Санкт-Петербургский Государственный
Архитектурно – Строительный Университет
Доклад
Тема: Фома Аквинский
Группа: 3м1
Проверила: Лесная М.И
Кафедра: Экономическая теория
Выполнил: Григорьев Сергей
Санкт-Петербург 2012
Святой Фома Аквинский
являлся выдающимся богословом средневековья.
получившим титул "ангельского доктора",
причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых
Иоанном XXII и считающийся покровителем
католических университетов, колледжей
и школ. Папа Лев XIII объявил его
наиболее авторитетным католическим ученым.
Основные положения
экономических воззрений Фомы Аквинского
- Богатство. Богатство не является грехом само по себе. Оно власть, которая дается человеку. А власть должна вызывать уважение. Если с помощью богатства делают хорошие дела, то оно заслуживает уважения, а если плохие, то отчуждения. Человек обладающий богатством, имеет более высокую ответственность за свои поступки. Поэтому грехи богатого более серьёзные, чем грехи бедного человека.
Осуждения также заслуживает стремление к богатству. Богатство не является целью, поэтому установление богатства как цель является нарушением естественной природы вещей (т.е. несправедливостью).
- Частная собственность человек имеет право на владение теми вещами, в которые он вложил часть своей души. Это право творца на свое творение: результат труда человека, те вещи, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Человек имеет также право передавать и получать вещи по наследству. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Помимо этого разделение собственности между людьми позволяет разделить и общественные функции. Тем не менее сохраняется право человека на все, что создано Творцом. Этим правом может пользоваться человек в случае крайней нужды. Он имеет право присвоить себе чужую собственность и не должен быть осужден за это.
- Социальное неравенство. Существует два вида справедливости. Первый вид — справедливость при обмене. Она основана на равенстве обмениваемых товаров, откуда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения». Второй вид — справедливость при распределении. Этот вид используется при определении справедливой доли каждого члена общества в общем продукте. Справедливость заключается в воздаянии по заслугам.
- Справедливая цена. «Справедливая цена» должна обеспечивать равенство при обмене, т.е. каждый участник сделки должен отдать ровно столько, сколько он получил. Она является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон: продавцом и покупателем. Продавец обязан снизить цену, если его товар обладает даже скрытыми, но известными ему дефектами. Но при этом он не обязан афишировать данные дефекты перед покупателем. Покупатель сам должен их обнаружить или догадаться о них, узнав о более низкой цене. Продавец не имеет право завышать цену товара, если покупатель нуждается в этом продукте.
- Оценка торговли. Фома Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя товары туда, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Но в то же время торговец обязан соблюдать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену товара с затратами на его приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли.
- Ссудный процент. Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинский соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов, которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только в вопросе торгового дохода, а и процента.