Философские проблемы смысла жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

Проблеме смысла жизни и смерти уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни и смерти, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

Работа содержит 1 файл

Реферат от StudLib.narod.ru - Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

  Министерство образования и науки в РФ

Российский  университет дружбы народов

Инженерный  факультет

Дневное отделение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Реферат на тему: 

  «Философские  проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ,

                                                                            
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2007 
 
 
 
 

Содержание 

 

Введение

 

      Проблеме смысла жизни и смерти уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни и смерти, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

  Люди всегда пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным?  И, наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?

  Трагизм человеческого существования заключается  в том, что человек как бы “заброшен” в предметно-физический мир. Как  жить в мире, осознавая бренность  своего существования? Как познать  бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек в постоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию.  Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.

  Столкновение  жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве  ситуация смерти реализуется в одной  из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии.

  Вряд  ли рациональные аргументы заставят человека когда-нибудь полюбить смерть, но философские размышления по этому  поводу  могут помочь ему более  мудро относиться к жизни. Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, самим при этом нравственно красивыми.

  Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Каждый сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь.

  Каждый  должен для себя рано или поздно ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ?». После этого, действительно, уже не так важно «КАК?», ибо смысл жизни найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идеи, в любви – это уже не принципиально. Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в “машине” социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

    В своей работе я попытался  как можно полнее рассмотреть  проблему в историческом аспекте.  Во второй части работы приведены  основные философские категории,  а также их толкование, прошедшее  через моё мировоззрение. Здесь же собран основной материал по философским аспектам смерти и бессмертия.

   

Размышления о жизни и смерти в историческом контексте

  Восточный подход к жизни  человека

  Буддизм.

  Будду,  в  основном,  интересовала  человеческая  жизнь,  наполненная  страданиями  и разочарованиями. Поэтому его учение  было не метафизическим,  а,  скорее,  психотерапевтическим.  Он  указал    причину    страданий   и   способ   их   преодоления,  воспользовавшись  для  этой   цели   традиционными   индийскими  понятиями такими,  как «майя», «карма»,  «нирвана» и т. д., и дав им  совершенно новое психологическое истолкование. «Благородные истины» буддизма направлены на то, чтобы постигнуть причины страданий и таким образом освободиться от них. По  мнению буддистов, страдание возникает в  том  случае,  если  мы  начинаем  сопротивляться  течению  жизни  и  стараемся удержать  некие устойчивые формы, которые, будь это вещи,  явления,  люди  или   мысли,   все   является   «майей».   Принцип  непостоянства  воплощается также в представлениях о  том,  что  не  существует  особого  эго,  особого  "я",  которое  было  бы субъектом наших  изменяющихся  впечатлений.   Путь освобождения восьмеричен:

  • правильное понимание жизни (того, что она – есть страдания, от которых надо избавиться);
  • решимость;
  • правильная речь;
  • действие (непричинение зла живому);
  • правильный образ жизни;
  • усилие (борьба с соблазном, дурными мыслями);
  • внимание;
  • сосредоточение (состоит из четырех ступеней, в конце которых  нирвана – полная невозмутимость и неуязвимость).

  Буддизм проповедует отрешенность от всего, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, и даже уму:

  «…Ни  к чему не привязанный  мыслью,

        Победивший себя, без желаний, 

        Отрешенностью и  недеяньем

        Человек совершенства  достигнет»1.

  Таким образом, цель жизни согласно буддийской традиции – разорвать порочный круговорот «сансары», освободиться от уз «кармы», достичь «нирваны», стать просветленным. А смысл жизни, соответственно, в  таком состоянии, когда уже не существуют представления об отдельном «я», и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего.

  Индуизм

  Рассмотрим  наиболее философское течение индуизма – веданту. Мир состоит из безличностного мирового духа – «брахмана», - получить от которого откровение – наивысшая истина и наслаждение.  Индивидуальная человеческая душа хоть и бессмертна, но намного уступает мировому духу по степени совершенства вследствие слишком тесной связи с телом. Эта связь проявляется в подчинении человеческой души («атмана») закону необходимости («карме»). Привязанность «атмана» к телу вынуждает душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких перевоплощений длится, пока человек  

  полностью не освободится от земных страстей и жизненных проблем (от грехов, по христианству). Тогда наступает освобождение и «атман» сливается с «брахманом», т.е. наша душа сливается с мировым духом. До тех пор, пока мы  видим в мире многообразие предметов и явлений, думая,  что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и  можем действовать свободно  и  независимо,  мы  сковываем  себя  кармой.  Для  того  чтобы  освободиться  от  уз  кармы,  нужно  осознать целостность и гармонию, царящие в природе,  включая  и  нас   самих,  и  действовать  в  соответствии  с  этим. Индуисты   видят  много  путей  к  освобождению.  Люди,  стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие  индуизм, могут использовать для слияния с  Божественным  разные  понятия,  ритуалы и духовные дисциплины. Индуистов не беспокоит  то  обстоятельство,  что  эти   понятия   и   практики   иногда  противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит  вне  всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и  восприимчивость индуизма к различным влияниям.  Если рассматривать индуизм в целом, то он никогда не  стремился  заставить   своих   последователей   отказаться   от  чувственного  наслаждения, не отделяя тело от духа и видя в нем  неотъемлемую часть человеческой  природы.  Поэтому  индуист  не  старается  контролировать  желания тела при помощи сознательной  воли, но видит  свою  цель  в  осознании  себя  со  всем  своим  существом,  телом  и  духом. В индуизме даже появилось течение,  средневековый тантризм, в котором  путь  к  просветлению  лежит  через  глубокое  погружение  в переживания чувственной любви, в  которой "каждый воплощает в себе обоих". 

