Философия техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Техника……………………………………………………………………6
1.1. Феномен техники, её назначение и сущность……………………6
1.2. Основные этапы развития философии техники………………..10
2. Рациональность и наука…………………………………………………17
2.1. Наука как рациональное знание.....………………………………..19
2.2. Периоды зрелости науки..…………………………………………24
2.3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания...…28
2.4. Научно-техническое развитие…………………………………….32
3. Философия техники….……………………………………………………..39
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…43
5. Литература………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

философия техники.docx

— 71.95 Кб (Скачать)

 Проблема рациональности, ее модификаций, форм, соотношения  с внерациональными и иррациональными  способами духовного освоения  мира сейчас остро и живо  обсуждаются. Это связано с  тем, что сами эти проблемы  не нечто отвлеченное, от жизненных  реалий, а, напротив, вплетены в  них.

  Вопрос о рациональности по сути дела есть определение принципов жизненного мира, позиции каждого человека, определяющего свое отношение ко всему, с чем он сталкивается на своем индивидуальном пути, в собственной биографии. Но и рода людей, всех нас, рациональность так же касается…

 

2.1 Наука как рациональное знание

  Понятие рациональности в истории мысли формировалось как производное от «рацио» — разума, т.е. определения того человеческого мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли, логических операций, проверяемых, достоверных расчетов. Рационализм — оптимистическое отношение к реалиям, исходящее из возможности прозрачно вместить в свою субъективность все богатство действительности. Это тот подход к миру, который усматривает в разуме высшую из способностей человека.

  Еще И. Кант полагал, что выше разума ничего нет, трактуя разум как способность давать принципы. Именно — принципы, т.е. исходные логические основы, предпосылки любого результативного размышления. Принципы в какой- то мере близки к понятиям «аксиомы», «постулаты»,—идей, которые ясны сами по себе и не требуют доказательств своей правоты, истинности. Принцип - это руководящий, направляющий момент ищущей мысли. Весь классический рационализм выдвигал тот или иной принцип как исходный этап развития мысли, первопричину. У Фалеса такой первоосновой была «вода», у Гегеля — «абсолютная идея», у Шопенгауэра — «воля», у Маркса — «материя» и т.д.

 В названных системах  рационально то и только то, что в результате логических  операций выводится из единого  корня, первоосновы, принципа.

  Это концептуально-дискурсивное понимание мира противоположно интуитивному схватыванию, освоению в Откровении, целостном прозрении. В современной ситуации возникла необходимость переосмысления понятия рациональности, введения представления об ее историчности, поскольку сам «разум» тоже историчен. Видимо, при всем логическом единстве мышления неоантропа (кроманьонского человека), нашего современника и грядущих поколений на каждом этапе человеческой истории разум варьирует, обнаруживает новые черты, утрачивает былые особенности.

 Историческая типология  разума еще не отстроена в  достаточной степени. Тем не  менее, уже ясно, что понятие  рациональности полагается сегодня  как присущее субъекту универсальное  средство организации деятельности. Той деятельности, которая предстает  целеполагающей и дает возможность  эффективного исполнения замыслов, достижений целей. В этом ракурсе  множатся различные определения  рациональности. Она истолковывается  как точный расчет адекватных  средств для данной цели (по  Веберу), или как конформность, т.е.  наилучшая адаптированность к  обстоятельствам (по Витгенштейну), как логическая обоснованность  правил деятельности (по Тулмину).

  Возможны и другие трактовки, но во всех случаях рациональность связана с дискурсивным анализом ситуации, достижением эффективного и оптимального результата деятельности, соблюдением в мысли и деянии системы фиксированных общезначимых правил. В самом широком смысле рациональность может быть истолкована как способность разума (именно разума) к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

  Наука и выступает как рациональное знание, ориентированное на добывание достоверной истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая предстает как логически организованная и доказуемая. Наука в собственном смысле слова, как сегмент человеческой культуры, есть деятельность по производству новых знаний о мире и человеке, обладающих объективной значимостью. Она направлена на изучение действительности «объектно» в отвлечении от оценочно-субъективных моментов. Разумеется, такая цель как получение «абсолютно чистого» образа изучаемого объекта невыполнима. На любом выводе науки лежит печать времени, принятой сообществом ученых научной парадигмы, особенностей личности исследователя. Но направленность (интенция) науки именно такова — на объект «как он есть».

  В современном обществе наука представляет сложное, со многими звеньями, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Своей вопрошающей, постигающей, испытывающей, исследующей стороной она обращена ко всему сущему. Когда-то было сказано об искусстве, что оно «не брезгливо», ему до всего есть дело. К науке это можно отнести еще в большей степени. Нет той стороны, грани, аспекта мироздания, которые не могли бы стать объектом научного исследования. Его возможности и границы определены возможностями и границами научной социальной практики (понимаемой в самом широком смысле слова).

