Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Лейбница.

Содержание

1. Философия Нового времени 4
2. Спор сенсуалистов и рационалистов 6
3. Субъективный идеализм и агностицизм Нового времени 10
4. Немецкая классическая философия 12
5. Немецкий материализм и диалектика 16
6. Философские концепции исторического развития 18
7. Русская философия об исторической самобытности России 21
8. Западники и славянофилы о русской истории 23
9. Проблема «конца истории» 25

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    Третий  тип – ассоциации причинности. Идея причинности, по Юму возникает в результате определенных отношений между объектами.

    Таким образом, поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей, Юм решил ее с позиций  агностицизма.

 

    4. Немецкая классическая философия 

    Немецкая  классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. С ними в философию пришли темы истории, развития, активности познающего субъекта и др. Философия становилась рефлексией, т.е. самопознанием всей многообразной человеческой культуры. А начал это «перевооружение» философии выдающийся немецкий мыслитель И. Кант. Его творчество явилось, с одной стороны, как бы завершением философии Просвещения, а с другой – ее нелицеприятной критикой.

    Философия Иммануила Канта

    Немецкая  философия второй половины 18 – первой половины 19 вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта (1724-1804). Его философское творчество традиционно делят на два периода: докритический – со времени опубликования первой работы «Мысли об истинной оценке живых сил» в 1746г. и до начала 80-х гг. 18 в. и критический – с опубликования в 1781г. «Критики чистого разума» и до его смерти.

    Несмотря  на довольно условные хронологические  рамки, деление творчества Канта  на два периода имеет смысл: если в первый период Каната интересовали прежде всего философские проблемы мироздания, то во второй период произошла радикальная переориентация его интересов к проблемам человека, нравственности, познания.

    В наиболее значимой работе докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант сформулировал мысль, которая позднее в западноевропейской науке оформилась в некую «коллективную» теорию – гипотезу Канта – Лапласа. Это была мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же работе он развивал идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности своей образующих единую систему. Такое предположение позволило Канту сделать научное предсказание о наличии в Солнечной системе еще неоткрытых планет.

    Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду –  уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии  и составившие, по оценке самого Канта, «коперниканский переворот» в философии. Основные идеи критического периода помимо «Критики чистого разума» изложены в таких трудах, как «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Критика способности суждения» и ряде других.

    Учение  о противоречивости разума: Философия Канта, по сути, начинается не в той последовательности, как она излагается, а с учения о противоречиях разума. Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.

    Антиномичность  разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба не доказуемы. Всеобщие утверждения о мире в целом, о Боге, о свободе Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов и антитезисов в своей работе «Критика чистого разума».

    Формулируя  и решая эти антиномии разума, Кант выявил особую категорию всеобщих понятий. Чистый, или теоретический  разум, вырабатывает такие понятия, как «Бог», «мир как целое», «душа», «свобода» и др.

    Их  особенность заключается в том, что они по природе своей не имеют и не могут иметь предметного  характера. Таким образом, Кант выявил ряд понятий, которые из опыта не выводимы, не имеют предметного аналога, но мыслить которые можно. Разум, произведя понятия, не имеющие предметного содержания, затем истолковывает их как предметные.

    «Вещь в себе»: Антиномии разума решаются Кантом путем различения мира явлений и мира вещей в себе.  Кант предлагает метод двойственного рассмотрения, который он назвал экспериментальным методом в философии. Каждый предмет нужно рассматривать двойственно – как элемент мира причинно-следственных связей, или мира явлений, и как элемент мира свободы, или мира вещей в себе.

    Исходный смысл кантовского термина – «вещь в себе» означает спонтанное самовоздействие, проявление абсолютного, симптомами которого в области чистого, или теоретического, разума являются понятия, не выводимые из опыта, а в области практического разума – моральные поступки.

    Вещь  в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может  быть прямым объектом познания, поскольку  человеческое познание не связано с  задачей познания абсолюта. Человек  познает не вещи в себе, а явления  – именно это утверждение Канта послужило поводом для обвинения его в агностицизме, то есть в отрицании познаваемости мира.

    Теория  познания: Кант в «Критике чистого разума» сформулировал свой знаменитый вопрос «Что я могу знать?» и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания.

    В своей теории познания он разрешает  проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно  прийти к объективному знанию. Кант делает предположение о том, что  существует какая-то соразмерность между сознанием и миром. Он связывает размерность космических процессов с бытием человека.

