Философия нового времени (Немецкая классическая философия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в.— первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. Связывая создание диалектико-материалистической философии с процессом обогащения К. Марксом материалистической мысли «приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха», В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобретений — диалектика...» .
Не свободные от существенных ограниченностей диалектические новации немецкой классической философии оказались включенными в острейшую конфронтацию идеализма, прошедшего путь от кантовского «трансцендентального идеализма» до гегелевского «абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе этой конфронтации, которая длительное время выглядела как победоносная для идеализма, последний существенно обновился и сделался значительно более содержательным, чем прежде. Это явилось мощным стимулом для соответствующего обновления и дальнейшего развития материализма. Фейербах, вступая на такой путь, усмотрел возможность материалистического «перевертывания» содержания идеалистических учений от Канта до Гегеля на основе выявления его имплицитной и вместе с тем существенной материалистичности. Это был принципиально важный шаг в деле понимания новейших сложных форм взаимодействия материализма и идеализма, сопровождавшийся использованием данного понимания в интересах раз вития материалистической философии.

Содержание

1. Введение......................................................................................... стр.3
2. Философия нового времени.......................................................... стр.4
2.1. Культурно-историческая обусловленность и основные черты немецкой классической философии.................. стр.4
2.2. «Критическая философия» И.Канта................................ стр.7
2.3. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля................стр.14
2.4. Антропологическая философия Л.Фейербаха...............стр.18
3. Заключение....................................................................................стр.21
4. Список использованной литературы...........................................стр.22

Работа содержит 1 файл

Нем. классическая философия - реферат.docx

— 62.23 Кб (Скачать)

     -противоречие - это процесс взаимопроникновения  и взаимоотрицания противоположностей. При раскрытии действия этого закона Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет свою иную противоположность и существует эта ее противоположность.

     Другой  стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны  единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии  взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями .“Противоречие - вот что на самом деле движет миром и смешно говорить. что противоречие нельзя мыслить”.

     “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью”.

     Третий  закон диалектики - закон отрицания  отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

     Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного  состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление  старого; 2)преемственность в развитие; 3)утверждение нового.

     Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и  характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с  прохождением в процессе развития трех стадий:

     -утверждение  или положение (тезис);

     -отрицание  или противоположение этого утверждения  (антитезис);

     -отрицание  отрицания, снятие противоположностей (синтез).

     Процесс отрицание отрицания, не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой  себе и, наконец, сменяется синтезирующей  высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как  противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического  процесса.

     Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее. что было накоплено на предшествующей ступени. 

2.4.Антропологическая  философия Л.Фейербаха 

     В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ  Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит  вера в догматы, тогда как в  основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии  Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые  составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по духу идеалистическая философия  возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

     Согласно  Фейербаху, для освобождения от религиозных  заблуждений необходимо понять, что  человек – не творение бога, а  часть – и притом наиболее совершенная  – вечной природы. Он писал: «Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог – мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа – слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек». Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела.

     Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это  другой человек, «Ты». «Именно любовь к другому человеку есть путь к  признанию его объективного существования, а тем самым к признанию  существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви  – любви к другим людям».

     В своей  теории  философ обосновывает следующие выводы:

    • единственно существующими реальностями является природа и человек;
    • человек является частью природы;
    • человек есть единство материального и духовного;
    • человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек - центр всей методологии;
    • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
    • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;
    • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;
    • все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.

     В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

  • Бога как самостоятельной реальности нет;
  • Бог - порождение сознания человека;
  • мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
  • Бог не является творцом, истинный творец - человек, а Бог - творение человека, его разума;
  • религия - глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
  • корни религии - в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

     В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания - это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

     С точки зрения методологии, материализм  Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Заключение 

     Немецкая  классическая философия внесла неоценимый вклад в развитие философской мысли и культуры человечества. Она не только подвела итоги развития европейской мысли, но и предложила свои пути и методы решения традиционных проблем бытия, соотношения мира и человека, теории познания, нравственности.  Были систематизированы предшествующие взгляды и положения по вопросам противоречия, взаимоперехода противоположностей, создана целостная теория всеобщей связи и развития — диалектика. Большое значение, в рассматриваемый период, придавалось одной из фундаментальных проблем рационализма — тождеству объекта и субъекта. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель через диалектику субъектно-объектных отношений рассматривали и решали онтологические, гносеологические, ценностно-смысловые и другие вопросы философского знания.

     Таким образом, классическая немецкая философия  сыграла выдающуюся роль в истории  развития диалектического мышления, в критическом отношении к  метафизическому методу, который  господствовал в философии XVII - XVIII вв.

     Достижение  немецких философов заключается  в том, что именно они разработали  диалектический метод.  Кант попытался  обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого  разума. Фихте вложил в идеалистическую  диалектику понимание разума как  движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Фейербаха диалектика Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  использованной литературы.

1.Константинов Ф.В. Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия,1967. – т.2, С.420-424, т.4, С.23-25.

2.Философия: Учеб. пособие/Под ред. Л.А. Алексеевой – Донецк ДонНТУ 2010. С.23-25.

3.Философия: Учеб. пособие/ Под ред. Л.Г. Кононовича и Г.И. Медведевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – С.76-83.

4.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Учеб. пособие. – М.: Высшая шк., 1989. – 478 с.

5. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия,1986. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1. Под редакцией И.Т. Фролова. Москва, 1989г.

2.Мир философии.  Ч.1,2. Москва, 1991г.

3.Фейербах Л.  История философии. Москва, 1974г.

4.Г. В. Ф.  Гегель "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.

Информация о работе Философия нового времени (Немецкая классическая философия)