Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:21, реферат
Книга Перемен, труды мыслителей Лао Цзы и Конфуция — без этих трёх вещей философия Древнего Китая напоминала бы здание без фундамента или дерево без корней — столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.
1.Книга перемен
2. Лао-Цзы
3. Конфуций
- Философия Древнего Китая
4. Особенности развития философии в Китае
а) основные этапы развития философской мысли
б) специфика философии
5. Школы в китайской философии
6. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими
мыслителями
а) Небо и происхождение всего сущего
б) Общество и человек
в) Природа и человек
г) Природа знания и логические идеи.
Реферат |
По теме: |
Философская мысль древнего Китая: идеи и учения. |
Выполнила |
2012 |
ПЛАН:
1.Книга перемен
2. Лао-Цзы
3. Конфуций
- Философия Древнего Китая
4. Особенности развития философии в Китае
а) основные этапы развития философской мысли
б) специфика философии
5. Школы в китайской философии
6. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими
мыслителями
а) Небо и происхождение всего сущего
б) Общество и человек
в) Природа и человек
г) Природа знания и логические идеи.
Книга Перемен, труды мыслителей Лао Цзы и Конфуция — без этих трёх вещей философия Древнего Китая напоминала бы здание без фундамента или дерево без корней — столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.
Философия древнего Китая: Инь и Ян, а также образованные из них восемь триграмм — основа предсказаний по Книге Перемен
«И-Цзин», то есть «Книга Перемен», — один из самых ранних памятников
философии Древнего Китая. В названии
этой книги — глубокий смысл, который
заключается в принципах изменчивости
природы и жизни человека в результате
закономерного изменения энергий Инь
и Ян во Вселенной. Солнце и Луна и другие
небесные тела в процессе своего вращения
творят всё многообразие постоянно изменяющегося
поднебесного мира. Отсюда и название
первого труда философии Древнего Китая
— «Книга Перемен».
В истории древнекитайской философской
мысли «Книга Перемен» занимает особое
место. В течение столетий практически
каждый мудрец Поднебесной пытался комментировать
и трактовать содержание «Книги Перемен».
Эта комментаторско-
Виднейшие представители философии Древнего
Китая, которые во многом определили её
проблематику и изучаемые вопросы на два
тысячелетия вперёд, — это Лао Цзы и Конфуций.
Они жили в период 5–6 ст. до н. э. Хотя Древний
Китай помнит и других известных мыслителей,
всё-таки в первую очередь наследие именно
этих двух человек считается фундаментом
философских исканий Поднебесной.
Лао Цзы — «Мудрый старец»
Идеи Лао Цзы (настоящее имя
— Ли Эр) изложены в книге «Дао
Дэ Цзин», по нашему — «Каноне о
Дао и Добродетели». Этот труд, состоящий
из 5 тысяч иероглифов, Лао Цзы
оставил стражнику на границе
Китая, когда в конце жизни
отправился на Запад. Значение «Дао Дэ
Цзина» трудно переоценить для философии
Древнего Китая.
Философия древнего Китая: Лао Цзы
Центральное понятие, которое рассматривается
в учении Лао Цзы, — это «Дао».
Основный смысл иероглифа «дао» в китайском языке — это «путь», «дорога»,
однако оно также может переводиться как
«первопричина», «принцип».
«Дао» у Лао Цзы означает естественный
путь всех вещей, всеобщий закон развития
и изменения мира. «Дао» — нематериальная
духовная основа всех явлений и вещей
в природе, включая человека.
Вот какими словами Лао Цзы начинает свой
Канон о Дао и Добродетели: «Дао не познаешь,
только говоря о Нём. И нельзя человеческим
именем назвать то начало неба и земли,
которое является матерью всего существующего.
Лишь освободившийся от мирских страстей
способен Его увидеть. А тот, кто эти страсти
сохраняет, может только увидеть Его творения».
Лао Цзы затем объясняет происхождение
употребляемого им понятия «Дао»: «Существует
такая вещь, образованная ещё до появления
Неба и Земли. Она, самостоятельна и незыблема,
изменяется циклично и не подвержена смерти.
Она — матерь всего существующего в Поднебесной.
Я не знаю её имени. Назову её Дао».
Лао Цзы также говорит: «Дао нематериально.
Оно настолько туманное и неопределенное!
Но в этой туманности и неопределенности
существуют образы. Оно такое туманное
и неопределенное, но эта туманность
и неопределенность скрывает в себе
вещи. Оно настолько глубокое и
тёмное, но его глубина и темнота
таит в себе мельчайшие частицы. Эти
мельчайшие частицы характеризуются
наивысшей достоверностью и действительностью».
