Философия. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 37 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Ответы по философии ЭКЗАМЕН.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был «золотым веком» в истории русской духовности, веком классики и универсализма. Этому столетию присущ органический синтез философской мысли и художественного слова.

В истории русской  философии, которая всегда уделяла большое внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828–1903), поставившему в основу всей своей системы идею «всеобщего спасения». Отличительной особенностью мысли Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости ее активного преодоления.

Владимир Сергеевич  Соловьев (1853–1900) — русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он стал основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания.

Главной идеей Соловьева является идея «всееди-ного сущего». Предельно высшее единство сущего, согласно Соловьеву, — это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, т. е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. 

32. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:

— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

— природа познания;— возможности и границы познания;— отношение знания и реальности;— соотношение субъекта и объекта познания;— предпосылки познавательного процесса;

— условия достоверности знания;— критерии истинности знания;— формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

— одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

— одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией.

В русском языке  термин «познание» имеет два основных значения:

— знание как данность, добытый факт;

— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении  с субъективной его стороной, постольку  гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

— обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское; 

33. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Познание —  обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше  согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного  познания; оно тесно связано с  культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе  понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;— в достоверном обобщении фактов;

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее  убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное  познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой  — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три  формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это  элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение —  мысль, которая не только соотносится  с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия  этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как  высказывание, в отличие от понятия  как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение —  это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил.  
 
 

34. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание —  это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит  мир на две части:

— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);

— на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).

Субъект познания — глубоко понятый осмысленный  познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Но чаще всего  под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение  субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Со стороны  познавательной деятельности субъект  не существует без объекта, а объект — без субъекта.

В современной  гносеологии различается объект и предмет познания:

— объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

— предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой  как практически действующим  существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и  его объектом.  

35. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ

Познание —  обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание бывает:

— чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

— логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Практика —  это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов  процесса познания.

Важнейшие формы  практики:

— материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

— социальное действие (преобразование общественного бытия);

— научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции  практики в процессе познания:

— практика — основа познания, его движущая сила;

— практика — источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;

— практика — цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;

Понятие опыта  имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и  в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт — мера навыков и умений — в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

Познание истины основано на опыте, не только опыте  одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся  история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку. 

36. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Чувственное познание — это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.

Эмпирическое  познание — это отражение данного  опосредованно. Эмпирический уровень  познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.

Эмпирическое  познание — это более высокий  уровень познания, чем просто чувственное  познание.

Исходным в  чувственном познании является ощущение — простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

Ощущения имеют  широкий спектр модальности:

— зрительные;

— слуховые;

— вибрационные;

— кожно-осязательные;

Память, представления  и воображение. Ощущения и восприятия — это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается.

Экспериментом называется метод исследования, с  помощью которого объект или воспроизводится  искусственно, или ставится в определенные условия, которые отвечают целям исследования.

Научный факт. Установление фактов — это необходимое условие  научного исследования.

Факт — это  явление материального или духовного  мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.

Факты приобретают  научную ценность при условии, что  есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены  в связи с другими фактами. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия. Ответы