Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Лейбница.

Содержание

1. Философия Нового времени 4
2. Спор сенсуалистов и рационалистов 6
3. Субъективный идеализм и агностицизм Нового времени 10
4. Немецкая классическая философия 12
5. Немецкий материализм и диалектика 16
6. Философские концепции исторического развития 18
7. Русская философия об исторической самобытности России 21
8. Западники и славянофилы о русской истории 23
9. Проблема «конца истории» 25

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

      В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены  со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».  

      При всех различиях в оценке  перспектив развития России западники  и славянофилы имели схожие  позиции. И те и другие выступали  против крепостного права, за  освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических  свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение  для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.  

      Либеральные идеи западников  и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая  является  частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.

 

     9. Проблема «конца истории» 

    Проблема  предвидения (предсказания) была и остается одной из основных функций философии. Уже древние мудрецы и философы предсказывали движения созвездий, звезд, планет, солнечные и лунные затмения, землетрясения, изменения климата и иные естественные события жизни Земли. Они были инициаторами, авторами и хранителями первых систем исчисления и учета времени (например, Анаксимандр, Платон), понимая, что «мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все». Им не были чужды и исторические предвидения. Так, Сократ в период расцвета культуры Древней Эллады предвидел и предсказал грозящую этой культуре скорую гибель. Суд над собой, он, фактически, превратил в суд над разлагающимся от богатства, роскоши, эгоизма, своекорыстия, несправедливости и лжи «свободным» населением Афин. Слова его заключительной речи на суде звучат сегодня пророчески: «И вот я утверждаю, о мужи меня убившие, что тотчас за моей смертью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую вы меня осудили. Ведь теперь, делая это, вы думали избавиться от необходимости давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю я, совсем обратное …». Вскоре после смерти Сократа Афины потеряли независимость, а через несколько веков культура Эллады была безвозвратно утрачена для Европы и человечества. Закат Эллады стал провозвестием и началом Заката Европы.

      В современной ситуации задача  философского предвидения приобретает,  как и во времена Сократа,  в высшей степени острый и  нетривиальный характер. Отличие  лишь в том, что эта задача  перерастает из вопроса о судьбе локальной культуры в вопрос о судьбе всего человечества. Масштабы и темпы разрушения естественной среды жизни людей таковы, что человечество стоит перед совершенно реальной угрозой очень скорого самоистребления и исчезновения как с лика Земли, так и из звездных глубин Вселенной. Достаточно сказать, что по законам биосферы доминирующий вид не может потреблять более 1% всей продукции ее живого вещества. Человечество уже сейчас потребляет от 7 до 10% продукции всего живого вещества и 40% наземного живого вещества. Этому сопутствует резкое сокращение видового разнообразия земной флоры и фауны. Земля как сложнейший естественный организм лишилась важнейших функций живого вещества – геохимических, климатических, геомагнитных, – от которых непосредственно зависит время ее пребывания во Вселенной. Согласно наиболее ответственным, объективным и трезвым оценкам экспертов, до финала земной катастрофы осталось не более 10-20 лет, поскольку меры предотвращения катастрофы не адекватны темпам ее наступления.

      Следует отметить, что эти оценки сделаны без учета происходящей смены (инверсии) геомагнитных полюсов Земли. Не содержат они и оценку состояния геомагнитного шарообразного поля Земли, которое является своеобразным «естественным мозгом» планеты. Магнитная «оболочка» Земли генерирует, организует, синхронизирует, регулирует, направляет и защищает основные акты жизнедеятельности всех организмов. Она же опосредствует взаимодействие Земли с ближайшей и отдаленной Вселенной, определяя ход процессов в атмосфере (климат, погода), гидросфере (тайфуны, цунами, наводнения), литосфере (землетрясения, вулканы)  и криосфере (оледенения). Между тем в условиях стихийного и, буквально, взрывного развертывания цифровых компьютерных и иных технологий коммуникации «загрязнение» естественного мозга планеты несет для жизни людей наибольшую угрозу. Возникает реальная опасность серьезного ущерба мозгу и психике людей с вероятной перспективой замены естественного населения Земли искусственными человекоподобными существами.

      Масштабы и острота планетарного кризиса Земли позволяют вполне ответственно говорить о том, что современное сообщество народов Земли развивается по опасной логике ускорения «конца человеческой истории». Это «конец истории» не в смысле окончания противостояния мира социализма и мира капитализма (Фукуяма). Это «конец истории» в том буквальном смысле, что уже существующие поколения людей Земли без различия на расы, народы, культуры, веры, классы, типы экономик и государств могут навсегда исчезнуть с ее лика. Очевидно, что в этой ситуации перед философией встает задача поиска причин развертывающейся катастрофы и возможных путей ее предотвращения.

    Стратегия и тактики предотвращения планетарной  катастрофы Земли в этой кризисной  ситуации приобретают особый характер. Они должны задаваться системой параметров, ориентированных на логику «замедления конца истории» и ликвидацию последствий своей «разумной» деятельности.

      Это предполагает:

  • совершенно объективный и лишенный каких-либо конъюнктурных интересов полный научный анализ современного состояния Земли (особенно состояния геомагнитной сферы Земли);
  • трезвую и ответственную оценку всех ресурсов планеты, необходимых и достаточных для длительного звездного путешествия Земли в качестве особого живого, одушевленного и одухотворенного естественного организма Вселенной;
  • беспристрастную научную экспертизу всех современных технологий (экономических, собственно технических, социальных, политических, культурных) под углом зрения их реального влияния на качество жизни людей и время пребывания Земли во Вселенной;
  • планомерное проектирование, проработку, осторожное введение технологий восстановления и восполнения естественных ресурсов (или циклов их генерации и возобновления) криосферы, литосферы, гидросферы, биосферы, атмосферы, магнитосферы Земли (тезис охраны и сбережения ресурсов себя изжил, поскольку охранять и беречь уже почти нечего, кроме криосферы);
  • введение прогнозных систем обратного отсчета времени для выявления и предотвращения наиболее кризисных ситуаций, то есть отсчета времени от расчетной вероятности полного исчезновения какого-либо абсолютно необходимого для жизни Земли ресурса или от наступления особо острой ситуации. Например: до инверсии магнитных полюсов осталось Х лет; до полного исчезновения геомагнитного поля осталось Y лет; до ближайшего оледенения Земли осталось Z лет; до полного исчезновения запасов нефти (угля, газа, металлов, минеральных удобрений, лесов, чистой пресной воды и т.п.) осталось N лет; (и так по всем основным параметрам, от которых зависит состояние Земли и, следовательно, качество жизни людей);
  • создание «древа» или «куста» первоочередных и второстепенных задач по предотвращению планетарной катастрофы Земли, выстроенного с учетом иерархии этих задач по степени срочности на локальном, континентальном и планетарном уровнях;
  • маневр ресурсов капиталов и человеческого потенциала в зависимости от степени неотложности, сложности, длительности и характера решаемых локальным или планетарным сообществом задач (безработица на терпящей бедствие Земле – это искусственно созданный и в основе своей безумный абсурд);
  • поэтапное преобразование рыночной экономики, основанной на паразитическом истощении человеческого потенциала и земных ресурсов, в разнообразные типы экономик, ориентированных на расширенное воспроизводство ресурсов Земли и приоритетное развитие человеческого потенциала (созидательных способностей) всего населения планеты;
  • реальное обеспечение для каждого гражданина Земли провозглашенного во всех декларациях и конституциях считающих себя «цивилизованными» стран права на достоверное знание («информацию») о реальном состоянии планеты через системы образования, средств массовой информации, культуры (поскольку именно от этого состояния на 95% зависит естественное право каждого человека на здоровую, продуктивную и долголетнюю жизнь).

      Даже этот неполный перечень  шагов к предотвращению «конца  истории» не содержит ни одного  реально не выполнимого на  современной уровне развития  цивилизации (экономики, технологий, науки, образования, культуры) действия. Компьютерные технологии позволяют в считанные дни составить и просчитать буквально любой сценарий предотвращения земной катастрофы. Средства массовых коммуникаций в состоянии практически мгновенно довести до любого человека сведения о реальном состоянии Земли и ожидаемых от него действий. Суммарный капитал планеты позволяет обеспечить финансовыми ресурсами осуществление научно обоснованного проекта спасения Земли и посильное участие в этом акте всех граждан Земли (со справедливой оценкой меры участия).

      Главное препятствие для движения по этому пути – эгоистически элитарная геополитика «лидеров» и государств, претендующих на призовые места в «золотом миллиарде». Предложенная ими в Бразилии (1992) и утвержденная в Иокогаме (1994) для остального мира «стратегия устойчивого развития» не выдерживает никакой серьезной критики и открыто лицемерна. Устойчивое развитие в условиях планетарной катастрофы – это прогрессирующий паралич, который (как это ни парадоксально) ударит бумерангом прежде всего по самому «золотому миллиарду», следуя известной русской пословице «рыба гниет с головы». За декларациями самозваных «лидеров» мирового сообщества об их «высокой ответственности» за судьбы Земли стоят совершенно противоположные и безответственные факты.

Информация о работе Философия Нового времени