    Зная  или понимая нечто из того, как  человеческая субъективность вписана  в мир, как устроена познавательная ситуация субъекта, можно получить и знание о мире.

    Прежде  чем познавать что-то, нужно выявить  условия познания. В качестве условий  познания у Канта выступают априорные  формы познания, то есть не зависящие  ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность  понять мир. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира.

    Знание  представляет собой синтез чувственности  и рассудка. Кант определяет чувственность  как способность души созерцать  предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок.

    Знание  никогда не носит хаотический  характер, человеческий опыт структурируется  на основе априорных форм чувственности  и априорных форм рассудка. Всеобщими  и необходимыми формами чувственности  у Канта выступают пространство и время, служащие формой организации и систематизации бесчисленных чувственных впечатлений.

    Априорными  формами рассудка выступают наиболее общие понятия – категории (единства, множества, цельности, реальности, причинности  и др.), которые представляют собой всеобщую и необходимую форму мыслимости каких - бы то ни было предметов, их свойств и отношений.

    Таким образом, человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих  чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.

    Учение  о морали и нравственности: «Критика практического разума» отвечает на второй фундаментальный вопрос философии Канта: «Что я должен делать?». Моральное действие, как показал Кант, не относится к миру явлений. Кант выявил вневременный, то есть независимый от знания, от развития общества, характер морали. Мораль, по Канту, - сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть.

    В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности.

    Понятие императивности означает всеобщность  и обязательность требований морали: «категорический императив», - пишет  он, - есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы»

    Кант  хочет найти высший принцип моральности, то есть принцип выявления самого морального содержания, и дает формулировку того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному:

    «Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

    Он  утверждает, что подлинно нравственным является такое действие, в котором  человек и человечество выступают  как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель – исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе.

    Кант  различал социально одобряемые нормы  поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения  носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.

    Философия Георга Гегеля

    О развитии мирового духа: Весь мир –  грандиозный исторический процесс  развертывания и реализации возможностей некого мирового разума, духа.

    Мировой дух есть совершенно объективное безличное идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого начала носит у Гегеля название абсолютной идеи.

    Процесс развертывания богатств мирового духа или абсолютной идеи состоит из трех ступеней:

    1 ступень логики – безличное,  «чистое», т.е. непредельное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий.

    2 ступень природы, понимаемой как  внешняя материальная оболочка  идей, ее противоположностью на этой ступени проявляется и человек, преодолевающий в конечном счете материальности природы свой дух деятельностью.

    3 ступень духа – история собственной  человеческой духовной жизни,  в которой продолжается развитие  абсолютной монархии, доходящее  в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею.

    «Мировой  разум» у Гегеля получился живым, спокойным. Он очень динамичен, постоянно  занят перевоплощением,  реализуется, то в природе, то в человеческой истории  пробуя свои силы, то в оформлении спокойно величественного восточного мира, то стимулируя … мира грекоримского, то ищет свое отражение в зеркале науки и религии, то созерцает себя в философских абстракциях.

    «Мировой  дух» оказывается «прогрессистом»  образца 19 века, в общем вполне удовлетворенным результатом проделанной работы.

    Новизна гегелевской мысли заключалась  в:

  • представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении мирового духа, а, следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, науки, религии.
  • Усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе диалектических принципов и категорий.
  • Последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении по всем мыслительным областям человеческого знания.

    Чистые  логические сущности – первая фаза развития абсолютной идеи – логические законы и категории, т.е. наиболее общие  понятия, универсальные формы мышления в которых воспроизводится предельно  общие связи и отношении нашего бытия. Оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы «отплыли», стали «текучими», взаимопорождающими и обуславливающими друг друга. Иными словами Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающуюся от простого абстрактного, безличного, к сложному конкретному содержимому исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою, логики, мысли, духа.

    Значение  философии Гегеля: он был прав в своих суждениях. Не ошибался он и предположении, что никакая философия не имеет дольше своего времени (и его собственная), философия Гегеля – это классика первой половины 19 столетия. Его стиль философии именуют классическим, подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа  мышления.

    Гегель  оказался прав в своем предположении, что мировой дух, развиваясь, не оставляет ничего позади «себя», а вбирает, снимает все маломальские значения, достижения духовной жизни, а следовательно и человеческую диалектику, ее историзм и рационализм.

Информация о работе Философия Нового времени