Философские проблемы смысла жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

Проблеме смысла жизни и смерти уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни и смерти, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

Работа содержит 1 файл

Реферат от StudLib.narod.ru - Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

  Есть смысл вспомнить Фалеса из Милет, который впервые в европейской философии

сформулировал идею о единстве мироздания. Жизнь  – имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а  вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем, а бог есть разум мира. Монистические  и органические взгляды философов Милетской школы были очень близки по взглядам древних индийских и китайских философов. 

  Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворя их телесность. 

  Гераклит определяет объективную ценность человека степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Все – едино. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни. Естественно, для человека с позициями гилозоистического пантеизма смерти в целом существовать и не могло. Гераклита иногда называют «греческим даосом» из-за сходности его взглядов  с учением Лао-Цзы.

      Демокрит

  Человек должен жить в удовольствии, согласуясь с собственной природой. Наши чувства  – лучшие советчики. Те из них, которые  доставляют нам наслаждение, должны служить критерием добра. А те, что вызывают страдания, - критерием зла. Но следует отказываться от всякого наслаждения, которое неполезно. И если перейдешь меру в наслаждениях, то самое приятное станет неприятным. Цель жизни – хорошее расположение духа. Оно достигается умеренностью в наслаждениях, умением владеть собой так, чтобы за удовольствием не следовали неизбежно страдания.  Нужно уметь предупредить страдания разумным размышлением, изгонять страдания души, если они уже постигли нас, разумом.

  Сократ

  Он  любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии таких  понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и перенесении этих понятий  на человека. Но подобная истина может  быть постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики он утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Высшая цель человеческой жизни – счастье и блаженство.

  Платон 

  Кто-то сказал, что дальше Платона не пошел  никто, и всё последующее философствование есть только переигрывание его взглядов и учений. В какой-то мере я с  этим согласен, поэтому стоит прислушаться к тому, что он думал о человеке и душе. А думал он следующее. Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Так появляется объективный идеализм.  Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба.

Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная  сущность, в ней различаются три  части: разумную (основа мудрости человека), эффектно-волевую (основа мужества) и чувственную (движимую страстями). Преодоление чувственности есть добродетель благоразумия. Для Космоса в целом источником гармонии есть мировой разум. Душа в процессе мышления активна, внутренне противоречива и рефлексивна. Поэтому гармоничное сочетание всех частей души под контролем разума дает гарантию мудрости. В этике Платон требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире.  И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий.  По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным вечным. Платон, будучи ясновидцем, говорил, что полная истина приходит как мистическое откровение и внутреннее озарение.

  Сочинения   Платона   полны   описаний смерти. Он определяет  смерть  как  отделение  внутренней   части   живого  существа,  т.  е.  души,  от  его физической части, т. е. тела.  Больше того, эта внутренняя часть человека  менее ограничена,  чем его физическое  тело.  Платон  указывает на то, что время является элементом лишь физического, чувственного мира. Во многих отрывках Платон обсуждает, как душа  отделенная  от  тела,  может  встречаться и разговаривать с душами других и как она переходит от  физической  смерти  к следующему  этапу существования,   и о том,  как на  новом этапе ее  опекают "берегущие" духи. Он упоминает о том,  что люди  могут быть  встречены в час смерти лодкой, которая перевезет их "на другой  берег" их посмертного существования.

  Платон  выразил мысль, что  тело есть тюрьма души, и что смерть является  освобождением  из  этой  тюрьмы.  Согласно  Платону,  душа приходит в человеческое тело из высшего и более священного  мира;  рождение есть сон и забытье, поскольку душа, родившись в  теле, переходит из глубокого  познания  к  низшему  и  забывает  истину,  которую  знала в преджизни. Смерть, напротив, является  пробуждением  и  воспоминанием.  Платон  замечает,  что   душа,  отделившаяся от тела, может думать и рассуждать более ясно, чем  раньше,  и  различать  вещи  гораздо  яснее.  Более того, после  смерти душа предстает перед судьей, который показывает человеку  дела, как хорошие, так и плохие и заставляет душу  смотреть  на  них.

       Платон  не  сомневается в том,  что мы переживаем  физическую  смерть, но  он  настаивает  на  том,  что  объяснить  будущую  жизнь нельзя, потому что мы  ограничены своим физическим  опытом. В результате мы можем  получить неправильное  представление  о природе вещей. Наши души не могут видеть реальность, пока они  не освобождены от обманов и неточностей физических чувств.

    Во-вторых,   Платон  считает,  что  человеческий  язык  не  способен прямо  выразить  подлинные  реальности.  Слово  скорее  скрывает,  чем  раскрывает подлинную природу вещей. Это значит,  что нет человеческих слов, которые могли  бы  прямо  обозначить  действительность. Это можно сделать только при помощи аналогии,  в мифе и другими косвенными способами. Сравните с даосским высказыванием Лао-Цзы: «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый  не  красноречив.  Красноречивый  не  может  быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает»4.

  Платон  как-то проговорился относительно философии: философия - это приготовление к смерти5. И еще: "Если ему [философу] свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия, думаешь ли ты, что для такого человека много значит человеческая жизнь?"6 Философ, по Платону, не должен принимать смерть всерьез, - ни свою, ни чужую.

