Философия нового времени (Немецкая классическая философия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в.— первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. Связывая создание диалектико-материалистической философии с процессом обогащения К. Марксом материалистической мысли «приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха», В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобретений — диалектика...» .
Не свободные от существенных ограниченностей диалектические новации немецкой классической философии оказались включенными в острейшую конфронтацию идеализма, прошедшего путь от кантовского «трансцендентального идеализма» до гегелевского «абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе этой конфронтации, которая длительное время выглядела как победоносная для идеализма, последний существенно обновился и сделался значительно более содержательным, чем прежде. Это явилось мощным стимулом для соответствующего обновления и дальнейшего развития материализма. Фейербах, вступая на такой путь, усмотрел возможность материалистического «перевертывания» содержания идеалистических учений от Канта до Гегеля на основе выявления его имплицитной и вместе с тем существенной материалистичности. Это был принципиально важный шаг в деле понимания новейших сложных форм взаимодействия материализма и идеализма, сопровождавшийся использованием данного понимания в интересах раз вития материалистической философии.

Содержание

1. Введение......................................................................................... стр.3
2. Философия нового времени.......................................................... стр.4
2.1. Культурно-историческая обусловленность и основные черты немецкой классической философии.................. стр.4
2.2. «Критическая философия» И.Канта................................ стр.7
2.3. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля................стр.14
2.4. Антропологическая философия Л.Фейербаха...............стр.18
3. Заключение....................................................................................стр.21
4. Список использованной литературы...........................................стр.22

Работа содержит 1 файл

Нем. классическая философия - реферат.docx

— 62.23 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Украины

Донецкий  Национальный технический университет 
 
 
 

Кафедра философии

Реферат

По курсу  «Философия»

Тема 7

Философия нового времени

(Немецкая  классическая философия) 
 
 
 
 

Выполнили:

Шупанова  Екатерина Сергеевна

студентка II курса

факультета  ИЭМ

гр. ВЭД-09

Шпарбер Ксения Валерьевна

студентка II курса

факультета  ИЭМ

гр. ВЭД-09

Проверил:

____________ Пашков В.И. 
 
 
 
 

Донецк 2010

Тема: Философия нового времени

(Немецкая  классическая философия)

План

  1. Введение......................................................................................... стр.3
  2. Философия нового времени.......................................................... стр.4
    1. Культурно-историческая обусловленность и основные черты немецкой классической философии............................ стр.4
    2. «Критическая философия» И.Канта................................ стр.7
    3. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля................стр.14
    4. Антропологическая философия Л.Фейербаха...............стр.18
  3. Заключение....................................................................................стр.21
  4. Список использованной литературы...........................................стр.22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

     Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в.— первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. Связывая создание диалектико-материалистической философии с процессом обогащения К. Марксом материалистической мысли «приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха», В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобретений — диалектика...» .

     Не  свободные от существенных ограниченностей диалектические новации немецкой классической философии оказались включенными в острейшую конфронтацию идеализма, прошедшего путь от кантовского «трансцендентального идеализма» до гегелевского «абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе этой конфронтации, которая длительное время выглядела как победоносная для идеализма, последний существенно обновился и сделался значительно более содержательным, чем прежде. Это явилось мощным стимулом для соответствующего обновления и дальнейшего развития материализма. Фейербах, вступая на такой путь, усмотрел возможность материалистического «перевертывания» содержания идеалистических учений от Канта до Гегеля на основе выявления его имплицитной и вместе с тем существенной материалистичности. Это был принципиально важный шаг в деле понимания новейших сложных форм взаимодействия материализма и идеализма, сопровождавшийся использованием данного понимания в интересах раз вития материалистической философии.

     К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха  относится уяснение того отнюдь не очевидного факта, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.

     Именно  все эти факторы и обусловили актуальность данной темы в современном обществе.

     Цель реферата  - рассмотреть особенности и философию нового времени (немецкую классическую философию). 

    Основные  задачи: 

    • Раскрыть  предпосылки к развитию немецкой классической философии;
    • Изучить особенности определенных философских концепций, таких как «критическая философия» И.Канта, антропологическая философия Л.Фейербаха, а так же философской системы и метода Г.Ф.В. Гегеля;
    • Проанализировать изученные концепции и сформулировать вывод. 
       

 

  1. Философия нового времени
    1. Культурно-историческая обусловленность и основные черты немецкой классической философии.