Говоря о стиле управления государством,
древнекитайский мыслитель лучшим правителем
считает такого, о котором народ только
знает, что этот правитель есть. Чуть хуже
правитель, которого люди любят и возвышают.
Ешё хуже правитель, внушающий народу
страх, и самые плохие — те, которых люди
презирают.
Большое значение в философии Лао Цзы
отводится идее отказа от «мирских» желаний
и страсти. Лао Цзы говорил об этом в «Дао
Дэ Цзине» на своём примере: «Все люди
предаются праздности, и общество наполнено
хаосом. Лишь я один спокоен и не выставляю
себя на всеобщее обозрение. Я похож на
ребёнка, который и вовсе не родился в
этом праздном мире. Все люди охвачены
мирскими желаниями. И только я один отказался
от всего, что ценно для них. Я к этому всему
равнодушен».
Лао Цзы также приводит идеал совершенно
мудрого человека, делая акцент на достижении
«недеяния» и скромности. «Мудрый человек
отдаёт предпочтение недеянию и пребывает
в покое. Всё вокруг него происходит, словно
само собой. У него нет привязанности к
чему-либо в мире. Он не присваивает себе
то, что сделано им. Будучи создателем
чего-то, он созданным не гордится. И так
как он себя не превозносит и не хвалится,
не стремится к особому уважению к его
персоне — он становится приятным для
всех».
В своём учении, оказавшем большое влияние
на философию Древнего Китая, Лао Цзы призывает
людей стремиться к Дао, рассказывая о
некоем блаженном состоянии, которого
он сам достиг: «Все Совершенные люди стекаются
в Великое Дао. И ты последуй этим Путём!
… Я, находясь в недеянии, странствую в
беспредельном Дао. Это не передаваемо
словами! Дао является наитончайшим и
блаженнейшим».
Философия древнего Китая: Конфуций
Конфуций: бессмертный учитель Поднебесной
Последующее развитие философии Древнего
Китая связано с Конфуцием, самым популярным
мудрецом Поднебесной, учение которого
сегодня насчитывает миллионы почитателей
как в Китае, так и за рубежом.
Взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы
и суждения» («Лунь Юй»), которую составили
и опубликовали его ученики на основе
систематизации его поучений и высказываний.
Конфуций создал оригинальное этико-политическое
учение, которым руководствовались императоры
Китая в качестве официальной доктрины
практически в течение всей последующей
истории Поднебесной, до завоевания власти
коммунистами.
Основные понятия конфуцианства, составляющие
фундамент данного учения, — это «жэнь»
(гуманность, человеколюбие) и «ли» (почтительность,
церемонии). Основной принцип «жэнь» —
не делай другим то, чего не желал бы себе.
«Ли» охватывает широкий круг правил,
которые, по существу, регламентируют
все сферы жизни общества — от семьи до
государственных отношений.
Моральные принципы, социальные отношения
и проблемы управления государством —
такие основные темы в философии Конфуция.
В отношении познания и осознания окружающего
мира Конфуций, главным образом, вторит
идеям его предшественников, в частности,
Лао Цзы, в чём-то ему даже уступая. Немаловажная
составляющая природы у Конфуция — это
судьба. О судьбе говорится в учении Конфуция:
«Всё изначально предопределено судьбой,
и тут ничего не убавишь и не прибавишь.
Богатство и бедность, вознаграждение
и наказание, счастье и беды имеют свой
корень, влиять на который не может сила
человеческой мудрости».
Анализируя возможности познания и природу
человеческого знания, Конфуций говорит,
что по своей природе люди похожи друг
на друга. Только высшая мудрость и крайняя
глупость незыблемы. Люди начинают отличаться
друг от друга благодаря воспитанию и
по мере обретения разных привычек.
Что касается уровней знания, Конфуций
предлагает такую градацию: «Высшее знание
— это знание, которое человек имеет при
рождении. Ниже — знания, которые приобретаются
в процессе изучения. Ещё ниже — знания,
полученные в результате преодоления
трудностей. Самый же ничтожный тот, кто
не хочет извлечь поучительный урок из
трудностей».
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине
второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)
возникает
рабовладельческий уклад
захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке
до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем
Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок
господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков,
который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная
представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие
зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала
вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы
общественного производства не привели к исчезновению мифов.
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские
трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам
для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы
правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют
историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.
“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех
мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,
использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история
древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь
имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае.
Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие
взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь
с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения
Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом
пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало
от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых
лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции,
которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь,
металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III
в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в
централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого
государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными
царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период
характеризуется рассветом культуры и философии.
В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу
цзин”, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе
обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики
людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.
Информация о работе Философская мысль древнего Китая: идеи и учения