Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:15, шпаргалка
Ответы на 37 вопросов.
В античной философии
разрабатывается проблема логики, большой
вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон
и Аристотель.
13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:
— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.
2. Школа Пифагора.
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.
3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:
— выступал против антропоморфических элементов в религии;
— высмеивал богов в человеческом виде;
Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:
— вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;
— он развивал логику как диалектику.
4. Школа Сократа.
Сократ (469–399 гг.
до н. э.) ничего не писал, являлся близким
народу мудрецом, философствовал на улицах
и площадях, всюду вступал в философские
споры: известен нам как один из родоначальников
диалектики в смысле нахождения истины
при помощи бесед и споров; развивал принципы
рационализма в вопросах этики, утверждая,
что добродетель происходит из знания
и человек, знающий, что такое добро, не
станет поступать дурно.
14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)
Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.
Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:
— в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность;
— в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.
Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.
Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.
Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274).Основные труды Фомы Аквинского:— «Сумма теологии»;
Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность — это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:
1) теоцентризм —
принцип, исходя из которого Бог является
центром средневековых философских и
религиозных представлений;4) символизм
— принцип понимания земного как инобытия,
мира Бога;5) средневековый антропоцентризм
— согласно ему человек — созданное Богом
привилегированное существо, повелитель
всего созданного для него. Главная проблема
философии, по мнению мудрецов Средневековья, —
не Космос, а человек.
15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Древнерусская философия — это начальный период становления русской философии, который относится к XI–XVII вв.
Отличительные
особенности древнерусской
Внутри этого исторического типа философии можно вычленить конкретные периоды:
— XI–XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии);
— XV–XVI вв. (эпоха расцвета древнерусской философии);
— XVII в. (начало постепенной
смены философии средневекового типа
новоевропейской). Возникает древнерусская
философия в Киевской Руси благодаря процессу
христианизации, начало которому было
положено крещением Руси в 988 г. Черты и
образы древнерусской философии:— славянское
языческое мировоззрение и культура;— много
образов, идей и концепций античной философии;— восточно-
С XVI в. появляется идея русского религиозного мессианства — особой миссии русского царства и народа — идея Святой Руси. Она стала первым идеологическим оформлением национального русского самосознания.
Уже с XVII в. многие рассматривали философию как мирское знание, начиная тем самым процесс ее секуляризации — освобождения от церковного влияния.
В XVII в. происходила
постепенная смена средневекового типа
русской философии ее новоевропейским
типом, а в XVIII в. русская философия была
освобождена от церковного влияния.
16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.
Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм —
разновидность
Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:
— Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;
— Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;
— Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).
Философия эпохи
Возрождения наполнена
Этапы развития гуманизма:
— светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;— ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
— отрицание «книжной
мудрости» и схоластических словопрений
на основе исследования самой природы;— использование
материалистических произведений философов
Античности (Демокрита, Эпикура);— тесная
связь с естествознанием;— исследование
проблемы человека, превращение философии
в антропоцентрическую по своей направленности.
17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
Ренессанс — эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.
Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в.
Неоплатонизм — одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией.
Основные идеи неоплатонизма:
— мистически-интуитивное познание высшего;
— существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи;
— освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма.
Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.
Натурфилософия — это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.
Цели натурфилософии:
— обобщение и объединение общего знания о природе;
— выяснение основных естественно-научных понятий;
— познание связей и закономерностей явлений природы.
Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.
Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты — в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.
Теософия —
мудрость от Бога. Теософией называют
высшее знание о Боге и божественном,
которое достигается
Яркий приверженец теософии в эпоху Ренессанса — Николай Кузанский. Он, как и другие мыслители, считал, что познание дано человеку Богом. Если учесть, что познание от Бога, а Бог непознаваем, значит, Бог — предел познания. Бог — это предел, за которым нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Бог есть истина, а истина не познается, а осознается человеком.
Пантеизм — учение, которое обожествляет Вселенную, природу.
Пантеизм существует в четырех формах: 1)теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия;
2) физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования;
3) мистический пантеизм;
4) имманентно-трансцендентный
пантеизм, согласно которому Бог осуществляется
в вещах. Сторонники пантеизма в эпоху
Ренессанса возвеличивали личность через
Бога.