     Немецкая  классическая философия – идеология  исторически прогрессивной для  своего времени немецкой буржуазии. Она отражала как своеобразные условия  развития капитализма в Германии конца 18, начала 19 веков, так и крупнейшие социально-экономические сдвиги, происшедшие  в это время в более развитых странах Европы. Международными условиями  формирования немецкой классической философии  был процесс ломки общественных отношений феодального общества, который совершился в сравнительно короткий исторический период и выявил революционный диалектический характер общественного развития. Особенности  положения Германии, наложившие свой отпечаток на развитие немецкой классической философии, состояли в том, что тогдашняя Германия, в отличие от Англии и Франции, все еще оставалась феодально-раздробленной страной, что препятствовало экономическому и культурному развитию немецкого народа. В немецких государствах господствовал религиозный обскурантизм1, провинциальная ограниченность. Буржуазия не была объединена  в масштабе всей страны, не составляла единого класса, способного по-революционному бороться против феодализма, а потому ее протест был половинчатым, робким, особенно по сравнению с выступлениями идеологов французской революции. Эти особенности развития Германии привели к тому, что немецкая классическая философия отражала социально-экономические сдвиги того времени в умозрительной, спекулятивной, идеалистической форме. Однако, как и во Франции 18 века, в Германии конца 18 – начала 19 веков политической революции предшествовала революция философская. Главными деятелями этой философской революции в Германии и были классики немецкой философии.

     Теоретическими  источниками немецкой классической философии была как национальная философская традиция, прежде всего  диалектическая (мистика, Лейбниц и  др.), так и все крупнейшие достижения предшествующего философского развития человечества, начиная с древности, в особенности рационализм Декарта  и Спинозы, философия английского и французского Просвещения 17-18 веков. Теоретическим источником немецкой классической философии было и естествознание конца 18 – начала 19 века. На формирование немецкой классической философии, в особенности на гегелевскую систему, известное влияние оказала и английская политическая экономия.

     Немецкая  классическая философия не представляла собой единого направления. Кант был дуалистом, Фихте – субъективным, а Шеллинг и Гегель – объективными идеалистами, Фейербах – материалистом. Тем не менее, классиков немецкой философии от Ката до Гегеля объединяет линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности , которые у Канта и Фихте рассматривались лишь как формы, присущие человеческому мышлению, а в дальнейшем (у Шеллинга и особенно у Гегеля) как формы самой действительности; последняя, однако, понималась как духовная реальность, разум, развивающийся путем самоотрицания во всем многообразии явлений универсум2. Таким образом, немецкий классический идеализм выдвинул в качестве основной философской проблемы проблему диалектичности тождества мышления и бытия, исследуя с этой точки зрения отношение субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философской категории.

     Немаловажно, что все названные мыслители  сами считали себя радикальными новаторами в философии. Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии  в процессе преодоления ранее  господствовавшей в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», полагал, что он вместе с тем совершает «коперниканскую революцию» по отношению к всей предшествующей философии. Фихте был убежден, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для социально-политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая им «антропология», революционно «перевертывающая» гегелизм, означает в то же время глобальный конец философии в прежнем ее понимании.

     Каждый  из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия  представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется  следующими общими чертами:

     1. Своеобразным пониманием роли  философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "душой" культуры.

     2. Исследовались не только человеческая  история, но и человеческая  сущность. У Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой  жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать  взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

     3. Все представители классической  немецкой философии относились  к философии как к специальной  системе философских дисциплин,  категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских  дисциплин, прежде всего, гносеологию  и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

     4. Классическая немецкая философия  разрабатывает целостную концепцию  диалектики.

     Кантовская  диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого  разума.

     Диалектика  Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я  и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.

     Великим диалектиком является Гегель, который  представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в  виде процесса, т.е. исследовал его в  беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерываниях постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

     Вся классическая немецкая философия дышит  диалектикой. Особо надо сказать  о Фейербахе. До последнего времени  в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха  к диалектике Гегеля трактовалась как  отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить  этот вопрос на две части: первое - отношение  Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе - Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, "выплеснул с водой  и ребенка", т.е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли.

     Однако  сам Фейербах в своих философских  исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и  материальная природа). Им предпринята  попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих "объятий", хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

     5.Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.  

Информация о работе Философия нового времени (Немецкая классическая философия)