Конфуцианство

  Человек как личность существует не для себя, а для общества. Пожалуй, этим и  объясняется смысл человеческой жизни у этого течения. Общественная субординация и образование – вот основа конфуцианства. 

  Даосизм.

  Даосисты  познают смысл жизни не через  логические выкладки, а путем созерцательного  странствия в дао-потоке. Не выглядывая из окна можно видеть естественное дао. «Чем дальше идешь, тем меньше познаешь». Все сущее, в т.ч. и человеческая жизнь, имеет единую первооснову – дао (путь, бог, разум, слово, логос, смысл - из-за особенностей китайского языка у этого слова много оттенков). Достаточно постигнуть дао, и все вопросы отпадут, в т.ч.  о смысле жизни. Мудрец стремится распознать дао  и   действовать  в  соответствии  с  ними.  Таким  образом,  он  становится "человеком с Дао", живущим в гармонии с  природой  и  преуспевающим   во   всех  своих  начинаниях. "Тому, кто подчиняется течению Дао, следуя  естественным процессам Неба и Земли, не  сложно управлять всем миром". Даосы  рассматривали  логическое мышление как составную  часть  искусственно  созданного   мира   человека,   наряду   с  общественным  этикетом  и  нормами  морали.  Они  совершенно не  интересовались  этим  миром,  сосредоточив  свое  внимание   на  созерцании  природы,  имевшем  целью обнаружить "свойства Дао".

  Я хочу привести несколько выдержек из основной книги даосов «Дао дэ Цзин»2, написанной Лао-Цзы в VI веке до н.э.:

  • «Кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме».
  • «Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием  и  предоставляет  народу  возможность жить собственной жизнью».
 
 
 
  
  •   «Драгоценные вещи заставляют  человека  совершать преступления. Поэтому  совершенномудрый стремится к тому,  чтобы сделать жизнь сытой,  а не к тому,  чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым».
  • «Когда существо, полное сил, становится старым, то это называется отсутствием дао.  Кто  не соблюдает дао,  погибнет раньше времени.»
  • «Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен».
  • «Кто не теряет свою природу,  долговечен.  Кто умер, но не забыт, тот бессмертен».
  • «Дао скрыто от нас и не имеет имени. Но только оно способно помочь всем существам и привести их к совершенству».

   

 

  Дзэн 

  Как творческая переработка индийского буддизма и китайского даосизма дзэн получил свое развитие и характерную особенность в Японии, придав «осмысленность» существованию. Цель последователей этого философского направления – достижение просветления, ощущения, называемого в дзэн «сатори». Но это просветление, в отличие от буддизма, означает не удаление от мира, а наоборот, активное участие в повседневных делах. «Как удивительно это, как таинственно! Я подношу дрова, я таскаю воду»3. Таким образом, идеал дзэн  заключается в том,  чтобы естественно и спонтанно жить своей повседневной жизнью. "Когда голоден - ешь,  когда устал - спи" – вот, что такое дзэн.  Хотя  это кажется простым и очевидным, как многие другие положения дзэн, на самом деле это довольно сложная задача. Согласно  известному  дзэнскому учению, "пока  ты не знаком с учением дзэн, горы - это горы, реки - это реки; когда ты изучаешь  дзэн, горы перестают быть горами, а реки - реками; но после того, как ты достиг просветления  горы - это снова горы, а реки - снова  реки". Так   как   дзэн  утверждает,  что  просветление  может  воплощаться в любом повседневном занятии,  он  оказал  огромное  влияние  на  все  стороны  традиционного  образа жизни японцев.  Среди  них  не   только   искусства   (живописи,   каллиграфии,  садоводства и т.д.), и различные ремесла, но также разнообразие  церемоний,  например:  чаепития  и составления букета. Каждый из  этих  видов  деятельности  в  Японии  называется Дао, или  Путь, к  просветлению.  Все  они  исследуют  различные  аспекты  дзэнского  мировосприятия, утверждают спонтанность, простоту и абсолютное присутствие духа, и могут использоваться для подготовки  слияния индивидуального сознания с высшей реальностью.

  Хотя школы восточной философии отличаются в  деталях,  все  они  подчеркивают  принципиальную целостность Вселенной.  Высочайшая  цель  их  (индуистов, буддистов, даосов) - осознание  единства и взаимосвязи всех вещей, преодоления  ощущения  своей  изолированной  индивидуальности и слияние с высшей реальностью.  Достижение этой цели --  "Пробуждение"  --  заслуга  не одного  только   рассудка,   это   переживание,  религиозное по  своей сущности,  вовлекает всего   человека.   Поэтому   большинство восточных философских систем религиозны.

Человек в античной философии

  Фалес

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни