Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:50, шпаргалка
Ответы на 74 вопроса.
Билет 1
Понятие мировоззрения и его структура
Человек всегда
задумывался над тем, каково его места
в мире, зачем он живет, что является смыслом
его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая
эпоха и общественная группа имеют какое-либо
представление о решении этих вопросов.
Сумма всех этих вопросов и ответов образуют
М.. Оно играет особую, очень важную роль
во всей деятельности людей. М.-это такая
совокупность образов и представлений
или система категорий и понятий, кот.
подчинена основным вопросам М-я, определяющем
место людей в природе и их ист. происхожд-е
и назначение. Существует два способа
освоения мироздания: 1)путем психолог.
ассоциаций, через образы и представления;2)путем
логической системы понятий и категорий.Сущ.
2 уровня М.:1)эмоционально-образный-
Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мифология(“миф”-легенда)-
Билет 4
Философия древнего конфуцианства
Древнее конфуцианство
представлено творчеством Конфуция (551
- 479 до н.э.), Мэн-цзы (ок. 372 - ок. 289 до н.э.),
частично Сюнь-цзы (ок. 313 - ок. 238) и отражено
в их сочинениях "Лунь юй", "Ли цзи",
"Мэн-цзы", "Сюнь-цзы".
Конфуцианство
базируется на вертикальной составляющей
архетипа у чан/у син, мировоззренчески
обращено в будущее. Конфуцианский идеал
человека - благородный муж или сын правителя
(цзюньцзы). Он выдвигается в центр архетипа
Дао на место цзы как ставленник верхов.
Благородный муж центрирует Поднебесную
и превращает ее в одну социальную семью.
Основная задача благородного мужа пробудить
у народа веру к себе и повести его по пути
духовно-нравственного совершенствования
к новому цивилизационному Дао.
Подобно
Лао-цзы, Конфуций отрицательно оценивает
наличное состояние Поднебесной. "Великое
Дао сокрылось во мраке", общество "Великого
единения" (да тун) разрушилось и теперь
нужно было через построение общества
"Малого процветания" (сяо кан) идти
к обществу "Великого процветания".
Выход к нему Конфуций видит в цивилизационных
духовно-нравственных началах.
Мудрец
избирает в качестве путеводной нити духовный
архетип у чан/у син. Поднебесная считается
одной семьей. Все ее звенья соединяются
отношениями сыновней почтительности
и братской любви. Эти отношения образуют
корень конфуцианской добродетели (дэ),
из которого взращивается человеколюбие
(жэнь), а из него - цивилизационное Дао.
Связи между верхами и низами общества
ритуализуются (ли) и скрепляются справедливостью/долгом
(и), доверием (синь) и почитанием предков.
Созданная таким образом система проецируется
на космос и становится социоприродной.
Космос антропоморфизируется и духовно-нравственные
нормы архетипа у чан/у син начинают действовать
на человека с силой естественной необходимости.
Аналогично
тому, как Лао-цзы считает себя носителем
естественности (цзы жань) в Поднебесной,
так и Конфуций полагает себя единственным
носителем культуры (вэнь). В силу этого
Лао-цзы и Конфуций критически относятся
друг к другу, что отразилось в текстах
"Дао дэ цзин" и "Лунь юй" и положило
начало историко-философской традиции
в китайской философии.
Мэн-цзы воспринял
конфуцианское учение и стиль философского
диалога. Его учение легло в основу конфуцианской
концепции политической организации общества,
сердцевину которой составляет доктрина
"человеколюбивого правления" (жэнь
чжэн). В основе доктрины лежат принципы:
а) разделение всех людей Поднебесной
на тех, кто управляет (благородные мужи),
и тех, кем управляют (простолюдины); б)
обеспечение зажиточной жизни народу;
в) обучение народа.
В контексте
конфуцианской задачи нравственного совершенствования
личности Мэн-цзы, определяя нравственное
достоинство человеческой природы, пришел
к выводу, что она добра. Согласно Мэн-цзы,
высшая нравственная сила и предмет нравственного
познания - Небо, Дао Неба - искренность,
Дао человека - размышление об искренности
и обучение других. Первым из конфуцианцев
Мэн-цзы поставил вопрос о соотношении
чувств и разума (сердца) в процессе познания.
Сюнь-цзы,
будучи конфуцианцем, испытал значительное
влияние даосизма, легизма и моизма. За
обширнейшие знания современные ученые
называют его "энциклопедистом Древнего
Китая".
Мировоззренчески
Сюнь-цзы основывался на понимании природы
как естественной реальности и источнике
всего сущего. Он отрицал раннеконфу-цианское
положение о божественности воли Неба.
Первым в истории китайской философии
Сюнь-цзы поставил проблему о соотношении
процессов, происходящих в природе, и деятельности
человека и дал оптимистическое решение:
познав естественное постоянство в Дао,
человек может подчинить себе Небо и Землю
и заставить служить себе вещи. Однако
познать Дао может только совершенный
человек - благородный муж (цзюнь-цзы).
Дао познается в природном естестве, первая
ступень - восприятие чувствами, вторая
- размышление, третья - претворение Дао
в жизни.
Сюнь-цзы отчетливо подразделял природное Дао и социальное Дао. Сущность последнего составляют ритуал (ли) и долг/справедливость (и), которые необходимы для выправления злой природы человека. Именно в этом аспекте разворачивается философское учение Сюнь-цзы.
Билет 5
Философия
древнего даосизма
Древний
даосизм представлен учениями Лао-цзы
(VI в. до н.э.), Лец-зы (VI в. до н.э.), Ян Чжу
(ок. 440 - 334 гг. до н.э.), Чжуанцзы (ок. 369 - ок.
286 гг. до н.э.) в сочинениях, названных их
же именами: "Лао-цзы" (впоследствии
"Дао дэ цзин"), "Ян Чжу" (сочинение
утрачено, сохранилась лишь одна глава
в "Лец-зы"), "Лец-зы" и "Чжуан-цзы".
Основоположником даосизма является Лао-цзы.
Даосизм
базируется на горизонтальной (иньской)
составляющей архетипа у чан/у син, мировоззренчески
обращен на родовое прошлое, в котором
усматривает природно-социальный идеал.
Даоский идеал человека - совершенномудрый
человек (шэн жэнь). Он выдвигается в центр
Дао на место цзы в качестве духовного
наставника Поднебесной. Совершенномудрый
центрирует Поднебесную и во всех жизненных
значениях превращает ее в единую семью
и дом.
Лао-цзы
отрицательно оценивает тогдашнее настоящее
и называет его хаосом. Причину хаоса он
усматривает в нарушении цивилизацией
естественного миропорядка Дао, в результате
чего человек утрачивает подлинную самость.
В пределе космических истоков Дао есть
вселенская пустота, пронизанная натяженностью
сил инь и ян. Свою философскую задачу
Лао-цзы видит в том, чтобы вывести Поднебесную
из трагических границ цивилизации, вернуть
ее по эволюционному духовному маршруту
к вселенской пустоте и оттуда провести
по пути естественной генерации без цивилизационных
помех. Все это Лао-цзы описывает как инволюционно-эволюционный
космогенез Дао.
В даосизме
существует несколько путей вхождения
в Дао. Один из них пролегает через естественность
(цзыжань), которой следует и само Дао:
"Человек берет за образец Землю, Земля
- Небо, Небо - Дао, Дао - естественность"
(ДДЦ. § 25). Естественность уравновешивает
через среднее звено цзы борющиеся противоположности
инь и ян и задает матрицу гносеологических,
психологических, онтологических и социологических
принципов даосизма: деяние недеяния,
движение недвижения, учение неучения,
служение неслужения, знание незнания,
говорение неговорения и др. Эти принципы
отливаются в философское суждение о Дао
в виде парадокса: светлое Дао подобно
темному Дао, наступающее Дао - отступающему,
совершенное Дао - ущербному Дао (ДДЦ §
41).
В учении о
познании ключевой предмет - Дао. Оно постигается
человеком не по частям, а открывается
ему в самопознании (цзы чжи) полностью
в акте мгновенного просветления разума
(сердца) при достижении состояния естественности.
В психологии
Лао-цзы восстанавливает духовный архетип
у чан/у син в форме пяти духовных качеств
дао-дэ-жэнь-и-синь и запускает его в горизонтальное
круговращение в ритме инь естества (цзы
жань).
Говоря
об обществе, Лао-цзы отвергает управленческий
аппарат государства, право и силовые
структуры. Он выступает за расселение
людей Поднебесной по родовым площадкам,
где роды, свободные от цивилизационных
сетей, через исконные формы саморегуляции
- миф, ритуал и табу обратятся в естество
Дао.
Ян Чжу,
Ле-цзы и Чжуан-цзы конкретизируют учение
Лао-цзы и в зависимости от исторической
динамики придают даосизму новую стилистику
философствования. Особенности их стиля
заключаются в онтологизации идеи Дао
в природной вещи, отчего Дао эстетизируется
и при соприкосновении вещи с любым искусством
человека выражается в художественной
форме. Это нисколько не мешает философам
строить чисто понятийные гносеологические
и онтологические конструкции.
Ян Чжу в
основу своего учения положил принцип
естественного бытия и наслаждения жизнью:
это реакция на неестественность цивилизации.
Ян Чжу берет человека в конечных пределах
его физического, духовного и интеллектуального
существований и открывает выход его чувственным
потребностям, которые поглощают все,
что производит цивилизация. При этом
Ян Чжу критикует конфуцианство: он выражает
сомнение в ценности деяний идеальных
правителей древности и учит мудрой апатии
относительно прижизненных славы и позора.
Ле-цзы в
эпоху Тан (VII - X вв.) был титулован как "прорвавшийся
в пустоту истинный человек". Он детально
доработал космологию Лао-цзы. В качестве
исходной субстанции Ле-цзы полагал первоперемену
(тай и). Ее генетическая пульсация выражается
в числовом круге 1-7-9, что указывает на
внутреннюю упорядоченность первоперемены
и ее предрасположенность к порождению
множественности. Далее первоперемена
внутренне дифференцируется в три начала:
пневмо-энергетическое (ци), формообразующее
(син) и материальное (чжи). Из них развивается
космос Неба и Земли, насыщенный животворной
энергией (цзин). В космосе рождается человек,
существование которого оптимизируется
вечным хождением из небытия в бытие (рождение)
и обратно (возвращение).
Чжуан-цзы, как и Ле-цзы, подает философские идеи в виде художественно отточенной притчи. Он в подробностях воспроизводит диалектическую логическую модель даоского мышления в системе архетипа у чан/у син с проекцией на природный космос. Эта модель состоит и пятиэлементного подвижного небесного круга, пятиэлементного статичного земного квадрата и соединяющей их оси тождества противоположностей "да" и "нет". В центральной точке оси находится безфункциональный предел - место разума (сердца) совершенномудрого человека. Парные категории в противоположностях инь и ян курсируют по этой модели ("располагаются по кругу и постепенно переходят в квадрат"), в момент их встречи в центре оси происходит духовное просветление разума совершенномудрого человека, т.е. проявляется истина Дао.
Билет 6
Космологический характер ранней древнегреческой философии
Поскольку
первые греческие философы - "мудрецы"
- занимались осмыслением природы, Космоса,
выясняя "причины и начала" мира,
их часто называют "физиками".
Они интуитивно
строили субстациональную модель мира
(именно через выяснения "первопричины"
- по-гречески "архе", что дословно
означает "начало, принцип" всего
сущего как его основы, сущности), в их
методологии множество пережитков мифологического
ассоциативного мышления: так же, как в
мифе был совершен "перенос" человеческих
свойств, качеств и отношений на явления
природы на небо и космос, так же в ранней
греческой философии свойства и законы
Космоса – как они мыслились мудрецами
были "перенесены" на человека и его
жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм
по отношению к Макрокосму, как часть и
своеобразное повторение, отражение Макрокосма.
эта черта древнегреческой философии
получила название космоцентризма. Но
в этом можно усмотреть и ещё один смысл:
ведь Космос - это противоположность Хаосу,
это порядок и гармония в противоположность
неупорядоченности, это определённость
и соразмерность в противоположность
бесформенности; поэтому космоцентризм
ранней античности можно трактовать и
как ориентацию на выявление гармонии
в человеческом бытии - ведь если мир гармонично
упорядочен, если мир - это Космос, а человек
есть его отражение и законы человеческой
жизни подобны законам Макрокосма, то
значит, и в человеке заключена (скрыта)
подобная гармония. Общепринятое же значение
"космоцентризма" таково: это признание
за внешним миром (Макрокосмом) статуса,
определяющего все остальные законы и
процессы (включая и духовные). На философском
уровне такая мировоззренческая направленность
формирует парадигму онтологизма, потому
онтологизм (причем, явный, выражающийся
и в том, что первые мудрецы-физики искали
"причины и начала бытия") - вторая
сущностная характеристика философии
античности.