Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:41, реферат
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Введение………………………………………………………………………3
1. Техника……………………………………………………………………6
1.1. Феномен техники, её назначение и сущность……………………6
1.2. Основные этапы развития философии техники………………..10
2. Рациональность и наука…………………………………………………17
2.1. Наука как рациональное знание.....………………………………..19
2.2. Периоды зрелости науки..…………………………………………24
2.3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания...…28
2.4. Научно-техническое развитие…………………………………….32
3. Философия техники….……………………………………………………..39
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…43
5. Литература………………………………………………………………….
Сегодня возникла ситуация, о которой говорил В.И. Вернадский, когда успешный исследовательский поиск идет не через сусеки отдельных наук, а через узлы общих проблем.
Дело в том, что наряду со все более дробной дифференциацией наук и научных направлений идет могучий процесс интегрирования знаний. Возникают мегадисциплины. Сейчас разные авторы насчитывают от полутора до десяти тысяч самостоятельных дисциплин. Ученые перестают понимать друг друга, ибо каждая- из дисциплин — это своя терминология, собственные методики, автономные исследовательские структуры. Иногда говорят, что природа де неделима, мы ее делим по рубрикам сообразно своим интересам. Это и так и не так. Мир целостен, но не монотонен. Он не являет собой безликую, сплошную, однородную пустыню. Мир целостен и многоцветен, разнокачественен, обладает богатой внутренней организацией, динамичной и претерпевающей те или иные метаморфозы. Поэтому дисциплинарная организация науки оправдана. Но лишь при условии постоянного внимания к теоретическому синтезу. И в этом процессе особенно важна роль философии, выполняющей по отношению к духовному миру функции всеобщей генерализации знаний. Исследователи науки, методологи самой науки (науковеды) подчеркивают, что передний край науки организован проблемно; по тем позициям, где идет прорыв, обнаруживается новое, незнакомое раньше.
Проблема человека, глобальные
проблемы человечества, проблема
общих оснований Универсума, любая
крупная технологическая
2.3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Приведенные формы
архитектоники науки взяты в
ее отношении к внешнему миру.
Однако система науки,
Эмпирический уровень
научного поиска основан на
тесном взаимодействии ученого
с исследуемым объектом. Наблюдение,
описание, сравнение, измерение,
эксперимент я т.д.— его
Теоретический уровень — это тот, на котором работает мысль уже с опорой на эмпирические факты, но как бы в некотором отдалении от непосредственного видения объекта. Построение идеальных моделей, умственный эксперимент, математическая обработка наличного материала, со здание теоретических конструкций, претендующих на проникновение к сущности — все это (как и многое другое) входит в арсенал теоретической ступени научного поиска. На данном этапе строится образ изучаемого объекта через систему абстракции, с тем чтобы фиксировать «в чистом виде» этот объект и процессы его преобразования.
Понятно, что оба этапа могут быть рассмотрены как разделенные лишь чисто логически. В реальности они взаимопроникают. Какой бы «факт» не был зафиксирован, например в ходе эксперимента, он окажется ничего не значащей пустышкой, если он не включен в теоретическое рассмотрение.
Соответственно теоретические
построения лишь «карточные
Научные познания устремлены к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, необходимых связей. Еще И. Кант характеризовал законы, как «правила необходимого существования». Если та или иная форма знания, претендующая на статуе науки, таких правил не находит и не фиксирует, то она и не является наукой. Ученый должен исследуемый им объект или явление описать, объяснить (т.е. раскрыть сущность, высветить ее внутренние закономерности) и предвидеть, указать динамику возможных изменений. В гуманитарных науках (науках о «духе») наряду с объяснением необходимо еще и понимание.
Понимание по сути дела есть истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами человека. Это не что иное, как взаимопроникновение субъективностей, накладывание на объективные процессы сети живых человеческих смыслов, обмен идеями, диалог со своими современниками, с прошлым и будущим.
Наука в своем функционировании и развитии опирается на некоторые необходимые основания. Современные исследователи (например В.С. Степин) выделяют следующие основания: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки. Понятно, что они в свою очередь имеют достаточно сложную внутреннюю организацию. Идеалы и нормы науки — это те исторически конкретные мыслительные конструкции, которые очерчивают в понятиях допустимого и недопустимого, желательного и необходимого сам процесс научного поиска, дают оценку его итогам, выступают как индикаторы правомерности и истинности исследования. Как мыслить, как строить эксперимент, как строить отношения в научном сообществе, как представлять результаты и фиксировать авторство — все это включено в идеалы и нормы науки.