 Дело в том, что  сама наука выросла из практики, это ее обособившаяся сторона,  позволяющая заглянуть за непосредственные  цели социального субъекта, рационализировать  сам жизненный процесс. При  всей сложности и противоречивости  соотношения теоретического и  практического аспектов жизни,  в конечном счете наука, будучи  всеобщим продуктом деятельности, характеризует реальный уровень  и возможности самой практики.

 В техногенной цивилизации  конца XX столетия научная рациональность  обретает особую значимость. Отношение  к миру с позиции научной  рациональности утверждает уверенность  человека в возможности осуществления  контролируемых изменений себя  и мира, достижения оптимального  согласия человека с миром  и самим собой. «Знание - сила».

 Этот тезис Ф. Бэкона, ставший названием популярного  отечественного журнала, известен  давно. Но сила — опора власти. И не только власти политической, но и власти над природными  процессами, над самим собой; это  обладание и самообладание. Властная  устремленность научных свершений  поднимает достоинство человека, укрепляет его уверенность, дает  твердую почву под ногами.

  В современном обществе наука стала непременным социальным видом высоко специализированной, профессиональной деятельности. Подготовка ученого — наиболее длительный и наиболее дорогой процесс во всей системе складывания кадрового потенциала. Наука сегодня главный, а во многих случаях единственный, источник принципиальных инноваций в технику и технологию. Атомная или лазерная, компьютерная или биоинженерная технология соскользнули с пера ученых и не могли прорасти сами по себе из повседневного производственного опыта.

 Разумеется, эти положения  не следует истолковывать в  духе однобокого, узкосциентистского, гипертрофированного противопоставления  науки другим составляющим человеческого  духа. Как бы ни была важна  наука, она не зачеркивает значимость  нравственных ценностей, эмоциональных  порывов, художественных поисков,  религиозного опыта, эзотерических  прозрений и т.д.

  Сегодня очень остро встал вопрос о месте в панораме духа вненаучного знания. Иногда его трактуют как нашествие мракобесия, антинауки, подмены подлинной рациональности шарлатанной паранаукой. Но дух человеческий не только заблуждается, но и «блуждает», мечется в поисках истины, не возводя себе никаких непроходимых преград. «Дух бродит, где хочет» —это библейское высказывание достаточно выразительно. Разум многобразен. И поэтому не стоит высокомерно отбрасывать те линии поиска, которые имеют за собой многотысячелетнюю традицию. Герметическое эзотерическое знание, восходящее к Гермесу Триемегисту, построение Каббалы, тексты Библии и Корана, китайская «Книга перемен», Веды и Упанишады,— все это выполнено и сохранено в веках. Это не наука. Но это иные формы духовного освоения мира, отворачиваться от которых было бы по меньшей мере опрометчиво.

  И в наши дни мы сталкиваемся с ситуацией, о которой говорил такой признанный сверхрационалист, как Людвиг Витгенштейн. Он утверждал, что склонность к мистическому следует из того, что наука оставляет наши желания невыполненными. Мы чувствуем, что, даже если на все научные вопросы будет дан ответ, наши человеческие проблемы останутся нетронутыми. Не все то хорошо, что есть только наука. Однажды было метко сказано, что любовь, например, явно не наука. Ну и что? Разве от этого умолена ее значимость в душе каждого из нас? Сейчас рождаются и возрождаются альтернативные науки (например, трансперсональная психология С. Грофа, «уфология», восточные системы миропонимания и т.д.). Как к ним относиться? Мир огромен, и дух человеческий бездонен. Непознанного всегда больше, чем познанного. Места хватит всем формам освоения мира человеком. Человеку необходимо все; и пренебрегать ничем не следует.

  Наука как таковая — сравнительно поздний продукт культуры. Многие тысячелетия люди жили, возделывали землю, строили жилища,. любили и страдали, осмысливали и оценивали так или иначе свое присутствие в мире.

  А науки не было. Поколение за поколением входили в жизнь и уходили из нее, опираясь на традиции, эмпирический опыт, глядя на мир через призму мифологии или религии. А науки не было. Было знание, оно было всегда, без него человек не был бы тем, что он есть, не отвечал бы одному из фундаментальных его определений, «хомо сапиенс» —человек разумный. Однако многие тысячелетия знания человеческие облекались в иную форму, либо донаучную, либо вненаучную. Миф, магия, оккультная практика, герметические искусства, передача накопленного опыта внетеоретическим личным (так называемым «узуальным») образом, от мастера к подмастерью, от учителя к ученику, — все это века и века было достаточным для обеспечения условий человеческой жизни.

