Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:46, реферат
Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в.— первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. Связывая создание диалектико-материалистической философии с процессом обогащения К. Марксом материалистической мысли «приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха», В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобретений — диалектика...» .
Не свободные от существенных ограниченностей диалектические новации немецкой классической философии оказались включенными в острейшую конфронтацию идеализма, прошедшего путь от кантовского «трансцендентального идеализма» до гегелевского «абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе этой конфронтации, которая длительное время выглядела как победоносная для идеализма, последний существенно обновился и сделался значительно более содержательным, чем прежде. Это явилось мощным стимулом для соответствующего обновления и дальнейшего развития материализма. Фейербах, вступая на такой путь, усмотрел возможность материалистического «перевертывания» содержания идеалистических учений от Канта до Гегеля на основе выявления его имплицитной и вместе с тем существенной материалистичности. Это был принципиально важный шаг в деле понимания новейших сложных форм взаимодействия материализма и идеализма, сопровождавшийся использованием данного понимания в интересах раз вития материалистической философии.
1. Введение......................................................................................... стр.3
2. Философия нового времени.......................................................... стр.4
2.1. Культурно-историческая обусловленность и основные черты немецкой классической философии.................. стр.4
2.2. «Критическая философия» И.Канта................................ стр.7
2.3. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля................стр.14
2.4. Антропологическая философия Л.Фейербаха...............стр.18
3. Заключение....................................................................................стр.21
4. Список использованной литературы...........................................стр.22
Рефлектирующая
способность суждения рассматривает
все разнообразие частых законов
природы, как подчиненное
Своеобразие эстетической оценки произведений искусства состоит, по Канту, в том, что суждение эстетического вкуса основывается не на понятии, а лишь на особом удовольствии, доставляемом созерцанием формы эстетического предмета. В этом смысле эстетическое суждение субъективно и его оценка не может быть доказана. При этом, однако, эстетическое суждение высказывается нами так, как если бы выражаемая в нем оценка имела общее для всех и необходимое значение. Таким образом, эстетическое суждение возвышается над простым заявлением субъективного вкуса. В эстетическом суждении произведение искусства (художественного творчества) рассматривается как целесообразное, но его целесообразность не предписана художнику извне. Это – целесообразность без цели. Прекрасное нравиться нам независимо от практического интереса.
Эстетика Канта противоречива и ошибочна в своих принципах. Основа ее – субъективный идеализм, сводящий эстетическое к особой точке зрения или установке сознания. В теории искусства Канта основа эта ведет к формалистическому пониманию произведений искусства и художественной деятельности. Незаинтересованность художника в вопросе о реальном существовании того, что изображается им в произведении искусства, вела к оправданию взгляда, будто высшим видом искусства должно быть совершенно бесцельное и беспредметное искусство (в роде арабески). Взгляд этот подчеркивал в произведении искусства значение формы и умалял значение содержания. Неудивительно поэтому, что впоследствии во второй половине 19 века и в начале 20 века, буржуазные эстетики и искусствоведы формалистического направления подчеркивали в эстетике Канта несомненную и сильную формалистическую тенденцию. Однако в разрез с этой явной и господствующей тенденцией Кант все же высшим видом искусства признал искусств поэзии, возвышающееся до способности изображать идеал.
Второй
областью предметов, к которым прилагается
рефлектирующая способность суждения,
являются, по Канту, организмы
природы. Их своеобразие в том, что в
качестве явлений чувственного мира и
в качестве предметов научно-рассудительного
познания они должны быть подводимы только
под понятие механической закономерности
природы. Но в качестве предметов разума
они должны быть подводимы под понятие
целесообразности. Соединение этих способов
рассмотрения, не доступное человеческому
рассудку, допустимо для некоего высшего
интеллекта, который может мыслить единство
механизма природы и целесообразности.
2.3.Философская
система и метод Г.В.Ф.
Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - является одним из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Его перу принадлежит множество сочинений, такие как «Феноминология духа», «Наука логики», «Философия права», «Энциклопедия философских наук» и другие.
Творчество
философа считается вершиной классической
немецкой философии. Многие диалектические
идеи, выдвинутые Кантом, Шеллингом, Фихте
нашли продолжение в его
Философия
Гегеля — максимально
Философскую систему Гегель разделяет на три составных части:
1) логика,
2) философия природы,
3) философия духа.
С
точки зрения философа логика является
системой «чистого разума», которая
совпадает с божественным разумом.
Однако откуда бы Гегель смог узнать мысли
Бога, да еще до сотворения мира? Этот
тезис философ просто
постулирует, т.е. вводит
без доказательств. Фактически
же свою систему логики Гегель черпает
не из священных книг, а из великой
книги самой природы и
«Мыслями
Бога» оказываются наиболее общие
законы развития природы, общества и
мышления. Диалектический идеализм Гегеля
именно в логике ближе всего стоит
к диалектическому
“Философия
Гегеля - максимально
Исходным
пунктом философии Гегеля выступает
тождество мышления (сознания) и
бытия, это тождество представляет
собой субстанциональное
Объективное абсолютное мышление «есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается». Восхождение от абстрактного к конкретному общий принцип развития.
Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и теории познания.
Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод : все действительное разумно, все разумное действительно. Философ полагал, что то, что существует разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, является закономерностью.
Вторая ступень развития по Гегелю - природа. «Природа есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования»
Третья ступень гегелевской системы - философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе.
Саморазвитие духа идет по трем ступеням:
1) “субъективный дух” - индивидуальное человеческое сознание
2) “объективный дух” - человеческое общество, и три главные формы : право, нравственность, государство.
3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию.
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.
С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нем самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.
В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип. или закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.
Разрабатывая свою теорию диалектики Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.
Постановка
и решение Гегелем вопроса
о предмете и методе философии
права опирается на диалектику в
ее спекулятивно-идеалистической
“Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, - писал Маркс, - отнюдь не помешала тому. что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно”.
Открытие
диалектического метода, составление
целой эпохи в философском
мышлении, не было случайностью. Гегель
неоднократно подчеркивал, что в
истории философской мысли
Диалектический идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства.
Гегель характеризовал диалектику, как движущую душу истинного познания, как принцип вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Три закона диалектики по Гегелю:
Первый - закон перехода количественных изменений в качественные.
Гегель
дал определение категорий
«Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определенность бытия.
Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, то есть не знают количественных соотношений».
Количество, по Гегелю, есть определенность, “безразличная для бытия” внешняя определенность вещи. Качество есть внутренняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определенно и качественная величина, качественно определенное качество.
Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера.
Каждая вещь, поскольку она качественно определенная, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок, как сложное диалектическое состояние. Скачок - это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое - уже есть. Например, так, благодаря количественным изменениям мера оказывается превзойденной и в результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление. Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель - в порок.
Второй закон диалектики - закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон. Для характеристики этого закона, Гегель рассматривает такие понятия, как:
-тождество - равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу;
-различие - отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу;
-противоположности - взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга;
Информация о работе Философия нового времени (Немецкая классическая философия)