Философско-правовая концепция Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись в конечном счете закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Биография………………………………………………………………………...4
Западная Европа в Средние века – эпоха Фомы Аквинского………………...6
Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского……………………...………9
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

0490976_03CAE_filosofsko_pravovaya_koncepciya_fomy_akvinskogo.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра теории и истории права

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине: Общая теория права                                                   

на  тему: Философско-правовая концепция  Фомы Аквинского

 

 

 

 

 

 

 

Студентка  О.Е. Цегельник

ФП, 1-й курс, ДПХ-2

 

 

 

Проверила Н.Ф.Ковкель

канд. юрид. наук,

доцент

 

 

 

 

 

 

Минск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Биография………………………………………………………………………...4
  3. Западная Европа в Средние века – эпоха Фомы Аквинского………………...6
  4. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского……………………...………9
  5. Заключение……………………………………………………………………...16
  6. Список использованных источников………………………………………….17

 

Введение

Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись в конечном счете закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Труды Фомы Аквинского дали ответ  на данный и ряд других вопросов. В работах он дал свое толкование форм государственного устройства, предложил  предоставить светской власти существенную автономию, сохраняя в то же время  господствующее положение церкви, провел четкую границу между верой и знанием, предложил свою классификацию законов.

 

1 Биография.

 

Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик  западноевропейского средневековья.

Родиной Фомы была Италия. Родился  в конце 1225г. или начале 1226 г. в  замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

На 5-ом году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев  в Монте Кассино, где он проводит около 9-ти лет, проходя классическую школу, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись  от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. На пути к Парижу он был схвачен группой всадников - его братьями и был возвращен в отцовский замок и здесь в профилактических целях был заключен в башню. в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пытается заставить сына отказаться от принятого решения. Но видя, что он не приклонен, смирилась и 1245 г. он отправился в Париж.

Во время пребывания в Парижском  университете (1245-1248 г.г.) он слушал лекции своего учителя Альберта Больштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4-е года провел так же в Кельмском университете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над "Философской суммой".

В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия усмотрела в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269 г.г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма".

Осенью 1269г. по указанию римской курии  Фома отправляется в Париж, ведет  ожесточенную борьбу против латинских  аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над "Теологической  суммой", которую заканчивает  в 1273г. Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов.

Спустя 2-а года Аквинский покидает Неаполь, чтобы принять участие  в созванном папой Григорием  X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время  понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".

 

2 Западная Европа в Средние века – эпоха Фомы Аквинского

 

На протяжении всей политической истории  западноевропейского средневековья  шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и  одной из центральных проблем  тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

В истории Западной Европы Средние  века заняли громадную, более чем  тысячелетнюю эпоху (V – XVI веков). Экономический  строй, взаимоотношения классов, государственные  порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали  воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических  идей западноевропейского средневековья.

Средневековье делилось на три крупных  исторических этапа. Первый – раннефеодальный (конец V - середина XI веков); феодализм  только еще консолидируется и  упрочивается как новая общественно-экономическая  формация; в рамках данного этапа  государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные  в единое целое монархии, а потом  распадается на конгломераты раздробленных  политических образований. Второй этап – пора полного развития феодального  строя, фаза его расцвета (середина XI – конец XV века); для этого периода  типичны централизованные сословно - представительные монархии. Третий –  позднее средневековье (конец XV –  начало XVII века); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических  общественных отношений; государственность  на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как  абсолютная монархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и  динамику средневековой западноевропейской политико-юридической мысли. Своеобразие  последней придавал также факт исключительно  сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви.

Складываясь и развиваясь на почве  феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в  новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного  рода идей следует отнести, в частности, представление о государстве  как о некоем организме, положение  о правильных и неправильных государственных  формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.

Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII веке. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии (тип философствования), при которой средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл Фома Аквинский, чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде "О правлении государей" (1265-1266 годов), в произведении "Сумма теологии" (1266-1274 годов) и в иных работах.

Предпосылкой учения Фомы Аквинского явилось могущество церкви. Работе Фомы Аквинского предшествовала активная деятельность римско-католической церкви, проявившаяся не только в запретах, но и в организационной деятельности:

1209 год – провинциальный синод  французских епископов в Париже  накладывает запрет на изучение  трудов Аристотеля. Этот запрет  понимается очень широко, он касается  как приватного чтения, так и  публичной пропаганды доктрины  перипатетиков. 

1215 год – второй запрет аналогичного  содержания, распространяющийся также  на Парижский университет, в  стенах которого начали преподавать  аристотелизм.

1231 год – римская курия, отдавая  себе, отчет в том, что, не  смотря на предыдущее двукратное  порицание, интерес к Аристотелю  не уменьшается, а возрастает, повторяет запрет, одновременно  допуская возможность изучения  трудов Аристотеля при условии,  что они будут подвергнуты  исследованию и "очищены".

Церковь прекрасно понимала, что  одни лишь административные методы не принесут желаемых результатов. Поэтому, не отказываясь от запретов, она  подготавливается к доктринальному наступлению, собирая и сосредотачивая в своих руках науку того периода, готовя людей, способных использовать и приспособить философское наследие Аристотеля для догматических целей  религии. Безуспешность административных мер привела к тому, что появилась  необходимость довольно радикально изменить стратегию, применявшуюся  до сих пор церковью в борьбе с  распространяющейся материалистической интерпретацией перипатетической доктрины. Эта новая стратегия основывалась уже не на запрещении читать произведения Аристотеля, не на осуждении его философии; она основывалась на усвоении этой философии, ее приспособлении к потребностям церкви, ее восприятии в духе теологии.

С целью ревизии и исправлении  трудов Аристотеля Григорий IX создает  специальную папскую комиссию по истолкованию аристотелизма, в состав которой вошли Симон Отийский, Стефан Прованский и Вильгельм Оксерский в качестве ее руководителя. Комиссия функционировала с апреля 1231 по 1237 год. Но она не оправдала возлагавшихся надежд, несмотря на семилетнюю деятельность. Неудачи комиссии убедили римскую курию, что светское духовенство не в состоянии справиться с вышеуказанной задачей. В этой ситуации задачу приспособления аристотелизма к потребностям церкви было решено доверить ученым из ордена доминиканцев.

Доминиканцы энергично приступили к католической интерпретации философской  доктрины античного мыслителя. В  этой деятельности также принимал активной участие Вильгельм из Мёрбека, превосходный знаток греческого языка. Он не только осуществил латинский перевод греческих текстов, но и оказал влияние на формирование интеллектуальных основ идеологического сознания Фомы Аквинского.

 

3 Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского

 

В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и  таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка  развить христианскую доктрину государства  на базе аристотелевской "Политики" (кстати говоря, переведенной на латинский  язык и тем самым вошедшей в  научный оборот лишь в конце 1250-х  годов).

От Аристотеля Фома Аквинский перенял  мысль о том, что человек по природе есть "животное общительное  и политическое". В людях изначально заложено стремление объединиться и  жить в государстве, ибо индивид  в одиночку удовлетворить свои потребности  не может. По этой естественной причине  и возникает политическая общность (государство). Политическая общность, по мысли Фомы Аквинского, образуется из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и других категорий  работников. Государство может нормально  функционировать только тогда, когда  природа произведет такую массу  людей, среди которых одни являются физически крепкими, другие – мужественными, третьи – проницательными в умственном отношении. В этом разделении Фома Аквинский  также идет вслед за Аристотелем  и утверждает, что эти различные  категории работников необходимы для  государства в силу его "природы", которая в его теологической  интерпретации оказывается в конечном счете реализацией законов Провидения. Таким образом, у Аристотеля Фома Аквинский взял, прежде всего, учение об "активной форме", дающей жизнь "пассивной материи".

Информация о работе Философско-правовая концепция Фомы Аквинского