 В европейском античном  мире или древнем Востоке науки  как таковой (безличного, теоретического  знания о сущности вещей и  процессов) еще не было. Те крупицы  «наукоподобного» знания можно  было бы полагать как преднауку. Нам неведомы имена тех, кто нашел способы объективировать знания, выражать их в безличной форме и передавать следующим поколениям.

 Первоистоки науки, ее праформы теряются в Глубине веков. От палеолита до античности накапливались разрозненные предпосылки науки, еще не складываясь в целостность и не включаясь как абсолютно необходимый момент в общественную жизнь. Тот культурный и социально-экономический контекст, в котором наука уже сложилась и ответила на запросы эпохи, возник в Европе лишь в позднее средневековье и начале Нового времени.

 Именно в то время  Ф. Бэкон сформулировал две  основные задачи науки: приумножение  знаний и увеличение блага  человечества. Вряд ли и сегодня  можно всерьез возражать против  этой формулы. Есть много периодизаций  в освещении истории науки,  построенных на разных основаниях.

2.2. Периоды зрелости науки

Согласно одной из наиболее свежих периодизаций (А.С. Кравец, 1993 г.), берущих за основу социокультурные  параметры, можно выделить четыре периода  социальной зрелости европейской науки:

  Первый — от XV до XVIII в. — романтический, ювенальный. Это время становления рыночной экономики,«раннего капитализма, первоначального накопления. Наука перестает быть частным, «любительским» занятием, становится профессией. Идет десакрализация познавательной деятельности, возникает опытное естествознание. Отстраивается дисциплинарная структура науки. Образование впитывает в себя выводы науки.

  Второй - классический (XVIII—XIX в.в.), связан с утверждением зрелых товарно-рыночных отношений, машинного производства, распространением ставшего капитализма. В это время создаются фундаментальные теории, наука ветвится и предстает как совокупность специальных теорий. Как правило, наука становится на службу государству. Престиж ученых в обществе повышается.

  Третий — постклассический период (примерно вторая треть XX в.) — это тот, когда возникает так называемая «Большая наука», создают основные теории современного истолкования мира (теория относительности, новая космология, ядерная физика, квантовая механика, генетика). Идет фронтальное внедрение научных идей в технические инновации, в производство и быт.

  И, наконец, четвертый — постнеклассический период связан с развертыванием во всех ракурсах «Большой науки». Он длится поныне. В познавательном (гносеологическом) отношении он связан с формированием идей постнеклассической науки. В это время наука, как правило, становится предметом всесторонней опеки государства, элементом его системы.

  Характерным для такого состояния науки является реализация масштабных проектов, типа атомной или космической программы, организация международных исследований типа «геном человека» или экологический мониторинг.

  Разумеется, предлагаемая периодизация — это схема. И как всякая схема она не учитывает многих деталей, порой весьма важных. И все же она дает общее представление в социально-культурных ступенях выхождения науки.

  Внутренняя организация, структуре пауки являет собой многообразную и многоликую картину. Два основных полюса характеризуют направленность научных изысканий: мир природы и мир человека. Естествознание и обществознание, природоведение и человековедение (гуманитарные науки)

 —первое разделение  единого, массива научного знания  по объекту приложения своих  усилий. В соответствии с этим  утверждается первоначальное разделение  наук на естественные и социально-гуманитарные (общественные).

 И хотя сами эти  термины недостаточно строги, их  можно принять для выявления  в первом приближении специфики  предметного поля науки.

 Разумеется, нельзя закрывать  глаза на интенсивное сближение  и взаимопроникновение данных  сфер научного видения, но нельзя  не видеть их известной отграниченности,  самостоятельности.

 Архитектоника современной  науки пестра. Классификационных  схем немало. Есть попредметное, «дисциплинарное», расчленение науки.  В основу здесь положены сущностные  характеристики тех или иных  сторон действительности, ставшие  объектом внимания и предметом  изучения специализированных областей  научного знания («формы движения  материи» — по марксистской  традиции, «структурные уровни универсума»,  «ступени бытия мира» и т.  п.). Водной из таких схем фрагментарной  системой классификации наук  Е.Д. Гражданников предлагает 20 фрагментов: наддисциплинарные науки, фундаментальные  науки, прикладные науки и т.д.  вплоть до («прикладных науковедческих  наук»). Наряду с ветвлением единого  научного знания по отдельным  замкнутым крепостям («наукам») возникает  иное направление: концентрация  научных тем «по проблемам», предполагающая  развитые междисциплинарные контакты, выражающие единение знания.

Информация о работе Философия техники