Философские идеи Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:30, реферат

Описание работы

Фома Аквинский (Аквинат), средневековый католический теолог, знаменитый схоластик, сын графа Ландольфа Аквинского. Родился в 1225 или 1227г. близ Аквино (близ Неаполя). Первоначальное воспитание получил у бенедиктинских монахов в Монте-Кассино; с 11 до 17 лет был послушником в Неаполе в ордене доминиканцев. Доминиканцы послали его в Париж, но по дороге он был перехвачен своими братьями и привезен в родовое имение: семья хотела заставить его выйти из ордена.

Содержание

Введение 3
Западная Европа в Средние века – эпоха Фомы Аквинского 5
Философские идеи Фомы Аквинского. 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Фома Аквинский.docx

— 35.17 Кб (Скачать)

Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам  церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Фомы Аквинского, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки  законам бога и основоположениям морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, - тот правитель превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ (в понимании Фомы Аквинского) может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.

К республикам Фома Аквинский относился отрицательно. Государством, пролагающем путь к тирании Фома Аквинский считал республику - государство, раздираемое борьбой партий и группировок. Тиранию Фома Аквинский отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам.

Во-первых, ввиду  ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним  богом, а также из-за ее подобия  человеческому организму, разнообразные  части которого объединяются и направляются одним разумом. "Итак, один управляет  лучше, чем многие, потому что они  только приближаются к тому, чтобы  стать единым целым. К тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим образом, ведь природа  в каждом отдельном случае действует  наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. В самом деле, среди множества  частей тела существует одна, которая  движет всем, а именно сердце, и среди  частей души по преимуществу главенствует одна сила, а именно разум. Ведь и  у пчел один царь, и во всей вселенной  единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного. А потому если то, что происходит от искусства, подражает тому, что происходит от природы, и творение искусства тем лучше, чем больше приближается к тому, что существует в природе, то из этого неизбежно следует, что наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляет одним".

Во-вторых, вследствие показаний исторического опыта, демонстрирующего (как был убежден  теолог) устойчивость и преуспеяние  тех государств, где властвовал один, а не множество.

Фома Аквинский, тщательно  изучавший Аристотеля, имел, конечно, достаточное понятие и о других политических формах: аристократии, олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве ысшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой, вторая, на взгляд Фомы Аквинского, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы (светские и духовные, "князья церкви"). Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялись идеологические симпатии Фомы Аквинского.

Также разрабатывает  Фома Аквинский учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон  определяется как общее право  для достижения цели, правило, котором  кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писанные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают на пути достижения "небесного блаженства").

Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов:

вечный (божественный естественный),

естественный (человеческий естественный),

человеческий (человеческий положительный) и 

божественный (божественный положительный).

Вечным законом  Фома называет "сам божественный разум, управляющий миром"; этот закон  лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Естественный закон  трактуется как отражение вечного  закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению  рода.

Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее  феодальное право, он рассматривал как  выражение требований естественного  закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого  закона обосновывалась тем, что люди в результате грехопадения имеют  извращенную волю, свобода которой  сводится к возможности творить  зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели  путем применения силы и страха наказания.

Наконец, к божественному, или откровенному, закону, Фома относил  Библию.

"Богословская  Сумма" (Summa Theologiae) Фомы Аквинского, капитальное его сочинение по всем отраслям знания, содержит в себе и учение его о праве и законе. Согласно с общим направлением схоластики, право выводится из нравственных начал. Поэтому основание всей теории заключается в нравственном существе человека

В трактате "О правлении  государей" Фома Аквинский поднимает  еще одну очень важную тему: взаимоотношение  церковной и светской властей. В  такой постановке проблемы дается ответ  на вопрос о том, к какой цели справедливый государь должен вести общество. Согласно Фоме Аквинскому, высшая цель человеческого  общества – вечное блаженство, но для  ее достижения усилий правителя недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается  на священников, и особенно на наместника Христа на земле – папу, которому все земные правители должны подчиняться, как самому Христу. В решении проблемы соотношения церковной и светской властей Фома Аквинский отходит  от концепции непосредственной теократии, подчиняя светскую власть церковной, но различая сферы их влияния и предоставляя светской власти существенную автономию.

Фома Аквинский  первый проводит четкую и резкую границу  между верой и знанием. Разум, по его мнению, только дает обоснование  непротиворечивости откровения, веры; возражения же против них рассматриваются  лишь как вероятные, не вредящие их авторитету. Разум должен быть подчинен вере.

Политико-правовая концепция  Фомы Аквинского была основательной  апологией западноевропейского  феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля над развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация "рабства" (то есть крепостничества), концепция государства, вмещающая теократические устремления католической церкви, - все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его "святым", "ангельским доктором".

Фома Аквинский  – незаурядный и воинствующий защитник папства, феодально-монархического строя, непримиримый по отношению к  их врагам. Особенно яростно обрушивался  он на еретиков, призывая власти безжалостно  расправляться с ними. "Извращать  религию, от которой зависит жизнь  вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая  служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо  наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они  уличены в ереси... ".

Фома Аквинский, защищая  интересы духовных феодалов, как и  Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры

Усердие Фомы Аквинского было оценено римско-католической церковью. В 1323 году его причисляют к лику святых, а в 1879 году специальной энцикликой папы римского учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католицизма".

 

Заключение

 

Как выдающийся мыслитель  своего времени Фома Аквинский не только обосновывает превосходство  папской власти, но и делает это  весьма изощренным образом, представив систему Аристотеля через призму христианской философии. Этот шаг оказался значимым для католической церкви, учение Фомы завоевало догматическую  нишу.

Фома Аквинский  представляет наиболее полное и систематическое  изложение философии права средних  веков.

Государство, по Аквинскому, возникло в результате природной  необходимости, так как человек  от природы существо общественное и  политическое, поскольку он существо разумное (восприятие рецепции Аристотеля). Но Государство, как и природа  и все сущее, берет начало от Бога. Но созданная Богом природа обладает некоторой автономией и творческими  свойствами и такими же свойствами обладает созданное природой государство (концепция самого Фомы Аквинского). Это отличает его учение о государстве от традиции Августина (основатель христианского вероучения) и его последователей, согласно которой происхождение государства ведется от грехопадения, а каждое явление природы и общества рассматривается как результат непосредственного вмешательства божественного Провидения, Фома Аквинский связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

Таким образом, Фома Аквинский стал известен не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля

 

Список использованной литературы

 

1. Аквинский Ф.  О правлении государей // Политические  структуры эпохи феодализма в  Западной Европе VI – XVII вв. – Л.: Наука 1990.

2. Гараджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме. / Вопросы философии. №9 1963.

3. История политических  и правовых учений: Учебник / под  ред. О.Э. Лейста – М.: 1997.

4. История политических  и правовых учений: Учебник для  вузов / под ред. В.С. Нерсесянца – М.: 1996.

5. Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут. М.: 2005.

6. Философский словарь.  Издательство политической литературы / под редакцией И.Т. Фролова  – М.: 1986

7. Мартышин А.И.  История политических учений. М.: 1994.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философские идеи Фомы Аквинского