В современной науке
часто применяют понятие «
Одна из главных линий становления данного этапа состоит в том, что в науку входит аксиологический (ценностный) момент. На месте чисто объективистского (натуралистического) видения мира выдвигается такая система построения науки, в которой обязательно присутствует в той или иной мере (не только в космологии, но и повсюду) «антропный принцип».
Суть его, может быть, в резко упрощенном виде состоит в утверждениях типа: мир таков потен му, что в нем есть мы, любой шаг познания может быть принят только в том случае, если он оправдан интересами рода людей, гуманистично ориентирован. Для этого этапа характерен поворот направленности научного поиска онтологических (сущностных) проблем на «человекоразмерные» бытийные проблемы.
Классическое естествознание
дало традиционный взгляд на
мир — «со стороны». Мир —
это одно, а человек, его изучающий,
другое. Он не полагал себя
вписанным в природную
Лишь та наука приемлема,
которая обеспечит сохранение
и будущее рода людей, не
даст ему исчезнуть,
Универсуме. Наука должна
дать средство для
В ее свете и научная рациональность сегодня видится иначе. Сегодня надо искать не просто «объектные» законосообразные истины, а нащупывать те из них, которые можно соотнести с бытием рода людей. Поэтому сегодня подчас новую рациональность в отечественной литературе определяют как «гуманитарный антропоморфизм» (В.В. Ильин).
Идеалы гуманизма органично
включаются в состав любого
научного поиска. Наверное, не следует
забывать, что еще Платон утверждал
на вершине пирамиды идей не
Истину, а Благо.. И достижение
Блага людей —это та
Весьма серьезным поворотом
в науке стало ее вхождение
в так называемую «
Известно, что фундаментальным понятием синергетического мировидения является «нелинейность». Смысл этого пришедшего из математики понятия состоит в отрицании однозначных решений и признаний вероятностного развитая тех Или иных систем, в том числе социальных, осуществления разных, даже противоположных версий грядущего. Развитие через неустойчивость, «вспышки» в критических точках (точках бифуркации), обострение ситуации — всё это вошло в арсенал неонеклассической парадигмы науки. Синергетика учитывает, что многое свершается «вдруг», как бы непроизвольно, подобно мутациям в биологическом развитии.
В нашем веке научное знание
глубоко шагнуло «ввысь» в
дальний загалактический
Многие утверждают
сейчас, что наступила полоса
современного кризиса научного
освоения действительности, фиксируя
спад ассигнований на науку
даже в больших странах,
И все же при всех порой обоснованных претензиях к науке надо решительно подчеркнуть, что именно ее свершения породили тот огромный сдвиг, который намечается в истории рода люден. Наука является полном смысле слова непосредственной производительной силон. Но вместе с тем она предстает как нарастающая социальная сила, накладывающая свою печать на все происходящее в человеческом сообществе. И это касается всего массива научно-теоретического знания (фундаментального и прикладного, естественного и социально-гуманитарного, инженерно-технического и организационного).
2.4. Научно-техническое развитие
В последние десятилетия
началась кардинальная
В разных теоретических
системах она именуется
Чаще всего ее называют информационно-компьютерной или информационно- экологической. Ее собственным внутренним стержнем выступает создание и развертывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологии. Ее результатом в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря «постиндустриальная», «информационная», «информационно- экологическая».
Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более и более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Информация становится пенным продуктом и основным товаром.
Эти положения побуждают
к тому, чтобы пристальнее вглядеться
в само понятие «информация».
Еще недавно, так сказать, в
докибернетическую пору
Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один ряд с протяженностью и движением. Информационность трактуется в них как свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случаях у разных авторов информация понимается как отраженное разнообразие, устранение неопределенности, отрицание энтропии, передача многообразия, мера сложности структур, вероятность выбора и т.д. При всем этом логически строгого общепринятого определения информации пока нет.
И на бытовом уровне уже ходят присказки типа «информация — мать эрудиции». Понимание того, что информация есть некоторый содержательный сгусток любого знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится широко распространенным. Полагая возможность развития общества как «информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной Среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов на «информационные».