Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:19, реферат
Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, эти верования стали облекаться в богословскую форму.
Введение 3
Представления о теле в культурах древности. 4
Восприятие пространства и времени в культуре Древнего Египта. 4
Динамика развития религиозных представлений. 5
Особенности “социализации” богов Древнего Египта. 6
Главные боги египетского пантеона. 7
Другие боги пантеона. Культ животных. 9
Древнеегипетские космогонии. 10
Магия в Древнем Египте. 10
“Души” древнего египтянина. Ка, Ба, Имя, Тень. 11
Представления о загробном существовании. 12
Заключение 14
Список используемой литературы: 15
Федеральное агентство
Министерство образования Российской Федерации
Дальневосточный федеральный университет
Школа экономики и менеджмента
Реферат:
Философская
мысль древнего Египта
Выполнила: Комиссарова Э. А.
Проверил:
Луценко А. В.
Владивосток
2010
Оглавление
Введение 3
Представления о теле в культурах древности. 4
Восприятие пространства и времени в культуре Древнего Египта. 4
Динамика развития религиозных представлений. 5
Особенности “социализации” богов Древнего Египта. 6
Главные боги египетского пантеона. 7
Другие боги пантеона. Культ животных. 9
Древнеегипетские космогонии. 10
Магия в Древнем Египте. 10
“Души” древнего египтянина. Ка, Ба, Имя, Тень. 11
Представления о загробном существовании. 12
Заключение 14
Список
используемой литературы: 15
Человек древности еще не отгородился от окружащей его природы стенами многоэтажек, машинами и самолетами, поэтому природные условия являлись важнейшим фактором, формирующим его мировоззрение. Чувствуя свое бессилие перед природой, древний египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. С ростом земледельческого хозяйства в религию египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно древнем боге земли Гэбе. С надеждой и страхом смотрел египтянин на стихию огня, которая необходима и полезна для людей.. Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества.
Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, эти верования стали облекаться в богословскую форму.
Человек первобытной культуры воспринимал мир совсем не так, как наш современник, причем часто это касалось представлений, на первый взгляд, абсолютно элементарных, присущих человечеству как биологическому виду. Одним из примеров таких представлений являются и представления о теле. Действительно, что может быть элементарнее и дальше от культурного контекста, чем человеческое тело, состоящее из рук, ног, туловища и головы, и можно ли воспринимать его как-либо по-другому? Оказывается, можно. Отличное от современного восприятие тела имеет свои корни в первобытной культуре, но отчетливо зафиксировано оно на материале культур древности. Занимаясь терминологическим анализом некоторых понятий этой культуры, связанных с имуществом, исследователи сделали любопытные наблюдения, обобщить которые можно следующим образом.
Тело в древнеегипетской
Остановимся более подробно на том, как вообще эта культура воспринимала пространство и время. Прежде всего, пространство и время эмоционально переживались древним египтянином как неоднородные, а пространство - еще и как анизотропное. Это означает, что различные области пространства и времени, а также различные пространственные направления обладали для него разной ценностной значимостью. События сакральной истории превращали хронотоп1 в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр цветов и оттенков. Каждый крупный храм, являлся первобытным холмом, т.е. особым “сгустком бытия”, начальной точкой мирового развития, и резко выделялся, таким образом, из окружающего пространства, нарушая его однородность. Не менее специфическими пространственными областями, обладающими особой, сложной и загадочной топологией, были пирамиды и другие погребальные сооружения. День и ночь связывали восток и запад с понятиями жизни и смерти - и сразу исчезала изотропность пространства. Огромное значение имело и направление “север-юг”, задаваемое течением Нила. Когда египетские войска увидели Евфрат, текущий с юга на север, они назвали его “перевернутая река”.
Время также обладало неоднородной структурой. Дни разделялись на счастливые, несчастливые и опасные. Связано это было с событиями божественной драмы, происходившей в доисторическую эпоху. Так три дня в конце третьего месяца половодья, когда закончилась борьба Гора и Сета и Гор получил во владение Египет, считались счастливыми. Тринадцатый день месяца “перет” - “день гнева” богини Сехмет, насылающей болезни, признавался опасным днем, а день рождения Сета - одним из самых несчастных. Фараон в этот день не занимался никакими делами. Характер дня влек за собой определенные табу в деятельности не только фараона. И простым египтянам в несчастливые дни лучше всего было сидеть дома ( особенно вечером и ночью), в некоторые дни запрещалось зажигать в доме огонь, произносить имя Сета.
