Философская мысль древнего Китая: идеи и учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Книга Перемен, труды мыслителей Лао Цзы и Конфуция — без этих трёх вещей философия Древнего Китая напоминала бы здание без фундамента или дерево без корней — столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.

Содержание

1.Книга перемен
2. Лао-Цзы
3. Конфуций
- Философия Древнего Китая
4. Особенности развития философии в Китае
а) основные этапы развития философской мысли
б) специфика философии
5. Школы в китайской философии
6. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими
мыслителями
а) Небо и происхождение всего сущего
б) Общество и человек
в) Природа и человек
г) Природа знания и логические идеи.

Работа содержит 1 файл

философ.docx

— 202.85 Кб (Скачать)

господство  которой приходило в упадок ,  подвергалось  серьезным  ударам  со

стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

Конфуций  ставил перед собой двоякую цель:

1) упорядочить  отношение родства среди самой  родовой знати,  упорядочить   ее

взаимные  отношения, сплотить родовую рабовладельческую  аристократию перед  лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.

2) обосновать  идеологически привилегированное  положение родовой знати

Конфуций  осудил тех, кто привлекал к власти чужих  людей  и  отстранял

своих  родственников.   И   по   его   мнению   это   ослабляло   господство

наследственной  аристократии.

Мо-цзы  выступил  против  наследования  власти  по  принципу  родства.

Впервые в истории Катая  он  выдвинул  теорию  происхождения  государства  и

власти  на основе общего договора людей, согласно которому  власть  вручалась

“самому мудрому  из  людей”  независимо  от  его  происхождения.  Во  многом

взгляды Мо-цзы на  государство  перекликаются  с  идеями  Платона,  Эпикура,

Лукреция.

Центральным в  учении  моистов  является  принцип  “всеобщей  любовь”,

которые представляют собой этическое  обоснование  идеи  равенства  людей  и

требования  свободных  низов  древнекитайского  общества  права  участия   в

политической  жизни.

В  учении  Сюнь-цзы   традиционные   идеи   об   основе   управления,

излагавшиеся  Конфуция и  Мэн-цзы,  были  переосмыслены  в  духе  компромисса

между   древними   ритуалами   и   единым    современным    централизованным

законодательством.

В конце  правления Чжоуской династии появляется  школа  так  называемых

легистов (законников). Легисты главными представителями  которых  были  Цзы-

чан, Шан  Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали  против  пережитков  родовых

отношений и главного их  носителя  -  наследственной  аристократии.  Поэтому

легисты не менее  резко,  чем  моисты,  критиковали  конфуцианство.  Легисты

отвергали методы управления,  основанные  на  ритуале  и  родовых  традициях

отводя  главную роль единым, обязательным  для  всех  законам  и  абсолютной,

ничем не ограниченной, власти правителя.

Они указывали  на две стороны законы - вознаграждение и наказание,  при

помощи  которых правитель подчиняет  себе подданных.

Законодательство, продуманная  система  наград  и  наказаний,  система

круговой  поруки и  всеобщей  слежки  -  вто  что  должно  было  обеспечивать

единство  государства  и  прочность  власти  правителя.  Легисты   разделяли

взгляды Мо-цзы о выдвижении  талантливых  людей  независимости  от  ранга  и

родственных отношений с правителем.

Теоретически  легисты, как и моисты, выступали  за  равные  возможности

для возвышение в стране каждого человека.

Значительное  место в истории древнекитайской  мысли занимаю утопические

воззрения.

Основой  древнекитайских  утопий  об  идеальном  обществе  были   идеи

уравнительности и мира.

В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма  выступает  Сюй  Син,

представитель так называемой школы “аграрников”.

В утопической  концепции Сюй Сина отражены представления  обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение  состояло  в  том,  что  они

подрывали   догматы   конфуцианства   о   незыблемости   и    справедливости

общественного порядка в Поднебесной.

Мэн цзы, с  точки  зрения  конфуцианцев,  считает  наилучшей  системой

организации труда - совместную обработку общественных полей  и  взаимопомощь

членов  общины.

Лао цзы  выступал с идеей создания общества  без  эксплуатации  и

угнетения, но его идеалом была патриархальная община.

Прогрессивным  моментом  социальных  утопий  и   крупным   завоеванием

политической  мысли Древнего Китая является идея естественного  происхождения государственной  власти  как  результата  общественного  соглашения   людей.

Период,  предшествующий  появлению  государства,   всеми   мыслителями,   за

исключением конфуцианцев, изображается в самом  неприглядном свете.

 

природа человека.

В древне китайском обществе в  силу  устойчивости  кровно  родственной

общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода,  клана.

Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали  в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

Однако  и  в  Китае  по  мере  развития  классовой  борьбы   и   роста

имущественной дифференциации внутри общины шел  процесс  выделения  человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый  вопрос о природе человека поставил Конфуций в  связи  со  своей

концепцией  воспитания и обучения.

Сама  идея Конфуция была весьма плодотворной,  ее  дальнейшее  развитие

привело к появлению двух противоположных  концепций - о “доброй природе” и  о “злой природе”. Общей для той и другой концепции была  убежденность  в  том, что природа человека  с  помощью  воспитания,  усовершенствования  общества, законов  может  быть  изменена.   Моисты   развивали   идею   о   том,   что обстоятельства жизни людей делают их добрыми  или  злыми,  а  сама  по  себе изначальная природа человека весьма неустойчива и  может  быть  и  доброй  и недоброй.

Впервые вопрос о человеке как  индивиде  поставил  Ян  Чжу.  Этические

воззрения Сводятся к положениям о раскрытии  человеком тех  свойств,  которые

заложены  в нем от рождения природой. Он  рассматривал  жизнь  и  смерть  как

форму бытия природы.

Отвергая  идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в  систему взгляды  Конфуция

о воспитании и управлении. Они утверждали, что  природа человека  изначально, врожденно добра.

Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы,  является  конфуцианские

этические принципы.

Древнекитайские   мыслители,   особенно   выражавшие   интересы   сил,

оппозиционных наследственной аристократии,  в  своих  взглядах  на  человека

делали  упор  не  только  на  возможность   переделать   его   природу,   но

подчеркивали  активную преобразующую роль человеческой деятельности.  Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который  в  способности  людей  к  сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие  изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку  зрения  высказывали  Сюнь Цзы  и  представители  школы  легистов:  “люди  одинаковы   по   природе   и “благородный муж и простолюдин” от природы равны,  но  разница  между  ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”.  Сюнь- Цзы обосновывал  социальную  роль  воспитателя,  с  помощью  которого  можно “переделать изначальную природу человека”.

Взгляды сторонников даосизма на природу  человека вытекают из их учения

о первозаконе. Природа человека соответствует  дао, она пуста,  непознаваема,

смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.

Чжуан-цзы  считал что природа человека и  окружающий  мир  в  следствии

свое  бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.

 

Природа знания и логические идеи.

Человеческое  сознание, мышление в китайской философии  стали  предметом

специального  исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого  времени  по

вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос  о знании и его источники сводился в основном к изучению древних

книг  заимствованию опыта предков. Древнекитайских  мыслителе не  интересовало понятийно-логическая основа знания.

Конфуций  считал  основным  методом  получения  знаний  -  обучения,  а

источником  знания древнее придание и летописи.

Конфуций  проповедовал   способ   восприятия   знаний   через   призму

традиционных  установлений  и  подгонки  новых  знаний,  нового  опыта   под

авторитеты  древности.

Превратившись в освященную  авторитетом  веков  традицию  и  привычку,

конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием  развития  науки  и мысли в Китае.

Антиподом конфуцианства  была  школа  ранних  и  поздних  моистов.  Их

взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V- III в. до н.  э.  в области изучения  мышления  и процесса  познания,  но вершиной достижения китайской  философии  в  области  гносеологии  и  логики вплоть до конца XIX в.

Заслуга Мо-цзы и моистов в истории  китайской философии состоит  в  том,

что они  первыми начали изучать сам  процесс  познания,  поставили  вопрос  о

критерии  знания,  об  источнике  знания,   о   путях   познания   человеком

окружающего мира  и  самого  себя.  Они  рассматривали  вопросы  о  целях  и

проктическом  значении знания, о критерии истенности и пытались  дать  ответы

на  них.

Исторически сложилось так, что развитие Китая  в  течение  длительного

периода времени  шло  обособленно  от  развития  европейских  стран.  Знания

китайцев  об окружающем их мире были очень ограниченными  это  способствовало

появлению Древнем Китае представлений  о  том,  что  Китай  является  центром

мира, а все остальные страны находятся  в вассальной зависимости от него.

Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла”  Китай  лишь  в

период  позднего средневековья, когда после  путешествия Марка  Пола  в  Китай

стали прибывать миссионеры для обращения  многомиллионной  массы  китайцев  в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не  сумели понять ее культуру и традиции. Это  привело  к  искажению  истинного  облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.

С легкой руки миссионеров  Китай  то  представал  как  страна  особых,

неповторимых  в своей оригинальности традиции и  культуры,  где  люди  всегда

жили  по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то  как страна где якобы в первозданной чистоте  сохранились  утраченные  на  Западе истинные моральные принципы.  Это  привело  к  появлению  двух  диаметрально противоположных точек зрения на  историю  китайской  культуры  и  философии, одна  из  которых  сводилась  к  проитвопоставлению  западной  и   китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к  превращению отдельных элементов китайской культуры в  том  числе  и  философских  учений (конфуцианство), в образец для подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философская мысль древнего Китая: идеи и учения