Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:18, контрольная работа
Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Лейбница.
1. Философия Нового времени 4
2. Спор сенсуалистов и рационалистов 6
3. Субъективный идеализм и агностицизм Нового времени 10
4. Немецкая классическая философия 12
5. Немецкий материализм и диалектика 16
6. Философские концепции исторического развития 18
7. Русская философия об исторической самобытности России 21
8. Западники и славянофилы о русской истории 23
9. Проблема «конца истории» 25
Три закона диалектики:
Развитие
имеет спиралевидную
Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения бала переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.
5. Немецкий материализм и диалектика
Для Германии 30-х годов философское кредо Фейербаха оказалось не совсем традиционным: он резко и решительно отверг идеализм своих великих предшественников и объявил себя материалистом и атеистом.
В творчестве Фейербаха отчетливо звучит мотив свободы как главной человеческой ценности. Проблемы сущности человека, преодоления отчуждения, разумного устройства общественной жизни должны найти свое решение во имя освобождения человека от всех сковывающих его многочисленных пут, предрассудков и суеверий, в том числе и философских.
Свое
«освобождение» человека Фейербах начинает
с решительной критики
Религия стала вторым главным противником Фейербаха в борьбе за свободу человека. Религия представляет собой совокупность фантастических образов несуществующего. Она плод невежества. Подлинный источник религиозной веры – чувства зависимости, бессилия, несвободы, которые испытывает человек перед лицом неподвластных ему стихий.
При этом для объяснения религиозного феномена Фейербах использует понятие «отчуждение» - процесс превращения созданных людьми объектов в нечто противостоящее им, господствующее над ними.
Философию
Фейербаха обычно квалифицируют
как «антропологический материализм».
Это связано с претензией мыслителя
на создание истинно новой философии,
в фокусе которой должен находиться человек.
Философия Карла Маркса
Карл Маркс – создатель и творец диалектико-материалистической философии.
В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух, а материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное – не демиург всего, а лишь «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
В
концепции Маркса исследователь
в процессе познания имеет дело не
с природой самой по себе, а с
природой, данной «субъективно», как
«человеческая чувственная
При
решении социально-философских
Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории.
Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.
Марксистская
философия была не только рационалистической,
но и сциентистско-
6. Философские концепции
исторического развития
При изучении истории философии бросается в глаза многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Первичной, исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя.
Философское направление представляет собой совокупность философских течений, которые при всем расхождений друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Философские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох.
Впервые серьезное исследование исторического развития философии провел крупнейший немецкий философ Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его “феноменология духа” (1806) В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже ректором.
Ключевым понятием философии Гегеля выступает абсолютный дух. Он представляет собой объективно существующую универсальную субстанцию мира. Порождая постоянно в себе противоположности, дух «выпускает» из себя, а потом «вбирает» ее в новом единстве. Последняя снова «выпускает» из себя свою противоположность и снова «вбирает» в высшем единстве и т. д. Так на определенном этапе развития объективный дух «выпускает» из себя свою противоположность — природу, которая, в свою очередь, порождает из себя «субъективный» дух, проходящий последовательно ступени развития, достигая на высшей ступени (ступени абсолютного духа) высших своих уровней искусства, религии и высочайшего — философии. Ею развитие завершается. Следует подчеркнуть, что в данном случае Гегель вступает в противоречие с одной из центральных диалектических идей — идеей развития.
Диалектика Гегеля — это диалектика понятий, которые фактически выступают источником развития природы, общества и человеческого мышления. Мыслитель сформулировал диалектические принципы, ставшие предпосылкой создания диалектических законов:
1) принцип, который строится на основе тождественности бытия и мышления: что бы мы и рассматривали, во всем мы обнаруживаем разум и его законы — «все действительное разумно, а все разумное — действительно»;
2) принцип, который строится на основе триады: все реальные процессы и явления проходят в своем развитии обязательно три стадии: а) тезис; б) антитезис; в) синтез;
3) принцип, который базируется на методе восхождения от абстрактного к конкретному: абстрактное — это обособленное мышление, которое основывается на изолированных качествах объекта; конкретное достигается сложением абстракций -- чем больше абстракций, тем конкретнее наше знание.
Гегель
рассматривает историю как
Гегель мировую историю дифференцирует на три эпохи:
• восточную (история возникает на Востоке, и первые корни ее развития характеризуются отсутствием любой свободы);
• античную (осознание свободы распространяется и на других, кроме правителя, как это было на Древнем Востоке. Она становится достижением определенного множества граждан, которым это помогло избежать рабства);
• германскую (осознание людьми своей свободы в соответствии с христианскими принципами).
Оптимальным
вариантом общественного
Карл Маркс (1818 – 1883) – создатель и творец диалектико-материалистической философию.
В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения.
В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание – сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества.
Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории.
К. Ясперс начал свою деятельность как психиатр.
В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски человеком своей индивидуальности.
Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться как иносказательная: она является лишь “шифром бытия” и нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть содержание “шифра”. Господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит “крушение шифра”: человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных представлений о действительности (от “трансцендентального бытия-в-себе”).
Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (трансцендентного).
Материализация культуры в своем высшем технологическом проявлении и наиболее низкой духовной форме — приводит к возникновению цивилизации — это одна из главных идей О. Шпенглера. Философ начинает с генезиса культуры, заявляя, что культура возникает из некого «первосимвола», откуда в дальнейшем формируются все ее особенности, проявления. Такую основу культуры О. Шпенглер называет «профеноменами» и подчеркивает факт их стихийного возникновения в географическом и этническом пространстве. В истории человечества, по мнению Шпенглера, существовало 8 уникальных культур, каждая из которых возникала из определенного профеномена, который на протяжении всей ее истории обуславливающего ее характер: греко-римская (ее основой философ считал тело, конечности и, как следствие, высшей формой культуры была скульптура), западноевропейская (ее основа – бесконечное пространство, динамизм, соответственно высшая форма — фуга (музыкальное произведение)), вавилонская, индийская, китайская, майя, визан— тийско—арабская, египетская. В качестве девятой, находящейся в процессе становления, он называл русско-сибирскую. В своем развитии каждая культура проходит пять этапов: детство, юность, зрелость, старость, упадок. При этом Шпенглер считал юность и зрелость этапами наибольшего творческого потенциала и его реализации, а упадок культуры и является цивилизацией – высшим технологическим уровнем ее развития и в то же время это период антитворчества, к которому приводит господство сложнейших технологий, низкий уровень духовности, высокая степень отчуждения человека. XX век, по мнению Шпенглера, и есть приход цивилизации.