Однако наряду с описанной неоднородностью важную роль в мировосприятии египтян играло осознание стабильности природного ритма. Неизменное чередование дня и ночи, неизменное появление Ра на утреннем горизонте после очередной победы над змеем Апопом, а также не менее неизменные разливы Нила, совпадающие в области Мемфиса с появлением Сириуса (звезды Сотис) на утреннем небе,2 часто называются исследователями в качестве главных причин доминирования циклической модели времени.
Египетская религия начиналась с обожествления природных стихий, животных и растений, окружавших каждый ном, и возникновения множества маленьких номовых пантеонов весьма аморфной структуры. Затем, по мере формирования единого государства, происходила “социализация” богов, они наделялись новыми для себя властными полномочиями в социуме, и одновременно маленькие пантеоны образовали один большой пантеон, впрочем, не менее аморфный.
Божество жило в храме,
Обычно бог “вел” скрытный “образ жизни” и никуда “не выходил” из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные “святые места” за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества, также имеющие сакральное значение.
Египетское государство отождествлялось с личностью царя, скрывающей в своей тени все конкретные детали социального механизма. Поэтому “социализация” египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) “регалиями” фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. В египетской культуре отсутствуют тексты, аналогичные “Энума Элиш”, где глава пантеона является лишь “первым среди равных” и для получения определенных полномочий должен добиваться решения “совета богов”, здесь верховный бог сосредоточивает в своих руках всю полноту власти и никому не подотчетен.
Похожая ситуация
Обратим
внимание на еще одну важную особенность
египетской мифологии. В Древнем
Египте практически отсутствует
характерное для
Еще
раз подчеркнем в связи с этим,
что религиозная реформа
Начнем с гелиопольского бога Солнца Ра, отождествленного потом в Амоне-Ра с главным фиванским богом Амоном. Как солнечное божество Ра служил гарантом устойчивости всего сложившегося на земле порядка, причем главная мифологема связывала его с центром египетской жизни - Нилом: днем он плыл по небесному Нилу, освещая землю, ночью - по подземному Нилу, сражаясь там с силами мрака, воплощенными в гигантском змее Апопе, и раз за разом побеждая их3. Этот мифологический сюжет являлся, видимо, наиболее древним и наиболее характерным для Ра. Но гелиопольский бог начинает со временем выполнять и другие функции.
С возвышением V династии, происходившей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Соединившись с древним творцом Вселенной Атумом, превращенным в одну из его ипостасей, Ра становится богом-творцом гелиопольской космогонии, создателем людей, главой божественной эннеады: Ра-Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. При этом образ Ра начинает непосредственно связываться с личностью фараона. Некоторые источники называют Ра первым богом, правившим на земле, т.е. фактически первым царем Египта. “Тексты Пирамид” представляют его как бога умершего фараона. Затем он уступает это место Осирису, а в эпоху Нового царства, после объединения Ра с главным богом правящей фиванской династии Амоном, возникает еще одна мифологема: стоящий у власти фараон объявляется сыном Амона-Ра4.
“Биография” другого важнейшего божества египетской мифологии - Осириса - тоже соответствует описанной картине. В древности Осирис олицетворял, видимо, производительные силы природы. Сложно сказать, какие конкретно явления стояли за его именем, но, судя по некоторым текстам, он был связан с водами разлива Нила, оплодотворяющими землю и затем отступающими до нового подъема. В некоторых текстах он уподобляется также зерну или хлебу. Затем происходит социализация образа Осириса: он провозглашается четвертым царем Египта вслед за Ра, Шу и своим отцом Гебом. Если верить преданию, правление Осириса было сродни деятельности Прометея - он научил людей земледелию, виноградарству, ремеслам, строительству городов, т.е. позволил им совершить переход от дикости к цивилизованным формам существования. Коварно обманутый своим братом Сетом, Осирис переживает смерть и воскресение, и затем становится царем в царстве мертвых, являясь как бы воплощением умершего фараона.5
Миф об Осирисе, целиком приводимый в знаменитом сочинении Плутарха и фрагментарно - в различных египетских источниках, возник, видимо, как литературная обработка разыгрывающихся в честь Осириса мистерий, имеющих важнейшее ритуальное значение, и совместил в себе оба мотива его “биографии”. Изложим вкратце сюжетную канву этого мифа6.