Философия техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Техника……………………………………………………………………6
1.1. Феномен техники, её назначение и сущность……………………6
1.2. Основные этапы развития философии техники………………..10
2. Рациональность и наука…………………………………………………17
2.1. Наука как рациональное знание.....………………………………..19
2.2. Периоды зрелости науки..…………………………………………24
2.3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания...…28
2.4. Научно-техническое развитие…………………………………….32
3. Философия техники….……………………………………………………..39
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…43
5. Литература………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

философия техники.docx

— 71.95 Кб (Скачать)

 Как мы уже говорили, одной из базовых составляющих  культуры является техника. В  нашей печати (В.В. Налимов) отмечалось, что на Земле нет кроме человека  ни одного существа, которое нуждалось  бы в энергии, не могущей  быть освоенной натурально, физиологически. Недаром возник миф о Прометее, похитившем огонь у богов. От  первого костра кроманьонцев  до современных гидростанций  и атомных реакторов — таков  путь расширения энергетической  основы технического прогресса»  Последовательно сменяют друг  друга как основы технических  конструкций: дерево, медь, бронза, железо, сталь, сплавы композиты разных  модификаций. И их роль не  исчезла.

 Однако главным и  основным, стало сейчас решение  проблемы: как именно соединить  энергию и материал, сконцентрировать, отстроить, собрать много в  единое. А для этого и надо  опираться на информацию, прежде  всего сущностную, т.е. научную.

  Техника и технология наших дней весьма наукоемки. Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т. п.) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. В их лице мир вглядывается в свое обозримое будущее. Действительно, создание этих технологий вполне можно охарактеризовать как революцию, т.е. радикальное качественное преобразование в основах производительной деятельности, в отношении Человечества и Природы.

 Весь мир производства  там, где он вступил в фазу  революционных изменений» разительно  меняет свой облик. Меняется  соотношение производства благ  и сферы услуг в пользу последней.  Снижается весомость тяжелой  промышленности, вдет ее разукрупнение,  диверсификация (умножение многообразия). Жесткие вертикальные моноструктуры  заменяются территориально рассеянными  производственными сетями. Интеллектуальная  деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Компьютерная технология расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для творческих взлетов.

  В этой ситуации резко возрастает необходимость создания «республики ученых», т.е. того сообщества, которое занималось бы беспрерывной атакой неизведанного, умножала бы «умственную силу» рода людей. Высоко значимым становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных свершений науки.. Страна, где пренебрегают сферой образования и поворачиваются спиной к науке, обречена на гниение. Дальновидные экономисты давно осознали значимость «человеческого капитала». А это значит, что наиболее впечатляющий результат, высочайшую эффективность дают «вложения» в человека. Будущее экономики, экологии вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.

  Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для, глубоких социальных изменений. От охватят все этажи общественной целостности —социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Традиционные представления о социальных структурах, характерные для XIX в. или первой половины XX в., по всей вероятности, уйдут в прошлое. Уже происходят процессы, ведущие к тому, что в промышленном производстве остается все меньше «синих воротничков» (рабочих). Зато все больше становится «белых воротничков» (специалистов) и «стальных воротничков» (роботов). Возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией. А. Тоффлер называет его «когнетарнат».

  Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г. первый в мире микропроцессор («Кремниевый чип») содержал 2300 транзисторов и позволял выполнять 60 тысяч операций в секунду. В 1993 г. компьютер пятого поколения содержал уже 3 миллиона 300 тысяч транзисторов и выполнял 166 миллионов команд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что к концу столетия появятся компьютеры шестого и седьмого поколения, которые будут содержать в каждом процессоре 80-100 миллионов транзисторов и выполнять до 2 миллиардов команд в секунду.

  Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества. Информационная технология станет мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречие и неоднозначные процессы. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать необходимую информацию. И это изменит характер массовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждого отдельного человека. Два противоположных процесса в культуре: массификация и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут немало непредсказуемых коллизий и неожиданных возможностей. В целом они выведут культуру на иной качественный уровень.

  Информационная революция не может не затронуть сферу политических отношений., С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей непосредственного участия каждого в принятии демократических решений, упрочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до манипулировании ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждого человека.

  И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствии.. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можно предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех, становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характер интеллектуальной деятельности.

  В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности — «виртуальная реальностью, искусственная псевдосреда, с которой можно общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное

(и пока что совершенно  непредсказуемое) воздействие на  человеческую психику. Сегодня  эта перспектива обнаруживается  в частности в феномене маньяков  компьютерных игр и экстатической  погруженности в «виртуальную  реальность».

  Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в постоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение.

 Высокий уровень информированности,  попросту не сравнимый с современным,  пробуждение творческого потенциала, невиданные способы общения людей  — все это породит иной тип  человеческой личности.

  Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например

 А.Д. Урсул), это общество  должно быть не только информационным, по и экологическим. Выдвижение  в постиндустриальном обществе  на первый план информационных  проблем еще не решает всех  коллизий в отношении «общество—природа». Назревающий глобальный экокризис  (о нем подробнее будет рассказано  в следующей главе) повелительно  требует поворота общества в  сторону коэволюционных задач,  т. е, достижения оптимальных  отношений человечества и его  природно-экологической среды. Производство  не может не стать экологизированным.  Иначе мы захлебнемся в его  отбросах, погубим естественные  условия1 нашего обитания.

  Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчёты, на сколько, сможет хватить в обозримом будущем невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т.д.).

  Но есть один ресурс, который стремительно возрастает — интеллектуальный, информационный и прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.

 Завершая главу о развитии науки и техники, поставим вопросы: есть ли будущее у научно-технического прогресса? во всех ли отношениях его можно рассматривать как прогресс?

Дело в том, что, создавая «техносферу», человечество теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу Земли становится губительным, прерываются  естественные циклы возобновления  природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи и дома с  горячим водоснабжением оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть, благо. Многое в нем пугающе быстро оборачивается злом. Перед человечеством возникли глобальные проблемы, выросли проблемы выживания рода людей.

3. Философия техники

 Хотя техника является  настолько же древним явлением, как и само человечество, а  поэтому так или иначе она  попадала в поле зрения философов,  как самостоятельная философская  дисциплина, философия техники возникла  лишь в XX столетии.

 С конца сороковых  годов XX века началось обсуждение  философских вопросов техники.  До немецкого философа М.Хайдеггера  техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее "триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею.

  Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба - объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге "Человеческие качества" А.Печчеи отмечал: "Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего." (Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68.).

 Современная социальная  философия изучает следующие  вопросы, связанные с техникой:

1. Что такое техника  как феномен?

2. Каковы формы и пределы  ее воздействия на человеческое  бытие?

3. В чем общественная  обусловленность техники?

4. Техника - это благо  или зло для человека и всей  цивилизации?

 Для того, чтобы разобраться  в том, что такое философия  техники и что такое техника  как уникальное, единственное в  своем роде явление, которое  изучает философия, осуществим  краткий экскурс в историю.

  Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

 Первым, кто внес в  заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий  философ Эрнст Капп. Его книга  "Основные направления философии  техники. К истории возникновения  культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 году. Несколько  позже другой немецкий философ  Фред Бон одну из глав своей  книги "О долге и добре" (1898 г.) также посвятил "философии  техники". В конце XIX века российский  инженер П.К.Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 г.). Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам.

Информация о работе Философия техники