Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:20, шпаргалка
основные темы и деятели.
1.Основные концепции правопонимания
Правопонимаение – система знаний об общих закономерностях становления и функционирования права, его сущности, содержании, формах и соц. назначении. Основные концепции правопонимания: 1.концепция естественного права (юснатурализм). Д. Локк, Т. Гоббс, Дидро, Руссо, Вольтер, Монтескье. Право понимается как система естественных прав человека, существующих независимо от государства; государство создает позитивное право, которое не должно противоречить естественному. В России на протяжении 18в. данная концепция полностью не была раскрыта. Представитель – Радищев. В России в 18веке не существовало целостной системы юридического образования и правовой науки. Во 2 половине 19века в России складывается концепция возрожденного естественного права (Новогородцев, Чичерин, Трубецкой). 2.правовой позитивизм. В Европе с начала 19в становится основным направлением научно-правовых исследований. В России в середине 19в правовой позитивизм так же является основным направлением развития правовой мысли и иные направления развиваются либо в альтернативу, либо в противоположность. Право-совокупность норм, исходящих от государства и обеспеченных его принудительной силой (Дж. Остин, а в России - Шершеневич). Одним из направлений развития правового позитивизма является правовой нормативизм (Ганс Хензен). Право- система правовых норм, составляющих пирамиду, на вершине которой стоит главная норма- норма К-ции, а остальные нормы должны ей соответствовать.
3. историческая концепция права. Середина 19в Пухта, Савиньи. Право - совокупность исторически сложившихся в обществе правовых обычаев, которые постепенно закрепляются государством и им охраняются. В России во второй половине 19в данное направление было популярно. В российской правовой мысли во второй половине 19в складываются самостоятельные концепции права: психологическое право, и вектор развития правовой мысли перемещается в Россию. 4. психологическая концепция. Петражицкий Л.И. Право - совокупность особых правовых эмоций императивно-атрибутивного характера. В СССР в 20-30 г. Данная концепция развивалась М.В. Рейснером. 5. социалогическая концепция. Йеринг – создатель. В России - Муромцев. Право - совокупность правоотношений, право реализованное в правоотношениях – живое право, а право, закрепленное в НПА, но не реализованное – мертвое право. Западничество(влияние с середины XVIIв.) Образованные россияне под влиянием достижений запада в различных сферах приходят к выводу, что нужно следовать по пути запада и в правовом аспекте Россия должна активно перенимать европейский опыт учитывая свою специфику. Идейный лидер – Т.Н. Грановский (1818- 1855) Осуждали крепостное право, сословное деление общества – порводил анологию с западом и утверждал, что КП будет отменено. Кавелин (1818 - 1885) Основатель шлокы истолкования истории России. Борьба личности за свободу – двигатель истории. Высоко ценил реформы Петра I. Считал абсолютную власть монарха наилучшим вариантом управления. Был портив идеи представительства. Особенно большое значение в борьбе с крепостничеством имели "Записки охотника" И. С. Тургенева (1849), публичные курсы лекций по истории Т. Н. Грановского (1843-44, 1845-46, 1851), а также его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского "О крепостном состоянии в России" (1841) и К. Д. Кавелина "Записка об освобождении крестьян в России" (1855, изд. 1898).
Славянофилы (30, 40-е года XIX века) Разрабатывали путь для России. Представители: Братья Асаковы, Кириевские, Самарин, Хомяков. Единство в том, что Русский народ неполитичен. Были сторонниками отмены крепостного права при сохранении патриархально-общинных устоев. Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славяновилы, то есть славянолюбы), организовывали Славянские комитеты. Сыграли важную роль в собирании и сохранении памятников русской культуры и языка. Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство С. по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.
2. Концепции права в России 20 век. Современные концепции права в России.
В конце
19 века в России сложились концепции:
возрожденного естественного
В первые постреволюционные годы в России сохраняется высокий уровень философско-правовой мысли. В основном исследования ведутся в рамках Академии Наук (Тарановский создает учебник по Энциклопедии права. Он развивает взгляды Кистяковского.) Тарановский считал, что развитие науки необходимо на основе духовных начал.
Правовые исследования с 17 по конец 20 годов практически не ведутся. В январе 1919г были приняты «Руководящие начала» по УП РСФРС, в которых единственный источник права- революционное правосознание.
В конце 20х годов в развитии правовой мысли известны взгляды следующих ученых: М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис. Рейснер развивал психологическую концепцию права Петражицкого на революционное основе. Пашуканис – разработчик меновой концепции права, выводит право из отношений товаровладельцев, его цчение – вариант советско- социологической концепции права (развивал концепцию Мурманцева).
С конца 30х годов в СССР складывается концепция позитивизма – нормативизма. Автор- А.Я.Вышинский. В 1938 году на первом Всесоюзном совещании юристов Ген. прокурор Вышинский выступает с докладом, в котором: право-совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке или санкционированных гос. властью, применение которых обеспечивается принудительной силой гос-ва в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений, выгодных гос.классу. Данное определение права становится основным и единственным в советской науке конца 30-конца 50х годов. (Похожее определение существует в современное дисциплине ТГП. В рамках учебной дисциплины ТГП позитивистко-нормативистский подход к праву остается основным). Свойства по данному определению: нормативность, связь с гос-вом, классовый подход к существованию права. Данный подход некоторые ученые называют узко-нормативный подход к праву, т.к. он рассматривает право как нормы исходящие от гос-ва или им санкционированные. С конца 50х годов складывается «широкий» подход к праву, в рамках которого в содержание права включаются не только нормы, исходящие от гос-ва, но и другие правовые явления.
Концепции с конца 50х по 70г:
-концепция Кечекьян (право - совокупность норм права, правоотношений);
-концепция Миколенко (право - совокупность норм права, правоотношений и правосознания);
-концепция Явич(право- совокупность норм права и субъективных прав граждан).
Во всех концепциях данного направления в содержании права нормы права первичны.
Узко-нормативный подход к праву сменяется «широким» с конца 70х г.
С середины 90х г. в России возрождаются исследования по философии права (С.С. Алексеев, Нерсесянс). Некоторые ученые считают, что с конца 80х годов складывается направление интегративная концепция (Цыганов считает, что интегративная концепция – вариант широких концепция права). Представители: В.В. Лазарев, Т.Н. Радько. В рамках широкого подхода к праву авторы признают взаимодействие различных правовых явлений в содержании права, а в рамках интегративной концепции права осуществляется взаимосоприкосновение этих элементов. Современные концепции права в России:
* Теологическая
теория. Законы существуют вечно,
ибо являются Божественным
* Теория
естественного права. Человек
от рождения и природы
* Психологическая
теория. Право есть результат
человеческих переживаний.
* Историческая школа. Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.
* Нормативистская теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.
* Позитивисткая
теория. Право порождено
* Марксистская
теория. Право связано с государством
и зависит от социально-
Неволин Константин Алексеевич(1806 -1855)
сын священника, воспитывался в Вятской духовной семинарии и Московской духовной академии. Ещё до окончания курса был избран, в числе других студентов университетов и духовных академий (всего 20), для подготовки на кафедры законоведения.
Основные произведения- «Энциклопедия законоведенья», - она была
призвана заменить теорию права и стать связующим звеном между философии права и научным законом; «История российских гражданских законов»
Концепцию права Неволина можно охарактеризовать как сочетающие в себе естественно правовые и исторически правовые концепции
Под законоведением Неволин имеет в виду юриспруденцию, т.е. всю юридическую науку в целом. Общий предмет законоведения - законы. Неволин делит законы на естественные и положительные. Из такого деления следует, что и законоведение состоит из двух частей: 1) из философии законодательства, предмет которой - естественные законы (естественное право), и 2) из положительного законоведения, предмет которого - положительные законы (позитивное право).
закон по существу своему есть вообще правда, а существо последней есть обнаружение в нравственном мире бытия божественного существа в самом себе
Философия права Неволина находится под заметным влиянием гегелевской философии права и ряда положений немецкой исторической школы права. Это влияние сочетается в учении Неволина с его глубоко религиозными взглядами. В философско-правовом учении Неволина, которое в целом носит естественно-правовой характер, вместе с тем присутствует определенный позитивистско-исторический компонент.
30-50 годы
XIX в. эпоха реакционная,
Политические
взгляды конформистские
Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904)
1- биография
Чичерин родился в семье
«Опыты по истории русского права» (1859)
«Очерки Англии и Франции» (1859)
«Несколько современных вопросов» (1861)
«О народном представительстве» (1866)
«История политических учений», в 5 томах (1877-1902)
«Наука и религия» (1879)
«Положительная философия и единство науки» (1892)
«Очерки философии права» (1901)
«Вопросы политики» (1903)
«Вопросы философии и психологии» (1904)
История политических учений.
Собственность и государство.
Курс государственной науки. Ч. 1-3. - М., 1894-98.
Философия права. - М., 1900.
Вопросы философии. - М., 1904.
Право
по Чичерину это внешняя свобода
человека определяемая общим законом