Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:21, реферат
Книга Перемен, труды мыслителей Лао Цзы и Конфуция — без этих трёх вещей философия Древнего Китая напоминала бы здание без фундамента или дерево без корней — столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.
1.Книга перемен
2. Лао-Цзы
3. Конфуций
- Философия Древнего Китая
4. Особенности развития философии в Китае
а) основные этапы развития философской мысли
б) специфика философии
5. Школы в китайской философии
6. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими
мыслителями
а) Небо и происхождение всего сущего
б) Общество и человек
в) Природа и человек
г) Природа знания и логические идеи.
господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со
стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:
1) упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее
взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.
2) обосновать
идеологически
Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял
своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство
наследственной аристократии.
Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства.
Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и
власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась
“самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом
взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура,
Лукреция.
Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любовь”,
которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и
требования свободных низов древнекитайского общества права участия в
политической жизни.
В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления,
излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса
между древними ритуалами и единым современным централизованным
законодательством.
В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых
легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-
чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых
отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому
легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты
отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях
отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной,
ничем не ограниченной, власти правителя.
Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при
помощи которых правитель подчиняет себе подданных.
Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система
круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать
единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли
взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и
родственных отношений с правителем.
Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности
для возвышение в стране каждого человека.
Значительное
место в истории
воззрения.
Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи
уравнительности и мира.
В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син,
представитель так называемой школы “аграрников”.
В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они
подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости
общественного порядка в Поднебесной.
Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой
организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь
членов общины.
Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и
угнетения, но его идеалом была патриархальная община.
Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием
политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения государственной власти как результата общественного соглашения людей.
Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за
исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.
природа человека.
В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной
общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана.
Поэтому
при рассмотрению природы человека
древнекитайские мыслители
Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста
имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей
концепцией воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие
привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том, что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества, законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и недоброй.
Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические
воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые
заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как
форму бытия природы.
Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция
о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально, врожденно добра.
Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские
этические принципы.
Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,
оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека
делали упор не только на возможность переделать его природу, но
подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и “благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь- Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно “переделать изначальную природу человека”.
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения
о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема,
смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.
Чжуан-цзы считал что природа человека и окружающий мир в следствии
свое
бесконечной и скоротечной
Природа знания и логические идеи.
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом
специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по
вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.
Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению древних
книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не интересовало понятийно-логическая основа знания.
Конфуций считал основным методом получения знаний - обучения, а
источником знания древнее придание и летописи.
Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму
традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под
авторитеты древности.
Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку,
конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.
Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их
взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V- III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в.
Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том,
что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о
критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком
окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и
проктическом значении знания, о критерии истенности и пытались дать ответы
на них.
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного
периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания
китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало
появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром
мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в
период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай
стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.
С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых,
неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда
жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.
Информация о работе Философская мысль древнего Китая: идеи и учения