  Аристотель

  Посылка первая: материя существует, но она  содержит лишь возможность возникновения вещей. Посылка вторая: божество как общемировая сверхчувственная субстанция – начало всякого движения. Посылка третья: божество служит предметом высшего и наибольшего познания, т.к. все знания направлены на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Однако бог Аристотеля не есть личный Бог. Опускаясь к миру одушевленных существ, Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, его энтелехия, превращающая возможность в действительность,  источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Сама душа имматериальна. То, благодаря чему мы живем и ощущаем и размышляем, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя. «Именно душа придает смысл и цель жизни»7. Душа, по Аристотелю, это отражение действительности всемирного и вечного Ума (божества – т.н. «нус»). Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Но тут надо отметить, что Аристотель разлагает душу на три иерархических составляющих – растительную, животную и разумную. Вечна, по Аристотелю, только последняя. Хотя теория переселение душ не вписывается в учение философа. Скорее всего, после смерти душа сливается с божеством для переработки и дальнейшего оформления материи. Если вернуться к человеческой жизни, то она должна быть добродетельна и умеренна. Добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления».  Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности. Сущность же добродетели в сочетании щедрости и умеренности.    

      Эпикур

  Пожалуй, как никто из философов, Эпикур ассоциируется на бытовом уровне с определенным образом жизни и отношением к смерти. Слова «эпикурейский», «эпикуреец», «гедонизм» стали нарицательными, хотя нынешнее их наполнение далеко от учения самого Эпикура. Гедонизм Эпикура отличается чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. «Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно». По мнению философа, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. Он, как атомист и в какой-то мере материалист, понимает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая как она есть, с началом и концом. А душа человека, как и тело, состоит из атомов, которые после смерти просто рассеивает ветер. В этике Эпикура мы встречаем полный отказ от социального активизма. Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт его учения. Индивид первичен, а общественный союз лишь средство для личного благополучия (в отличие от Конфуция и Аристотеля). Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье,  понимаемое как удовольствие. «Мы совершаем все свои действия ради того, чтобы не страдать телесно и не испытывать душевного беспокойства. Мы выбираем не всякое удовольствие, а отказываемся от него, если оно приносит неприятности. Мы даже предпочитаем страдать, если из страдания возникает большее удовольствие»8. Высшим удовольствием Эпикур считал

невозмутимость  духа, душевный покой и безмятежность, а это возможно лишь при подчинении страстей разуму.  

   

 По мере того, как укоренялась идея о разделении духа  и  материи,   философы  стали  все  больше  интересоваться  скорее  духовным,  чем  материальным  миром,   человеческой   душой   и  проблемами  этики.  Эти  вопросы  занимали  западных мыслителей  более двух тысяч  лет  с  начала  расцвета  греческой  науки  и  культуры  в  пятом-шестом веках до н.э. Пожалуй, подытожить эволюцию античной философской мысли можно словами Аристотеля, считавшего, что изучение человеческой души и созерцание величия Бога гораздо важнее изучения материального мира. Это было взято на вооружение христианством.

  Смысл жизни «по-христиански»

  Христианство  для западной цивилизации сыграло  очень важную роль во всех сферах познания и жизнедеятельности человека. Естественно, не осталось в стороне и самое сокровенное – отношение к смерти.

  Если  быть ближе к истокам, т.е. к Библии, а особенно к Новому завету, то существование  человека оформляется десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни. Религиозная мораль не так уж плоха, я бы сказал, она даже мудрее, чем многие светские нормы. Она идет от природы, от Доброты и Блага. «Не убий», «Не укради», «Возлюби», «Прости», «Не прелюбодействуй»… Это еще раз подчеркивает, что в основе всех религий лежит общая духовная основа, что мудрость едина, а уже ее проявления, формы зависят от уровня развития «паствы», от ее историко-культурного багажа, менталитета, страхов и т.п. И финал одинаков – душа отходит в Царство Божие, а если плохо себя вела, то в Ад.

  Христианство, по моему мнению, эта религия (или в контексте предмета исследования – учение) имеет двух выдающихся философов у своих истоков. Первый, заложивший теоретико-философские основы христианства как учения (сам об этом не подозревавший) – Аристотель; второй, давший этому направлению глубоко нравственное начало и главную составляющую – Христос.

  Мое мнение о последнем:

  1. Такой человек реально существовал.
  2. Он не больше и не меньше человек, чем Будда, Махавир, Лао-Цзы или тот же Аристотель. Ведь мы не сомневаемся, что Аристотель был и творил? Заметьте, я не говорю о богах. Я говорю о людях. Можно еще сомневаться в реальности дона Хуана, но такой человек как Иисус Христос существовал (что не говорит о бесспорности многих приписываемых ему качеств).
  3. Христос – воплощение Добра и Сострадания. Такие люди были всегда, и именно они держат человечество в гуманных рамках.
  4. Иисус постиг (или же ему было дано это врожденно, что менее вероятно) некую трансцендентную сущность. Это не единичный случай в истории человечества. Я считаю, что многие жили в этом состоянии, только не «засвечивались». По восточным меркам Христос – просветленный, будда. Ведь вспомним из Евангелие, что Иисус проповедовал только последние три года своей жизни. А что он делал до этого 30 лет?
  5. Иисус не сын божий, т.к. у Бога, по моим представлениям, вообще не может быть детей. Христос хороший Учитель, умевший сформулировать свое понимание простыми убедительными словами. Но скорее он даже учил не словами, а энергетикой, собственным примером. Примерно то же ощущается, когда находишься рядом со святым. Он может молчать, но у тебя все равно расширяется сознание.

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни