым миром.

  После Шопенгауэра в философии стало  развиваться целое направление (философия жизни), ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой», она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта, защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание — от понятия, «творческое» — от «механического».  

  Не  менее критично относится к разуму и познанию Ницше: «На протяжении чудовищных отрезков времени интеллект не производил ничего, кроме заблуждений; некоторые из них оказывались полезными и поддерживающими род»11. Рациональное знание могло, по Ницше, раскрыть только ту убийственную истину, что жизнь бессмысленна. Согласно философу, мир есть постоянное становление и бесцельность. Но в основе этого мира лежит воля как движущая сила становления, как порыв, как «воля к власти» воля к расширению своего Я.

  Если  разум ничто, то что же тогда нечто? Для Ницше критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия (так и хочется сказать «дао-поток»). А жизнь характеризуется как «специфическая воля к аккумуляции силы». Жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти». Способствует ли рациональная деятельность  повышению воли к власти? Нет, поскольку интеллект парализует волю, подменяя активность разговорами и рассуждениями.

  «Сама жизнь ценится мною как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти; где недостает власти – там упадок»12.

  Цель  человечества в целом и каждого  в отдельности – воспитывать  в себе волю  с тем, чтобы стать  «сверчеловечеством», в котором  каждый индивид безупречен и внешне, и внутренне. Всесторонне самосовершенство и желание (воля) к этому – вот что такое смысл жизни по Ницше. «Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!» По сути, сверхчеловек должен занять место Бога.

Путь  «сердца»

  В философии славянских мыслителей и  писателей сквозят идеи всеединства, гармонии, любви, природы. Все люди как  один род связаны между собой  общим смыслом, который проявляется  в указанных понятиях. Рассмотрю  лишь некоторых философов, наиболее мне близких.

  Например, я всегда восхищался странствующим  украинским философом XVIII века  

  Г.Сковородой, который умел согласовывать свои действия со своими знаниями. Пожалуй, это высшая мудрость.

  Смысл жизни Сковорода видел во «внутреннем  мире» человека, в «радости сердца», в цельности души. «Как собственную мать можно найти дома, так и собственное счастье человек находит в себе». Согласно украинскому Сократу для человека может быть два способа жизни: «мирской» и «божественный». Только последний приводит человека в равновесие и гармонию с самим собой и окружающим миром. Жить в истине значит жить во Христе.  Каждый человек стремится к самопознанию, и самый короткий путь к Богу – через собственное сердце, через открытие в нем образа божьего. 

  Но гармония великого мира (макрокосмы) и человека (микрокосмы) не устанавливается

сама  собой, автоматически, а имеет в  основе творческую жизненную инициативу самого человека. По мнению Сковороды (и я с ним в этом совершенно согласен) существует много разных способов гармонизации человека с миром, и каждый должен найти свой «сродный» способ жизни, отвечающий его неповторимости и уникальности.  «Сродная» жизнь, и в первую очередь труд, является важнейшим условием достижения человеком счастья, реализации действительно человеческого способа жизнедеятельности, самоутверждения личности. Труд по призванию, который отвечает познанной внутренней природе, потребностям и врожденной склонности человека, является наивысшим наслаждением и подлинным счастьем. 

  Согласно  Толстому смысл жизни можно постигнуть лишь через «истинную религию», путем отказа от какой-либо борьбы, непротивления злу насилием, путем добродетели и нравственности. Чем ближе мы к природе и к народу, тем ближе мы к истине, которая наполняет жизнь смыслом. Толстой проповедовал всеобщую любовь, вслед за Сковородой повторяя: «царство божие внутри нас».

    «Самое короткое  выражение смысла  жизни такое: мир  движется, совершенствуется; задача человека  – участвовать  в этом движении, подчиняясь и содействуя  ему»13. 

  Несколько отлична философия Ф.М.Достоевского. Он любил исследовать пограничные ситуации, в которые попадает человек и в которых его личность терпит крах. Допуская в некоторых своих литературных героях «вседозволенность», он все-таки видит истинную жизнь в определенных нравственных рамках, к которым человек приходит после длительного и порой болезненного поиска. Эти рамки устанавливает каждый для себя сам, но они как бы унифицированы во Христе как объединяющей основе человечества. «Все за всех перед всеми в ответе», - говорит Достоевский в своем основном произведении «Братья Карамазовы». Выбирая свою свободу, человек выбирает все человечество, неся ответственность перед всеми и за всех. Это сложно для понимания, но раз прочувствовав, можно согласиться с тем, что мы (люди) связаны между собой общими страхами, и  эта родственность порождает в нас любовь. У каждого она только по-разному проявляется. 

  В целом  для русской философии характерна тематика смысла жизни. Люди этим живут и не возводят это в основной вопрос философии, они находят свое решение на личном опыте, вплетая его в свою деятельность, что отражается в их творчестве, в истории, в их судьбах.

Основные  категории и их толкование

  Жизнь

  Если  подходить системно и многогранно, то однозначного определение понятию «жизнь» дать нельзя, а если и можно, то получиться что-то громоздкое. Даже если обратиться к философскому энциклопедическому словарю , то и там рассматриваются разные подходы.

  В целом, жизнь - это то, чем мир организмов (т.е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.

  1. В естественнонаучно-биологическом  смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь принципиально отличается от органического явления своей направленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2) продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; 4) ограничением направленного поведения внешними условиями. Объяснение такого поведения с причинно-механической точки зрения невозможно, указания границы между органической и неорганической материей для этого тоже недостаточно.

  2. Жизнь в метафизическом  смысле — основной мотив созерцающего миромышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок.

  3. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений.

  4. С биографической точки зрения  жизнь одного человека есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 

  Как видим, жизнь «распадается» на области  исследования (биологическая, историческая, метафизическая и т.п.) 

  Если  видеть только одну какую-то сторону  жизни и «зацикливаться» на ней, то мы некогда не выйдем на ее смысл, а постоянно будем испытывать неудовлетворение в том, что жизнь  есть и жить надо.

  Смерть  и ее феномены

  О смысле жизни мы еще поговорим, а пока перейдем к смерти. Оказывается, она не менее противоречива и многоаспектна, чем жизнь. Речь даже не в принципиальном вопросе, есть смерть или ее нет. Она есть, но какая?

  СМЕРТЬ - естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и др., а также  

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни