Русская философия права. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

основные темы и деятели.

Работа содержит 1 файл

Русская философия права.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

1.Основные концепции правопонимания

Правопонимаение – система знаний об общих закономерностях  становления и функционирования права, его сущности, содержании, формах и соц. назначении. Основные концепции правопонимания: 1.концепция естественного права (юснатурализм). Д. Локк, Т. Гоббс, Дидро, Руссо, Вольтер, Монтескье. Право понимается как система естественных прав человека, существующих независимо от государства; государство создает позитивное право, которое не должно противоречить естественному. В России на протяжении 18в. данная концепция полностью не была раскрыта. Представитель – Радищев. В России в 18веке не существовало целостной системы юридического образования и правовой науки. Во 2 половине 19века в России складывается концепция возрожденного естественного права (Новогородцев, Чичерин, Трубецкой). 2.правовой позитивизм. В Европе с начала 19в становится основным направлением научно-правовых исследований. В России в середине 19в правовой позитивизм так же является основным направлением развития правовой мысли и иные направления развиваются либо в альтернативу, либо в противоположность. Право-совокупность норм, исходящих от государства и обеспеченных его принудительной силой (Дж. Остин, а в России - Шершеневич). Одним из направлений развития правового позитивизма является правовой нормативизм (Ганс Хензен). Право- система правовых норм, составляющих пирамиду, на вершине которой стоит главная норма- норма К-ции, а остальные нормы должны ей соответствовать. 

3. историческая концепция права. Середина 19в Пухта, Савиньи. Право - совокупность исторически сложившихся в обществе правовых обычаев, которые постепенно закрепляются государством и им охраняются. В России во второй половине 19в данное направление было популярно. В российской правовой мысли во второй половине 19в складываются самостоятельные концепции права: психологическое право, и вектор развития правовой  мысли перемещается в Россию. 4. психологическая концепция. Петражицкий Л.И. Право - совокупность особых правовых эмоций императивно-атрибутивного характера. В СССР в 20-30 г. Данная концепция развивалась М.В. Рейснером. 5. социалогическая концепция. Йеринг – создатель. В России -  Муромцев. Право - совокупность правоотношений, право реализованное в правоотношениях – живое право, а право, закрепленное в НПА, но не реализованное – мертвое право. Западничество(влияние с середины  XVIIв.) Образованные россияне под влиянием достижений запада в различных сферах приходят к выводу, что нужно следовать по пути запада и в правовом аспекте Россия должна активно перенимать европейский опыт учитывая свою специфику. Идейный лидер – Т.Н. Грановский (1818- 1855) Осуждали крепостное право, сословное деление общества – порводил анологию с западом и утверждал, что КП будет отменено. Кавелин (1818 - 1885) Основатель шлокы истолкования истории России. Борьба личности за свободу – двигатель истории. Высоко ценил реформы Петра I. Считал абсолютную власть монарха наилучшим вариантом управления. Был портив идеи представительства. Особенно большое значение в борьбе с крепостничеством имели "Записки охотника" И. С. Тургенева (1849), публичные курсы лекций по истории Т. Н. Грановского (1843-44, 1845-46, 1851), а также его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского "О крепостном состоянии в России" (1841) и К. Д. Кавелина "Записка об освобождении крестьян в России" (1855, изд. 1898).

Славянофилы (30, 40-е года XIX века) Разрабатывали путь для России. Представители: Братья Асаковы, Кириевские, Самарин, Хомяков. Единство в том, что Русский народ неполитичен. Были сторонниками отмены крепостного права при сохранении патриархально-общинных устоев. Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славяновилы, то есть славянолюбы), организовывали Славянские комитеты. Сыграли важную роль в собирании и сохранении памятников русской культуры и языка. Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство С. по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

2. Концепции права в России 20 век. Современные концепции права в России.

В конце 19 века в России сложились концепции: возрожденного естественного права, социологическая концепция, психологическая концепция и получили развитие религиозные концепции права (С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Бердяев).

В первые постреволюционные годы в России сохраняется высокий уровень  философско-правовой мысли. В основном исследования ведутся в рамках Академии Наук (Тарановский создает учебник по Энциклопедии права. Он развивает взгляды Кистяковского.) Тарановский считал, что развитие науки необходимо на основе духовных начал.

Правовые  исследования с 17 по конец 20 годов практически  не ведутся. В январе 1919г были приняты  «Руководящие начала» по УП РСФРС, в которых единственный источник права- революционное правосознание.

В конце 20х годов в развитии правовой мысли известны взгляды следующих  ученых: М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис. Рейснер  развивал психологическую концепцию  права Петражицкого на революционное основе. Пашуканис – разработчик меновой концепции права, выводит право из отношений товаровладельцев, его цчение – вариант советско- социологической концепции права (развивал концепцию Мурманцева).

С конца 30х годов в СССР складывается концепция позитивизма – нормативизма. Автор- А.Я.Вышинский. В 1938 году на первом Всесоюзном совещании юристов Ген. прокурор Вышинский выступает с докладом, в котором: право-совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных  в законодательном порядке или санкционированных гос. властью, применение которых обеспечивается принудительной силой гос-ва в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений, выгодных гос.классу. Данное определение права становится основным и единственным в советской науке конца 30-конца 50х годов. (Похожее определение существует в современное дисциплине ТГП. В рамках учебной дисциплины ТГП позитивистко-нормативистский подход к праву остается основным). Свойства по данному определению: нормативность, связь с гос-вом, классовый подход к существованию права. Данный подход некоторые ученые называют узко-нормативный подход к праву, т.к. он рассматривает право как нормы исходящие от гос-ва или им санкционированные. С конца 50х годов складывается «широкий» подход к праву, в рамках которого в содержание права включаются не только нормы, исходящие от гос-ва, но и другие правовые явления.

Концепции с конца 50х по 70г:

-концепция  Кечекьян (право - совокупность норм  права, правоотношений);

-концепция  Миколенко (право - совокупность  норм права, правоотношений и  правосознания);

-концепция  Явич(право- совокупность норм  права и субъективных прав  граждан).

Во всех концепциях данного направления  в содержании права нормы права  первичны.

Узко-нормативный подход к праву сменяется «широким» с конца 70х г.

С середины 90х г. в России возрождаются исследования по философии права (С.С. Алексеев, Нерсесянс). Некоторые ученые считают, что с  конца 80х годов складывается направление  интегративная концепция (Цыганов считает, что интегративная концепция – вариант широких концепция права). Представители: В.В. Лазарев, Т.Н. Радько. В рамках широкого подхода к праву авторы признают взаимодействие различных правовых явлений в содержании права, а в рамках интегративной концепции права осуществляется взаимосоприкосновение этих элементов. Современные концепции права в России:

* Теологическая  теория. Законы существуют вечно,  ибо являются Божественным даром.  Они определяют порядок жизни  в соответствии с идеалами  добра и справедливости, дарованной свыше.

* Теория  естественного права. Человек  от рождения и природы обладает  неотъемлемыми естественными правами  (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным  установкам людей и не могут существовать без них.

* Психологическая  теория. Право есть результат  человеческих переживаний. Законы  государства зависят от психологии  людей.

* Историческая  школа. Потребности разрешить  противоречия жизни приводят  к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

* Нормативистская  теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

* Позитивисткая  теория. Право порождено противоречиями  жизни, конфликтами, в результате  которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.

* Марксистская  теория. Право связано с государством  и зависит от социально-экономических  факторов общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неволин Константин Алексеевич(1806 -1855)

сын священника, воспитывался в Вятской духовной семинарии и Московской духовной академии. Ещё до окончания курса  был избран, в числе других студентов  университетов и духовных академий (всего 20), для подготовки на кафедры  законоведения.

Основные  произведения- «Энциклопедия законоведенья», - она была

призвана  заменить теорию права и стать  связующим звеном между философии  права и научным законом; «История российских гражданских законов»

Концепцию права Неволина можно охарактеризовать как сочетающие  в себе естественно правовые и исторически правовые концепции

Под законоведением Неволин имеет в виду юриспруденцию, т.е. всю юридическую науку в  целом. Общий предмет законоведения - законы. Неволин делит законы на естественные и положительные. Из такого деления следует, что и законоведение состоит из двух частей: 1) из философии законодательства, предмет которой - естественные законы (естественное право), и 2) из положительного законоведения, предмет которого - положительные законы (позитивное право).

закон по существу своему есть вообще правда, а существо последней есть обнаружение в нравственном мире бытия божественного существа в самом себе

Философия права Неволина находится под  заметным влиянием гегелевской философии  права и ряда положений немецкой исторической школы права. Это влияние сочетается в учении Неволина с его глубоко религиозными взглядами. В философско-правовом учении Неволина, которое в целом носит естественно-правовой характер, вместе с тем присутствует определенный позитивистско-исторический компонент.

30-50 годы XIX в.  эпоха реакционная, консервативная. Крупные ист.события: «Попытка  переворота- восстание Декабристов». Кодификация и Систематизация  законодательства

Политические  взгляды конформистские 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904)

1- биография  Чичерин родился в семье помещика  г.Тамбов. Получил хорошее домашнее  образование, происходил из старинного  дворянского рода 3 - консерватор  Либерализм Б. Н. Чичерина, его  мысли о преобразовании России  в конституционную монархию рассмотрела в своих докладах на Чичеринских чтениях в 2001 и 2006 гг. Светлана Викторовна Туманова, кандидат исторических наук, доцент ТГУ им. Г. Р. Державина. 4  историко  правовая обстановка - Основная деятельность его пришлась на 2-ю половину XIX в. В этот период в Россия созрела для перестройки и материально и идеологически. В 1861 г. Был принят «Манифест об освобождении крестьян». 1864 «Положение о губернских, уездных и земских учреждениях»- выборность, представительство всех сословий, ответственность учреждений за муниципальные дела  5  недолгое время увлекался славянофильством, которое в последующем сменилось западничеством. 6 - В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Чичерин (1829-1904) находился под заметным влиянием идей Гегеля и Канта 8  основные произведения «Областные учреждения России в XVII в.» (1857)

«Опыты  по истории русского права» (1859)

«Очерки Англии и Франции» (1859)

«Несколько  современных вопросов» (1861)

«О народном представительстве» (1866)

«История политических учений», в 5 томах (1877-1902)

«Наука  и религия» (1879)

«Положительная  философия и единство науки» (1892)

 «Очерки  философии права» (1901)

 «Вопросы  политики» (1903)

«Вопросы  философии и психологии» (1904)

История политических учений.

Собственность и государство.

Курс  государственной науки. Ч. 1-3. - М., 1894-98.

Философия права. - М., 1900.

Вопросы философии. - М., 1904.

Право по Чичерину это внешняя свобода  человека определяемая общим законом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Русская философия права. Ответы